Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:42, шпаргалка
1. Государство и право, их роль в жизни общества.
2. Определение понятия государства, его основные признаки.
3. Формы правления государства.
4. Понятие и виды государственных режимов.
5. Формы государственного устройства и их характеристики. Особенности федеративного устройства России.
6. Характеристика внутренних и внешних функций государства.
7. Структура государственной власти в современных странах.
8. Система органов государственной власти в Российской Федерации.
Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.
Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:
Особенности федеративного устройства РФ.
Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.
Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.
Функции
государства – это главные направления его
деятельности. В них выражается его сущность,
то есть роль и назначение государства
в обществе.
Функции современного
цивилизованного государства
Внутренние функции:
1) экономическая,
которая сводится к
2) социальная, которая
выражается в комплексе
3) правоохранительная,
которая направлена на
4) культурно-просветительная,
призванная обеспечить
Внешние функции:
1) экономическое
сотрудничество с другими
2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;
3) участие в
межгосударственных
4) борьба за мир и мирное существование;
5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;
6) взаимодействие
с другими странами по защите
окружающей среды и созданию
необходимых условий для
7 В структуре
современного государства
Высшим законодательным
органом государства является парламент
– представительный институт, избираемый
в современных демократических
странах на основе всеобщего избирательного
права. Современные парламенты имеют
сложную структуру и состоят,
как правило, из двух палат. Нижние палаты
парламентов формируются
Все разнообразие
существующих парламентов подразделяют
в зависимости от характера их
взаимоотношений с
Парламенты как представительные органы законодательной власти выполняют следующие функции: легитимации представительства, рекрутирования и социализации элит, контроля за исполнительной властью.
Исполнительная власть осуществляет непосредственно управление обществом на основе принятых законов. Основными видами исполнительной власти являются абсолютная и ограниченная. Выделяют пять основных функций исполнительной власти: определение основных направлений политики государства; контроль за её выполнением; мобилизация властвующей элиты и масс для поддержки проводимой политики; церемониальное руководство; руководство в кризисных ситуациях.
Таковы основные структурные элементы современного государства.
8 Органы государственной власти Российской Федерации.
Государственная власть в России осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.
Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.
Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.
Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называетсясистемой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
Принцип разделения
властей относится не только к
организации государственной
Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.
Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — являетсяпредставительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат:Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.
Правительство
Российской Федерации является высшим
органом исполнительной власти. Это коллегиальный орга
Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.
1. Конституционный
Суд Российской Федерации, а также конституционные (в
республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в
других субъектах Российской Федерации)
суды со
ставляют ветвь судебной власти, которая
является органом конституционного
контроля, самостоя
тельно и независимо осуществляющим судебную
власть посредствомконституционного
судопроиз
водства.
2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.
Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.
Законность – основа нормальной
жизнедеятельности