Шпаргалка по "Основы права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Государство и право, их роль в жизни общества.
2. Определение понятия государства, его основные признаки.
3. Формы правления государства.
4. Понятие и виды государственных режимов.
5. Формы государственного устройства и их характеристики. Особенности федеративного устройства России.
6. Характеристика внутренних и внешних функций государства.
7. Структура государственной власти в современных странах.
8. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

1 Роль государства и права.docx

— 150.87 Кб (Скачать)

Особенности федеративного  устройства России

Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

  1. Государственная целостность РФ.
  2. Единство системы государственной власти.
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.
  4. Равноправие и самоопределение народов.
  5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Особенности федеративного устройства РФ.

Российская Федерация  – неоднородная федерация, построенная  по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация  является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция  РФ имеет верховенство и высшую юридическую  силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

6 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 
Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.

Функции современного цивилизованного государства разделяются  на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

1) экономическая,  которая сводится к формированию  и исполнению бюджета, определению  стратегии экономического развития  общества, обеспечению равных условий  для функционирования различных  форм собственности, стимулированию  предпринимательской деятельности  и т.п.;

2) социальная, которая  выражается в комплексе мероприятий  по оказанию социальных услуг  членам общества, их социальном  обеспечении и т.д.;

3) правоохранительная, которая направлена на укрепление  правопорядка и законности в  государстве;

4) культурно-просветительная,  призванная обеспечить культурный  и образовательный уровень граждан,  свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия  в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями  культуры.

Внешние функции:

1) экономическое  сотрудничество с другими странами;

2) оборона страны  от нападения извне, охрана  государственных границ;

3) участие в  межгосударственных мероприятиях  по урегулированию международных  и внутригосударственных конфликтов;

4) борьба за  мир и мирное существование;

5) научно-техническое  и культурное сотрудничество  с другими странами;

6) взаимодействие  с другими странами по защите  окружающей среды и созданию  необходимых условий для экологического  выживания мирового сообщества.

 

7 В структуре  современного государства различают  пять основных элементов: представительные  органы, исполнительно-распорядительные, судебные, органы прокурорского  надзора, органы государственного  контроля. Существует два основных  принципа организации государственной  власти. Согласно первому, законодательная,  исполнительная и судебная ветви  власти должны находиться в  одних руках. Согласно другому  принципу, разделение властей выражается  в четком разграничении законодательной,  исполнительной и судебной власти  по функциям и составу. Законодательные,  исполнительные и судебные институты,  будучи независимыми друг от  друга, взаимно контролируют друг  друга и не допускают сосредоточения  власти в одних руках.

Высшим законодательным  органом государства является парламент  – представительный институт, избираемый в современных демократических  странах на основе всеобщего избирательного права. Современные парламенты имеют  сложную структуру и состоят, как правило, из двух палат. Нижние палаты парламентов формируются посредством  выборов. Способы формирования верхних  палат более разнообразны. В Великобритании палата лордов состоит из наследственных и пожизненных пэров и высших иерархов англиканской церкви. В США  в сенат избираются по два представителя  от каждого штата. В Германии депутаты высшей палаты назначаются правительствами  земель. В России Совет Федерации  формируется из представителей глав законодательной и исполнительной власти субъектов федерации (по два  представителя от субъекта РФ).

Все разнообразие существующих парламентов подразделяют в зависимости от характера их взаимоотношений с исполнительной властью на пять групп. Доминирующие парламенты играют ведущую роль в политической жизни, формируют и жестко контролируют исполнительную власть (Италия). Автономные парламенты в основном контролируют законодательный процесс, самостоятельны в своей деятельности, но не имеют достаточных полномочий для контроля за исполнительной властью (США). Автономные парламенты в большей степени характерны для стран со сложившейся практикой межгрупповых консультаций по политическим проблемам. Ограниченно автономные парламенты формируются там, где острый характер приобретает конфронтация между правительством и оппозицией (Великобритания).Подчиненные парламенты находятся в зависимом положении от исполнительной власти и не имеют возможности контроля за её деятельностью (Кения). Полностью подчиненные парламенты характерны для многих популистских мобилизационных (Танзания), военных (Ирак), коммунистических (бывший СССР, Куба) режимов. Такие парламенты редко собираются на сессионные заседания, которые имеют чисто формальный характер.

Парламенты  как представительные органы законодательной  власти выполняют следующие функции: легитимации представительства, рекрутирования и социализации элит, контроля за исполнительной властью.

Исполнительная  власть осуществляет непосредственно  управление обществом на основе принятых законов. Основными видами исполнительной власти являются абсолютная и ограниченная. Выделяют пять основных функций исполнительной власти: определение основных направлений  политики государства; контроль за её выполнением; мобилизация властвующей  элиты и масс для поддержки  проводимой политики; церемониальное руководство; руководство в кризисных  ситуациях.

Таковы основные структурные элементы современного государства.

8 Органы государственной власти Российской Федерации.

 

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Каждый государственный  орган, осуществляющий одну из трех функций  государственной власти, взаимодействует  с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений  часто называетсясистемой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к  организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — являетсяпредставительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат:Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию,который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в 
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со 
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя 
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредствомконституционного судопроиз 
водства. 

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

9 Значение законности  и правопорядка в современном  обществе

Законность есть строгое  и полное осуществление предписаний  правовых законов и основанных на них юридических актов всеми  субъектами права.

Законность – основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного  общества, всех звеньев его политической системы. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие  им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который  соответствует предписания правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью  правового регулирования общественных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы права"