Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:46, реферат
В работе речь идет о социалистическом типе права, вызвавшем неодинаковую реакцию – от критики до признания. Критическая оценка многих принципов и положений социалистического типа права или признание некоторого его сходства (по структуре, понятиям) с романо-германской правовой семьей не помешали видным компаративистам признавать данную систему как реальность, подлежащую сравнительному изучению.
Введение
1. Возникновение и особенности социалистического права
2. Советская правовая система
3. Европейские социалистические правовые системы
4. Правовые системы социалистических государств Азии
5. Правовая система Кубы
6. Перспективы развития социалистического права
Выводы
Литература
В то время как западноевропейские парламенты ежегодно на протяжении многих лет готовят по нескольку сотен законов, парламентские органы Союза ССР обнаруживали сходную производительное!! законотворчества только по совокупности всех лет существования советской правовой системы.
Причем главным законодателем в советской – непартийной – части государственного аппарата стал узкий круг лиц, избиравшихся не населением, а Верховным Советом, а на деле – его Президиумом. В Конституции СССР 1936 г. Президиуму Верховного Совета поначалу отводилась роль толкователя законов, которые издавались на сессиях парламента. Но этот компактный, немногочисленный по составу и всегда находившийся "под рукой" государственный орган оказался удобным для штамповки одобренных высшими партийными инстанциями решений. Явочным порядком через Президиумы Верховного Совета СССР, а также союзных и автономных республик стали проводиться указы, вносящие изменения и дополнения в законы СССР и соответствующих республик.
В конце 40-х годов практика "указного" законотворчества была легализована поправкой в Конституции. В результате большая часть законодательных норм вводилась посредством указов Президиума Верховного Совета, санкционированных впоследствии Верховным Советом СССР. Как правило, сессия штамповала эти указы, практически даже не создавая видимости их обсуждения. За 1938-1985 гг. Верховный Совет издал 120 законов об утверждении указов своего Президиума, причем, обычно одним актом санкционировался сразу пакет указов.
Малочисленность законов открывала широкий путь для ведомственного и партийного правотворчества, необходимого в создавшихся условиях. Поэтому качество многих законов и указов оставалось очень низким.
4. Законодательные
акты в СССР страдали
Граждане Советского Союза
не могли воспользоваться
5. Другой негативной чертой
советского законодательства
Подобная ситуация стала отголоском сталинизма в юриспруденции: в 30-50-х годах засекречивались даже Кодекс законов о труде и Положение о товарищеских судах, которые, казалось бы, должны были быть самыми доступными актами права. Большая часть общесоюзных нормативных правовых актов не подлежала широкой публикации, а рассылалась в полузакрытом порядке по административным каналам.
Господство партийного и
ведомственного законодательства затрудняло
проведение кодификационных работ.
Пожалуй, наиболее удачным был опыт
нэпа, когда кодификация охватила
все сферы общественной жизни. За
полтора года законотворческой деятельности
в 1922–1923 гг. было подготовлено семь кодексов:
Уголовный, Кодекс о труде, Земельный,
Гражданский, Уголовно-процессуальный,
Гражданский процессуальный и Лесной.
Вскоре последовало издание нового
Кодекса законов о браке, семье
и опеке и Положения о
С образованием СССР аналогичные работы проводились в сфере союзного законодательства: были приняты Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик, Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, Общие начала землепользования и землеустройства, Воздушный, Таможенный кодексы и ряд других важных кодификационных актов. В 1927 г. появилось неофициальное "Систематическое собрание действующих законов СССР", состоявшее из шести томов.
Казалось бы, создавалась возможность для повторения удачного опыта М.М. Сперанского и создания законов СССР и союзных республик. Однако крутая ломка общественных отношений, предпринятая сталинским руководством в конце 20-х – начале 30-х годов, сняла вопрос о комплексной систематизации законодательства с повестки дня.
На протяжении последующей четверти века в СССР не проводилось никакой систематизации и кодификации законодательства. К середине 50-х годов только союзных актов (законодательных и правительственных) накопилось около 400 000. Они вносили полную неразбериху не только своим количеством, но и низким юридическим качеством.
Во второй половине 50-х
годов возобновилась
На базе этой – третьей
в истории советского права –
кодификации (1918-1919 гг., 1922-1930 гг., 1958-1970
гг.) в середине 70-х годов началось
осуществление программы
В 1985 г. завершилось издание десятитомного Свода законов СССР. Всего в Свод законов было включено 1367 нормативных актов. Будучи нестабильными по содержанию (оперативное обновление которого так и не удалось наладить), эти тома остались мертвым па мятником эпохи застоя. Таким образом, полная кодификация советского права – даже в части официального законодательства, без учета партийных и ведомственных норм, игравших фактически роль законов, так и не состоялась.
6. Особняком в системе
источников советского права
стояли судебная практика и
обычаи. Следуя традициям романо-
В 20-х годах судебная власть осуществляла также конституционный контроль в СССР.
Согласно Положению о
Верховном Суде СССР, принятому в
1923 г., в его задачу входило представление
заключения по требованию Президиума
ЦИК СССР о законности с точки
зрения Конституции СССР тех или
иных постановлений ЦИК и
Состоявшая при Верховном
Суде прокуратура имела право
входить непосредственно в
Хотя решающие полномочия
сосредоточивались в руках
В первые 40 лет существования
советского правосудия в нем были
представлены три основные формы
процесса: состязательная (при рассмотрении
гражданско-правовых дел), инквизиционная
(применявшаяся Особыми
Уголовно-процессуальное законодательство
1958-1960 гг. ликвидировало легальную
основу инквизиционного
Суды, как и вся система юстиции, составляли важный элемент командной системы партийного руководства страной. Органы правосудия не могли быть гарантами прав человека, особенно когда речь шла о необходимости защитить его от могущественной государственной машины. Разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной – отрицалось и в теории, и на практике.
Суды, находясь в центре системы уголовной юстиции, выступали как органы расправы, репрессии, а не как органы правосудия, так как законодатель ставил перед всеми органами уголовной юстиции общую задачу борьбы с преступностью.
По традиции, укоренившейся
в сталинскую эпоху, процессуальное
законодательство пренебрегало правами
граждан. Суды, подчиняясь данной свыше
установке об усилении борьбы с правонарушениями,
почти отказались от оправдательных
приговоров. Недостаточная требовательность
судов к качеству проведенного предварительного
расследования провоцировала
Суды и все другие правоохранительные
органы находились в фактической
зависимости от местных властей.
Они зависели от исполкома местного
Совета в материальном плане: "слишком"
независимые судьи долго могли
ждать получения жилья, испытывали
трудности с отоплением, продуктовым
снабжением, устройством детей в
детский сад и т.п. Кроме того,
ретивые администраторы были в силах
организовать отзыв судьи с его
поста или забаллотировать
Судьи состояли – практически
поголовно – членами "правящей
партии". Институт партийной ответственности
стал еще одним орудием подрыва
конституционной нормы о
На протяжении всех лет советской власти суд так и не занял подобающего ему места в правовой системе общества, что связано как с традициями правового нигилизма, так и со стремлением партийной элиты заменять правосудие своим индивидуальным усмотрением. А ведь юстиция была и остается несущей конструкцией в любой правовой системе. Пренебрежительное отношение к правосудию прокладывает дорогу произволу, подрывает устои права и самого общества.
К 80-м годам советская правовая система оказалась в состоянии хронического кризиса. Он был вызван: неоправданной централизацией правотворчества, препятствовавшей принятию на местах наиболее рациональных управленческих решений; несостыковкой юридических норм и новых потребностей хозяйственного развития страны и отдельных предприятий; разрывом между законодательными постановлениями и их реализацией на практике.
Синхронное воздействие этих негативных факторов можно было преодолеть только с помощью всеобъемлющей и комплексной правовой реформы. Однако руководители СССР не сумели ее провести, а в конце 80 – начале 90-х годов пошли по пути десоветизации права, демонтажа социалистической правовой системы. Впрочем, умения не хватило и на это. Процесс преобразований вырвался из-под контроля, и в ходе революционных событий 1991 г. советская правовая система распалась на разрозненные элементы, сохраняющиеся в законодательстве бывших республик Советского Союза и в правосознании их граждан.
Информация о работе Социалистическое право как особый исторический тип права