Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:47, реферат
Принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об
исполнительном производстве» предполагает необходимость существенного
обновления нормативно-правовой базы исполнительного производства.
1. Организация и правовой статус службы судебных приставов
2. Правовой статус судебных приставов
3. Основы финансово-хозяйственной деятельности Службы судебных приставов
4. Проблемы организации Службы судебных приставов и принудительного
исполнения.
исполнительного производства.
Обоснованность вывода об
ведомственных правовых актов по вопросам исполнительного производства
подтверждает и тот факт, что ни в одном из известных ныне комментариев к
данному Закону1 не присутствует вывод о запрете на принятие ведомственных
актов по вопросам исполнительного производства.
Более того, специалисты, принимавшие непосредственное участие в
подготовке Закона «Об исполнительном производстве», например Е.Н. Сидоренко
(Министерство юстиции Российской Федерации), Л.В. Белоусов {Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации), прямо указывают на необходимость
издания подзаконных актов по вопросам исполнительного производства и
конкретизируют свою мысль указанием на то, что «должна быть также
разработана инструкция о применении Закона», имея в виду Федеральный закон
«Об исполнительной производстве»2.
Правомерность такой
Коллегии Министерства юстиции Российской Федерации от 30 апрели 1997 г.
предусматривающим переработку Инструкции об исполнительном производстве.
Аналогичный вывод вытекает из анализа нормотворческой практики,
поскольку со времени вступления в силу Федеральных законов «О судебных
приставах» и «Об исполнительном производстве» было принято значительное
количество ведомственных актов, регулирующих вопросы принудительного
исполнения судебных актов и актов других органов (т.е. вопросы
исполнительного производства).
Например:
• Временная инструкция о порядке ареста и реализации прав
{требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным
денежным обязательствам
товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторская
задолженность), при обращении взыскания на имущество организаций-
должников (утвержденная приказом Министерства юстиции России от 3 июля
1998 г. № 76);
• Инструкция о порядке выполнения органами пограничного контроля
Федеральной пограничной службы Российской Федерации поручений
правоохранительных органов, органов, осуществляющих оперативно-
розыскную деятельность, и службы судебных приставов, (утвержденная
приказом Федеральной
1998 г.);
• Перечень изменений и дополнений, вносимых в приказ МВД России от
26 ноября 1996 г. № 624, определяющий порядок снятия с учета
автотранспорта, на который постановлением судебного пристава-
исполнителя обращено взыскание по исполнительному производству
(утвержденный приказом МВД
• а также иные ведомственные акты.
Правомерность принятия
инструкции по применению Федерального закона «Об исполнительном
производстве», подтверждается также позицией высших органов законодательной
власти Российской Федерации и законотворческой практикой последнего
времени, которая подтверждает законность и обоснованность издания
инструкций по применению соответствующих федеральных законов и относит этот
вопрос
к компетенции федеральных
Так, например, в ст. 9 Федерального закона от 31 июля 1998 г. «О
налоге на игорный бизнес» прямо сказано, что инструкции по применению
данного Федерального закона издаются Государственной налоговой Службой
Российской Федерации по согласованию z Министерством финансов Российской
Федерации1. Таким образом, правовой основой деятельности судебных
приставов, в том числе и в сфере принудительного исполнения судебных актов
и актов других органов, следует считать совокупность нормативно-правовых
актов, включающую в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные
законы (включая конституционные), нормативные правовые акты Президента и
Правительства Российской Операции, международные договоры Российской
Федерации, ведомственные правовые акты Министерства юстиции Российской
Федерации, правовые акты иных министерств и ведомств, затрагивающие те или
иные вопросы деятельности судебных приставов.
Новая система
практически все основные организационно-структурные элементы, оптимальное
наполнение которых соответствующим кадровым потенциалом и материально-
техническим содержанием позволит Службе судебных приставов эффективно
развиваться и должным образом исполнять свои функциональные обязанности.
,К числу нововведений принципиального характера, привнесенных в систему
исполнительного производства указанными правовыми актами, можно отнести
следующие.
2. Организация Службы судебных приставов на федеральном уровне.
Орган принудительного
– Служба судебных приставов Министерства юстиции России получила:
• самостоятельную, жестко очерченную законом организационную структуру.
• централизованную систему управления;
• установленные законом формы контроля каждым вышестоящим звеном Службы
за организацией работы подчиненных ему подразделений;
• возможность проводить самостоятельную, профессионально ориентированную
политику;
• определенные законом источники финансирования.
Определенная ст. 5 Федерального закона «О судебных приставах»
организационная структура Службы судебных приставов Министерства, юстиции
Российской Федерации выглядит следующим образом.
Возглавляет Службу Главный судебный пристав Российской Федерации,
которой по занимаемой должности одновременно является заместителем министра
юстиции Российской Федерации. Он руководит Службой в целом {в масштабах
Российской Федерации) и ответственен за выполнение стоящих перед ней задач.
Главный судебный пристав Российской Федерации:
• издает приказы, распоряжения, давать указания, регулирующие вопросы
организации деятельности судебных приставов;
• в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда
устанавливает структуру и штаты Службы;
организует ее финансовое и
материально-техническое
• решает вопросы подбора и расстановки кадров;
• рассматривает в пределах своей компетенции жалобы на действия судебных
приставов.
В составе Министерства
приставов, который обеспечивает организационное и методическое руководство
нижестоящими структурными образованиями Службы судебных приставов. В состав
Департамента входят отраслевые отделы, организующие работу по отдельным
Направлениям деятельности Службы судебных приставов. Возглавляет
Департамент руководитель департамента, который по занимаемой должности
одновременно является заместителем Главного судебного пристава Российской
Федерации.
В составе центрального аппарата Министерства юстиции России
предусмотрено также создание Службы судебных приставов Управления военных
судов, комплектуемой лицами офицерского состава и прапорщиками, которые
проходят воинскую службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и состоят
в штатах Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с
законом указанное подразделение Службы судебных приставов должен
возглавлять заместитель начальника Управления военных судов — Главный
военный судебный пристав.
3. Организация Службы судебных приставов на уровне субъектов
Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях)
образованы Службы судебных приставов органов юстиции, возглавляемые
Главными судебными приставами субъектов Российской Федерации, которые по
занимаемой должности одновременно являются заместителями руководителей
органов юстиции субъектов Российской Федерации.
В составе Служб судебных
приставов субъектов
районные,
межрайонные или
судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами. Данные
подразделения являются основным звеном Службы судебных приставов и включают
в себя должности судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по
обеспечению установленного порядка деятельности судов.
В настоящее время
судебных приставов (за исключением Службы судебных приставов Управления
военных судов Министерства юстиции России) созданы на всей территории
Российской Федерации, за исключением Чеченской Республики.
Правовой статус судебных приставов
Правовое положение Службы
возводит ее в ранг правоохранительной структуры, поскольку, исполняя свои
служебные обязанности, судебные приставы вправе:
разыскивать, арестовывать и изымать имущество должников и
принадлежащие им денежные средства;
реализовывать изъятое
• производить финансовые операции, необходимые для удовлетворения
требований взыскателей, законность и обоснованность которых подтверждена
судебными актами или актами иных уполномоченных законом органов;
• применять к лицам, не выполняющим требования судов или иных
уполномоченных законом органов, меры принудительного характера (приводы,
штрафные санкции, представление о возбуждении уголовного дела и др.);
• применять в необходимых случаях огнестрельное оружие и специальные
средства;
• привлекать к участию в исполнительном производстве граждан и
организации, в том числе работников органов внутренних дел и других
правоохранительных органов.
Функциональные возможности судебных приставов (в сравнении с их
предшественниками — судебными исполнителями) значительно возросли,
поскольку действующим законодательством не только существенно расширена
сфера и организационно-правовые формы их деятельности, но и введена
определенная профессиональная специализация.
Одни из них — судебные
приставы-исполнители —
исполнительное производство, в ходе которого предпринимают все необходимые
меры
по исполнению решения суда или иного
уполномоченного законом
Другие — судебные приставы по обеспечению установленного порядка
деятельности судов — призваны оказывать необходимую поддержку своим
коллегам — судебным приставам-исполнителям, а также обеспечивать порядок в
деятельности суда, охрану и безопасность участников судебного процесса.
Поскольку задачи и функции указанных должностных лиц различны,
действующее законодательство наделяет их различным по характеру объемом
полномочий.
В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона «О судебных
приставах» судебный пристав по обеспечению установленного порядка
деятельности судов обязан:
• обеспечивать в зданиях судов и в помещениях, временно занимаемых
судами, безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и
свидетелей;
• выполнять распоряжения председателя суда, а также распоряжения судьи
или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением
порядка в суде;
*
исполнять решение суда и
лицам предусмотренных законом мёр процессуального принуждения;
• обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат, и судебных
помещений в рабочее время;
проверять подготовку судебных помещений к заседанию, суда;
• обеспечивать по поручению судьи доставку к месту проведения судебного
процесса уголовного дела, вещественных доказательств и их сохранность;
• поддерживать общественный порядок в судебных помещениях;
• взаимодействовать с военнослужащими, осуществляющими конвоирование
лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
• предупреждать и: пресекать преступления и иные правонарушения,
выявлять правонарушителей и, в случае необходимости, задерживать их и