Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Гражданское право".

Файлы: 1 файл

Гос скинули мне..doc

— 929.50 Кб (Скачать)


1. Понятие таможенного права и его место в правовой системе российского права. Предмет, метод и источники таможенного права

Таможенное право — комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики.

ТП является комплексной отраслью права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.

Среди российских юристов нет единого мнения о месте  таможенного права в единой правовой системе.

Ученые, считающие таможенное право  несамостоятельной отраслью исходят из того, что в таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования общественных отношений, а гражданско-правовому почти нет места.

Ученые,  относящие таможенное право  к самостоятельной отрасли отталкиваются от того, что у него есть свой предмет регулирования- широкий круг общественных отношений в таможенной сфере, во вторых- есть свой круг субъектов регулирования- таможенные органы  и их служащие, которым противопоставлены физические и юридические лица., в третьих, таможенное право имеет свой круг объектов регулирования- товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, в четвертых есть свои источники регулирования.

Метод таможенного права представляет собой совокупность приемов, способов и средств осуществления таможенной политики, реализации норм таможенного законодательства. В рамках таможенного регулирования применяются два метода правового воздействия.

Императивный метод — это метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в определенные отношения с государственными органами, уполномоченными в области таможенного дела. Данные таможенные правоотношения регулируются строго установленными правилами поведения.

Диспозитивный метод — это метод дозволений. Данный метод правового регулирования таможенных правоотношений имеет место лишь тогда, когда поведение участников регламентируется гражданско-правовыми нормами (чаще всего при заключении гражданско-правовых договоров, например, при регулировании договора перевозки).

Источники таможенного права- правовые акты в которых содержаться нормы таможенного права.

Нормы таможенного права содержаться в:

1.   Конституции РФ (ст. 71, 74, 8)

2.   ФЗ (ТК, КоАП, ФЗ «О таможенном тарифе», ФЗ “ О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ « О ввозе и вывозе культурных ценностей», ФЗ «Об основах государственного регулирования внешне-торговой деятельности»)

3.   Указы Президента

- «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней»

- « О государственном регулировании внешне-торговых бартерных сделок»

4. Постановления Правительства РФ

- Таможенный тариф

-Положение о порядке таможенного оформления товаров перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования

5. НПА ГТК и ФТС России

-«Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров»

6. Международные соглашения и договоры

-ГАТТ Генеральное соглашение о тарифах и торговле

-Конвенция  МДП «О международной перевозке грузов с применением МДП

 

 

2.        Субъекты таможенного права: понятие, классификация, правовой статус.

Это уч-ки таможенных правоотношений, наделенные соответствующим правами и обязанностями в таможенной сфере (т/о; государственные служащие т/о и служащие таможенных организаций; юр. и физ. лица). Именно их поведение регулируется нормами таможенного права, отношения между ними входят в состав предмета этой отрасли Названные субъекты можно разделить на 2 группы: специальные и иные. Специальные субъекты – это т/о и государственные служащие т/о. Иные – юридические и физические лица.

1. Т/о РФ – гос-ые органы, которые непосредственно осуществляют деят-ть в сфере таможенного дела. Являются органами исполнительной власти. Исполнительная деят-ть т/о состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела.

2. Министерство экономического развития и торговли РФ – осущ-ет координацию и контроль деят-ти находящейся в его ведении ФТС.  В сфере таможенного дела МЭРТ вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и др. документы.

3. ФТС – ФОИВ, осуществляющий в соответствии с зак-вом РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными првонарушениями.

4. РТУ, таможни, таможенные посты

5. Государственные служащие т/о

6. Иные субъекты: юр. и физ. Лица, перемещающие товары  через таможенную границу. В соответствии с российским зак-вом эти лица имеют право перемещать товары и транспортные ср-ва через т/гр. Это право вытекает из соответствующих положений к РФ. Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз/вывоз товаров и транспортных средств, за исключением случаев, установленных ТК РФ и др. ФЗ РФ. Определенные ограничения ВЭД установлены государством путем лицензирования, т.е. выдачей уполномоченным на то органом специального разрешения на ведение соответствующей деят-ти. Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие дееспособностью, имеют право ввозить в РФ и вывозить из нее товары и транспортные средства в рамках зак-ва России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовые основы таможенного регулирования в РФ: таможенное законодательство и таможенное дело

Таможенное законодательство РФ - совокупность нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами в области ввоза, вывоза и транзита товаров и которые касаются взимания таможенных пошлин, налогов и других сборов либо определяют меры по запрету, ограничению и контролю перемещения товаров через государственные границы.

В систему законодательства таможенного права как отдельной правовой отрасли входят правовые акты, в которых содержатся нормы таможенного права. К их числу относятся Конституция; федеральные законы; нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств, федеральных служб и других федеральных органов исполнительной власти. Нормы таможенного права содержатся также в некоторых актах региональных таможенных управлений. Эти нормативно правовые акты называются источниками таможенного права и составляют его законодательную систему. К источникам таможенного права можно отнести те международные договоры и соглашения в сфере таможенного дела, которые признает и в которых участвует Российская Федерация.

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Понятие «таможенное дело» объединяет широкий круг вопросов, относящихся к реализации таможенной политики государства специально уполномоченными для этого органами. Как правило, в большинстве стран мира такими органами являются таможенные службы. Кроме того, в реализации таможенной политики, так или иначе, участвуют центральные банки, министерства финансов (казначейства), торговли, обороны, внутренних дел и т.п. Сам термин не имеет аналогов в таможенном праве большинства зарубежных стран, за исключением России и других стран СНГ.

Термин «таможенное дело» не следует путать как с термином «таможенная политика», так и с термином «таможенное регулирование», так как в отличие от последних таможенное дело охватывает только узкие вопросы практической реализации таможенной политики государства. Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее – таможенный союз) – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, – в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Система таможенных органов Российской Федерации. Функции и правомочия таможенных органов РФ.

Т/о – федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли. Т/о составляют единую, федеральную централизованную систему, в которую входят:

1. ФТС России, 2. РТУ, 3. таможни, 4. таможенные посты. В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.) В ведении ФТС могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на т/о.

Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов РФ, органам МСУ и общественным объединениям. Каждый нижестоящий т/о подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность. Места нахождения определяются исходя из объма пассажиро- и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития ВЭС отдельных регионов и др.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является ФТС. Руководство ФТС осуществляет Правительство РФ. Назначение/освобождение на должность руководителя ФТС и его заместителей осущ-ся Правительство РФ. Начальники РТУ и таможен и др. должностные лица т/о назначаются (освобождаются) в порядке, устанавливаемом руководителем ФТС.

РТУ, таможни, таможенные посты действуют а основании положений, утверждаемых ФТС.

Функции (обязанности) таможенных органов 1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации; 2) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота; 3) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику; 4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию; 5) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза; 6) обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации; 8) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные

Правомочия таможенных органов

1) принимать меры, предусмотренные законодательством о таможенном деле в Российской Федерации, в целях обеспечения лицами соблюдения этого законодательства;

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"