Правопорядок – это
система общественных отношений, которая
устанавливается в результате точного
и полного осуществления предписания
правовых норм всеми субъектами права.
Качество, степень правопорядочности общественной
жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и
его индивидов. В условиях стабильногоправопорядка эффективно
функционирует экономика, достигается
гармония в действиях законодательной,
исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность
различных общественных и частных организаций, реально
гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется
его материальные и духовныепотребности.
Основные характеристики правового
государства
Правовое государство – такая
политическая организация общества, при
которой осуществляется максимально возможная
социальная и политико-юридическая защищенность
интересов и прав каждого человека, гарантируется
и охраняется нормальное функционирование
гражданского общества. Главное в правовом
государстве – верховенство закона во
всех сферах общественной жизни и связанность
государства и его органов законами.
Право – механизм, форма регулирования
поведения людей, социальных общностей,
которые устанавливаются государством
в целях достижения и осуществления общественной
стабильности и порядка. Правовое государство
можно определить как правовую форму организации
и деятельности политической власти и
ее взаимоотношений с индивидами как субъектами
права. Оно выступает основой взаимной
социальной ответственности личности
и общества.
10 Основные правовые
системы современности
Правовая
система - это совокупность взаимосвязанных
правовых явлений, нормативную основу
которых составляет право. В настоящее время выделяют
три основные разновидности правовых
систем:
- национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;
- тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);
- правовую семью.
Правовая
семья - это совокупность национальных
правовых систем. Обычно выделяют четыре
правовые семьи современности.
1. Романо-германская
семья - Италия, Франция, Германия, Австрия,
Швейцария.
Признаки
романо -германской правовой семьи:
- единая иерархически построенная система источников права;
- главную роль в формировании права играет законодатель;
- наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;
- важное положение занимают подзаконные нормативные акты;
- деление системы права на отрасли.
2. Англосаксонская
семья - Великобритания, США, Канада,
Австралия.
Признаки
англосаксонской системы права:
- основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решении по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
- ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;
- главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;
- отсутствие кодифицированных отраслей права;
- отсутствие классического деления права на частное и публичное.
3. Религиозная
семья – Иран, Ирак, Пакистан, Судан.
Среди признаков данной правовой семьи
можно выделить следующие:
- главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;
- источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Ведах, законах Ману и т. д.;
- тесная взаимосвязь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами;
- отсутствует деление права на частное и публичное;
- судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.
4. Традиционная
семья – Мадагаскар, некоторые страны
Африки, Китай, Япония.
Признаками
данной правовой семьи являются следующие:
- доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
- обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;
- юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.
- Международное право как особая система права
- Международное право можно определить как систему международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание международного мира и укрепление международной безопасности, установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а в некоторых случаях и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.
Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств. Предметом международно-правового регулирования выступают разнообразные политические, экономические, торговые, военные, научно-технические, культурные и иные отношения между субъектами международного права. Международное право имеет свою систему, которую можно представить как совокупность международно-правовых норм, институтов и отраслей международного права, взятых в своем единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.
Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.
Нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем свободного согласования воли суверенных государств и выражения этой согласованной воли в заключаемых между ними конкретных международных договорах, принимаемых в соответствии со сложившейся договорной и обычной практикой государств. Такой порядок создания норм международного права приводит к тому, что они в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира (например, Устав Организации Объединенных Нации 1945 года, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года и др.). Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение (согласие) субъектов международного права.
Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются субъекты международного права. Урегулированные международно-правовыми нормами международные отношения приобретают характер международно-правовых. Вступая в те или иные международно-правовые отношения, субъекты международного права тем самым реализуют свои права и обязанности.
Нормы международного права по юридической силе подразделяются на императивные и диспозитивные. В статье 53 Венской конвенции о праве международных договоров говорится, что императивная норма общего международного права (jus cogens) является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.
Отсюда можно сделать вывод, что императивные нормы составляют правовую основу всего международного права и всех международных отношений, основу всего международного правопорядка и политической стабильности в мире. Они обладают наивысшей юридической силой, в силу чего международные договоры, противоречащие хотя бы одной императивной норме, являются ничтожными с момента их заключения. Императивные нормы образуют ядро системы международного права.
Сложилось общее мнение, что императивными нормами являются в первую очередь основные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, юридическое содержание которых раскрыто в Декларации о принципах международного права 1970 года, основные принципы, содержащиеся дополнительно в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года, другие основные принципы международного права, находящиеся на стадии становления.
Однако следует отметить, что нет какого-либо международно-правового акта, который перечислял бы императивные нормы, имеющие характер jus cogens.
Диспозитивной является такая норма, в рамках которой субъекты международного права могут самостоятельно определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств. Например, в соответствии со статьей 14 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года прибрежное государство может устанавливать исходные линии для отсчета ширины территориального моря, используя поочередно любой из методов в за<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';