Шпаргалка по "Основы права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Государство и право, их роль в жизни общества.
2. Определение понятия государства, его основные признаки.
3. Формы правления государства.
4. Понятие и виды государственных режимов.
5. Формы государственного устройства и их характеристики. Особенности федеративного устройства России.
6. Характеристика внутренних и внешних функций государства.
7. Структура государственной власти в современных странах.
8. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

1 Роль государства и права.docx

— 150.87 Кб (Скачать)

-является    суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти   как внутри государства ,так и за его пределами;

-осуществляется  на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

-обладает монопольным  правом применять принуждение  на территории своего действия (территории государства);

-обладает монопольным  правом налогообложения определенных  лиц, находящихся на территории  государства ( для формирования  бюджета – казны государства  );

-распространяется на  всех лиц (физических, юридических),находящихся  на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

-издает нормативно-правовые  акты.

Государственную власть и  государство нельзя отождествлять, это не одно и то же ( в литературе термин «публичная власть» иногда используется как синоним «государства»).Государственная  власть – это способ руководства (управления) обществом, а государство  – способ (форма) организации общества. Государственная власть –это атрибутивный   признак государства, его  необходимый  элемент как системного образования, поскольку фундаментальные признаки  государственно организованного общества (государства) : государственная власть (управленческая основа государства),государственный народ (социальная основа государства),государственная территория (материальная основа государства).Государство – это организация общества как единого целого, управляемого специальным аппаратом власти, распространяющейся на все население страны и ее территорию.

3 фОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ      

Форма правления в государстве - это структура высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.  
      Форма государственного правления дает возможность уяснить:  
• как создаются высшие органы государства и какого их строение;  
• как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;  
• как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением  
страны;  
• в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.    

  По указанным признакам формы  государственного правления подразделяются  на:   
• монархические (единоличные, наследственные)  
• республиканские (коллегиальные, выборные)     

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит как правило по наследству.  
     Основные признаки монархии: Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок передачи верховной власти; представительство монархом государства по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.  
     Виды монархий:  
1. Деспотия (неограниченная власть) - деспот (верховный властелин) обладает неограниченной наследственной властью по отношению к своим подданным, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата.  
2. Сословно-представительская монархия - власть монарха ограничена сословно-представительским органом (собранием).  
3. Абсолютная монархия - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.  
4. Конституционная монархия - власть монарха ограничена в значительной степени представительским органом, ограничение выражено в конституции, которую монарх не в праве изменять.  
5. Парламентарная монархия: правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;  
- Лидер партии, обладающей наибольшим количеством мест в Парламенте становится главой государства;  
- В законодательной, исполнительной и судебной власти власть монарха - символическая;  
 - Законодательные акты принимаются Парламентом и формально подписываются монархом;  
- Правительство согласно конституции несет ответственность перед Парламентом, а не перед монархом.      

Республика - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Признаки:  
• Существование единоличного и коллегиального главы государства  
• Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов власти; 
• Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;  
• Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом  
• Обязательность решений верховной государственной власти для всех госорганов  
• Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.    

Виды республик:  
1. Парламентарная республика - верховная власть принадлежит Парламенту:   
      Правительство формируется из депутатов Парламента, с коллегиальной ответственностью перед Парламентом за деятельность, в случае потери доверия - уход в отставку.  
      Глава государства избирается Парламентом (обнародует законы, право роспуска парламента, назначение главы правительства, главнокомандующий).  
      Глава правительства назначается главой государства (формирует правительство и т.д. по исполнительной власти)  
2. Президентская республика - президент сочетает в себе функции главы государства и главы правительства:   
     Президент избирается внепарламентскими методами,   
     Правительство формируется президентом, правительство отвечает перед президентом, а не парламентом;  
      Более широкие права главы государства по сравнению с парламентарной республикой.

4 Государственный режим — совокупность средств, способов и методов осуществления государственной власти. В отечественной юридической науке имеет место отождествление понятий «государственный режим» и «политический режим». Однако эти явления не тождественны. Понятие «политический режим» шире по своему объему, чем государственный. Оно включает в себя средства, способы и методы как государственного, так и негосударственного воздействия на общество, вбирает не только государственные, но и многообразные иные, негосударственные, общественные формы политической жизни, связанные, например, с деятельностью политических партий, других массовых негосударственных общественных объединений, организаций и движений, местного самоуправления, трудовых коллективов, и т. д.

В отличие от политического государственный  режим представляет совокупность средств  и методов реализации государственной  власти только с помощью государственного механизма. При этом выделяют правовые и неправовые методы осуществления  политической власти. К правовым относятся  экономическая поддержка, предпринимательства, выбор такой избирательной системы, которая обеспечит преимущество правящему классу, идеологическая поддержка  проводимого курса и т. д. Неправовые методы связаны с насилием, политическим террором, насаждением в обществе страха, запретом политической оппозиции, расстрелом массовых демонстраций и  т. п. Выбор методов зависит от соотношения сил в стране. Частый переход политической власти от одной  силы к другой приводит к изменению  государственного режима, что обязательно  отразится на форме правления  и форме государственного устройства.

Следует помнить, что в любом обществе есть определенные силы, которые, хотя и не связаны  с государственной властью, однако оказывают на нее огромное влияние. Это различные промышленно-финансовые группы, военно-промышленный комплекс, группы давления, политические партии, средства массовой информации, наконец, церковь. Они становятся полноправными  участниками политической жизни, борются  за власть, влияют на нее. В результате государство перестает быть единственным субъектом политической власти, ее носителем. Значит, понятие «государственный режим» не охватывает всех средств  осуществления политической власти и, как отмечается в научной литературе, его следует использовать для  характеристики способа правления  до XVIII в., т. е. до времени появления  политических партий.

Государственные режимы подразделяются на два типа в зависимости от соотношения  в способе правления методов  и средств демократии и диктатуры: автократические (от греч. autokrateia —  самодержавие, самовластие, неограниченная власть одного лица, опирающаяся на насилие) и демократические.

Разновидностями автократического государственного режима были:

— деспотический  режим (от греч. despotica — неограниченная власть);

—- диктаторский режим (от лат —неограниченная власть);

— тиранический режим (от греч. — tyrannis — единоличное  правление, установленное насильственным путем)

Деспотический режим был характерен для ранних этапов развития государственности, для  абсолютной монархии, когда неограниченная власть концентрировалась в руках  одного лица (деспота), которому принадлежала светская и церковная власть. Этот государственный режим опирался на огромный бюрократический аппарат  и характеризовался крайним произволом в управлении, полным бесправием подданных, отсутствием правовых и моральных  начал в управлении. В деспотическом государстве доминировала карательная налоговая политика по отношению к народу, жестоко подавлялась любая самостоятельность, тем более недовольство со стороны подвластных. Психологической основой деспотического государственного режима был страх. Подобный режим встречался в древнейших государствах азиатского способа производства в Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае, в странах Ближнего Востока, Средиземноморья, Азии, Африки, Южной Америки.

Диктаторскому режиму свойственны те же черты, что  и деспотическому: неограниченная власть, произвол, насилие, жестокость, беззаконие, всеобщий страх. В Древнем Риме (V—I вв. до н. э.) диктатором называлось должностное  лицо, которое избиралось членами  сената на 6 месяцев и наделялось на этот срок всей полнотой власти. Как  правило, диктатор избирался для  решения определенной чрезвычайной задачи: защиты государства от внешних  врагов и т. п. Данная традиция выборности была нарушена, в частности, Юлием  Цезарем, который установил личную диктатуру.

Исторической  разновидностью диктаторского государственного режима являлся абсолютизм (V—XVIII вв.). Он характеризовался концентрацией  всех видов власти в руках монарха. После буржуазных революций XVII—XVIII вв. абсолютные монархии стали преобразовываться  в конституционные. Традиционный абсолютизм сохраняется и сейчас в целом  ряде стран: Марокко, Иордания, Саудовская Аравия.

Тиранический  режим основан на единоличном  правлении, однако в отличие от деспотии и диктатуры, власть тирана устанавливается  путем незаконного захвата власти, сопровождающегося смещением законной власти с помощью государственного переворота. Для тирании также  характерны произвол и террор, отсутствие нравственных и правовых начал в  управлении, бездействие законов. Однако в истории были случаи, когда тиран, опираясь на поддержку народных масс, проводил реформы в интересах  бедных, улучшал социально-экономические  условия их жизни. Этот способ правления  был распространен в Древней  Греции в VII-VII вв. до н. э.

Демократические режимы существовали в античности и  средневековье в городах-полисах  и городах-коммунах. Они не получили широкого распространения, что было обусловлено низким уровнем культуры населения, безразличием к нуждам общества.

 

5 Форма государственного устройства - это политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Решать абсолютно все задачи, стоящие перед государством, из центра нецелесообразно, а во многих случаях и невозможно. Поэтому территория государства после определенного порога численности населения и размеров территории делится на части, каждая из которых имеет свои органы власти и управления. Возможны различные варианты взаимоотношений между центральными и местными властями. По форме государственного устройства различают: 1) унитарное государство, представляющее собой единое государство, части которого не обладают признаками государственности. Унитарное государство делится на административно-территориальные единицы. Они не обладают политической самостоятельностью, хотя в экономической, социальной, культурной сферах могут наделяться значительной компетенцией для управления соответствующей территорией с учетом ее особенностей. Унитарное государство характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Компетенция высших органов ни юридически, ни фактически не ограничена компетенцией местных органов. В зависимости от административно-территориального деления государства действует один уровень высших органов государства и один или несколько уровней местных органов; 2) федеративное государство. Федерация - сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности. Федерации могут быть образованы или в результате договора (иногда он заключается в письменной форме) между ранее независимыми государствами, или путем присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной самостоятельности, или вследствие развития стремлений к обретению государственности в адми-нистративно-территориальных или автономных единицах унитарных государств. Субъекты, т.е. составные части федерации, в большей или меньшей степени обладают признаками самостоятельных государств, но одновременно федерация - единое суверенное государство. В связи с этим при конструировании и теоретическом осмыслении различных моделей федеративных государств возникает немало практических и теоретических проблем. Основная отличительная особенность построения государственного аппарата в федеративных государствах - наличие двух уровней высших государственных органов (федерации в целом и субъектов федерации); 3) объединение государств. В данном случае необходимо отметить такую форму государственного устройства, как конфедерация, т.е. объеди-нение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач. Субъекты конфедерации сохраняют суве-ренитет практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода; самостоятельно осуществляют власть на своей территории. Некоторое ограничение суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые повлекли добровольное объедине-ние данных государств. Конфедерации не обладают суверенитетом. У органов конфедерации есть полномочия в определенных сферах, но они настолько ограничены, что ни о какой суверенности не может быть и речи, В конфедерациях нет конституции и законодательства: есть только договор о создании конфедерации, подписанный представителями всех субъектов конфедерации. Органам конфедерации предоставляется право издания нормативных документов, но они носят рекомендательный характер или же для вступления в юридическую силу должны быть одобрены высшими органами субъектов конфедерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы права"