Шпаргалка по "Гражданское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:09, шпаргалка

Краткое описание

Ограниченное вещное право представляет собой право на чужую вещь, у которой уже есть собственник, поэтому правомочия обладателя вещного права отличаются от правомочий собственника: здесь правомочия обладателя вещного права ограничиваются возможностью владеть и пользоваться вещью в том или ином отношении; распоряжаться данной вещью можно только с согласия собственника и в рамках предоставленных им полномочий.

Файлы: 1 файл

гражданка№!.docx

— 38.86 Кб (Скачать)

В отношении права учреждений самостоятельно распоряжаться результатами разрешенной им предпринимательской  деятельности имеется разъяснение, согласно которому доходы учреждения и приобретенное за их счет имущество, учитываемые на отдельным балансе, не могут быть изъяты у этих учреждений по решению государственных органов, в том числе и в тех случаях, когда они не используются или используются не по целевому назначению (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В законодательстве об отдельных  видах учреждений и их уставах  содержатся дополнительные правила  об их правомочиях в отношении  находящегося у них имущества. Например, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об  образовании» имеются нормы, которые  более полно определяют правомочия государственных и негосударственных  образовательных учреждений с учетом их задач и необходимости ведения  определенной хозяйственной деятельности.

Ограничивая хозяйственную  самостоятельность обладателей  права оперативного управления, собственники таких юридических лиц должны принимать на себя возможные последствия  их текущей деятельности. Это проявляется  в установлении субсидиарной ответственности  собственника по обязательствам казенных предприятий и частных и бюджетных  учреждений при недостаточности  их имущества (п. 5 ст. 115 и п. 2 ст. 120 ГК). Однако данное правило не касается автономных учреждений, которые в  соответствии со ст.120 ГК РФ отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением  недвижимого имущества и особо  ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником  этого имущества или приобретенных  автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник  имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.


Особенности осуществления  права собственности на земельные  участки.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ и ст. 130 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся  земельные участки. Особенность  их заключается в отнесении их к недвижимым вещам, и отсюда особый правовой режим сделок с землей - необходимость государственной  регистрации сделок. Кроме этого, ст. 129 ГК РФ содержит особую оговорку о  том, что земля и другие природные  ресурсы могут отчуждаться или  переходить от одного лица к другому  помимо обычного порядка, установленного для других объектов гражданских  прав, и иными способами в той  мере, в какой их оборот допускается  законами о земле.

Актуальным вопросом на сегодняшний  день является вопрос земельной собственности, и прежде всего собственности  частной. Следует отметить, что понятие  права частной собственности  на землю сформулировано не так давно. Ранее действовавшее законодательство не допускало такого права граждан, существовало лишь понятие государственной  собственности на землю.

Центральным нормативным  актом, регулирующим отношения, возникающие  в сфере собственности на землю, является Земельный кодекс Российской Федерации. Глава третья ЗК РФ полностью  посвящена праву собственности  на землю. Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица могут иметь  в частной собственности земельные  участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством  Российской Федерации. Земля и другие природные объекты являются особыми  объектами гражданского оборота, поэтому  на эти объекты распространяется гражданское законодательство, правда, в той мере, в какой вопросы  их оборота не урегулированы законодательством  о земле и других природных  ресурсах.

Согласно ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это  не наносит ущерба окружающей среде  и не нарушает прав и законных интересов  других лиц.

Как и в отношении других объектов гражданских прав, в отношении  земли собственнику принадлежит  три правомочия: правомочие владения, правомочие пользования и правомочие распоряжения.

В отношении правомочия распоряжения необходимо отметить, что применительно  к гражданам и юридическим  лицам оно несколько ограничено. Ограничения прежде всего касаются земель, ограниченных в обороте, или земель, изъятых из оборота. Вместе с тем не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков для строительства, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).

Кроме этих ограничений существуют ограничения по целевому использованию  отдельных категорий земель. В  соответствии со ст. 260 ГК РФ использование  по целевому назначению устанавливается  для земель сельскохозяйственного  назначения и земель особо охраняемых природных территорий.

Ограничения правомочия распоряжения земельным участком могут быть предусмотрены  и другими нормативными правовыми  актами. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные  отношения по владению, пользованию  и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с  ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством  о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

 В настоящее время  в соответствии с Федеральным  законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О  государственном земельном кадастре" все земельные участки, расположенные  на территории Российской Федерации,  независимо от форм собственности  на землю, целевого назначения  и разрешенного использования  земельных участков подлежат  государственному учету. Земли,  не находящиеся в собственности  граждан и юридических лиц,  муниципальных образований, подлежат  разграничению в порядке, определенном  указанным Законом.

Права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования земельным  участком.

Земля как один из основных объектов гражданского права может  быть предметом различных по содержанию прав, признаваемых и защищаемых законом, в том числе права пожизненного наследуемого владения и права постоянного  (бессрочного) пользования земельным участком, названных в ст. 216 ГК. Эти вещные права практически регламентируются нормами Земельного кодекса, к которым ГК отсылает. При этом круг случаев предоставления таких прав после принятия Земельного кодекса сузился.

Согласно Земельному кодексу  предоставление участков гражданам  на праве пожизненного пользования  вообще не допускается, но такое право  сохранено в отношении участков, полученных гражданами в силу норм ранее действовавшего законодательства. Землевладелец вправе однократно бесплатно  приобрести такой участок в собственность (ст. 21).

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возможно только в отношении государственной (муниципальной) собственности на землю. Такое право предоставляется  лишь названным в Земельном кодексе  категориям юридических лиц на основании  решения органа государственного или  муниципального управления, обладающего  соответствующей компетенцией в  области землеустройства. Право  постоянного (бессрочного) пользования  других субъектов, возникшее в силу ранее действовавшего законодательства, за ними сохраняется. Допускается однократное  бесплатное приобретение в собственность  участков, в отношении которых  имеется право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20).

В Земельном кодексе названы  в общей форме права землепользователей. Они могут использовать для собственных  нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые и пресные подземные  воды, возводить с соблюдением  установленных правил постройки, проводить  культурно-технические работы, а  также имеют право собственности  на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и на доходы от реализации полученной продукции (ст. 40, 41).

 При осуществлении  прав пользования земельными  участками землевладельцы должны  учитывать их целевое назначение  и обязаны соблюдать требования  земельного законодательства, направленные  на охрану земель и защиту  экологии, которые предусмотрены  ст. 13 Земельного кодекса.

Земельные сервитуты.

Как вещное право сервитуты  отражают необходимость в постоянном пользовании чужим, обычно соседним, земельным участком для прохода, проезда, прогона скота, прокладки  линий связи и их последующего обслуживания и т.д. Установление сервитута  в аналогичных целях возможно в отношении не только земельных, но и лесных и водных участков, а  также зданий, сооружений и другого  недвижимого имущества, когда возникает  необходимость устойчивого пользования  ими.

На современном этапе  земельные сервитуты стали получать заметное распространение и потребовали  регламентации. Нормы о сервитутах содержатся в ГК, многих других актах гражданского права, а ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дает в ст. 1 легальное определение сервитута - это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут создает постоянное или достаточно длительное по сроку  право пользования чужим земельным  участком, собственник которых сохраняет  свои правомочия в отношении этой недвижимости и может ею свободно распоряжаться, в частности продать. При этом для нового собственника сервитут сохраняет свою силу, что  отражает его вещный характер.

Сервитут устанавливается  законом (публичный сервитут), по соглашению заинтересованных сторон или по решению  компетентного государственного органа либо суда, вынесенному по требованию заинтересованных лиц для защиты как индивидуальных (частных), так  и общественных интересов.

Собственник обремененного  сервитутом земельного участка согласно п. 5 ст. 274 ГК вправе требовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соответствующей платы  за пользование участком, если иное не установлено законом. Публичные  сервитуты обычно являются безвозмездными.

ГК не содержит в отношении  сервитутов развернутого общего регулирования  и определяет их режим применительно  к отдельным их разновидностям, при  этом достаточно кратко. Более подробно земельные сервитуты регламентируются нормами Земельного кодекса. Земельный  кодекс подчиняет частные сервитуты  нормам гражданского законодательства, а в отношении публичных сервитутов содержит ряд норм в ст. 23, которая называет возможные цели установления таких сервитутов. При этом указывается, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он устанавливается. При невозможности использовать земельный участок вследствие установления сервитута землевладелец вправе требовать изъятия этого участка путем выкупа с возмещением ему убытков или предоставления равноценного участка.

 Особенность сервитута  состоит в обязательности его  государственной регистрации, без  чего это вещное право не  возникает. Порядок регистрации  сервитута определен в ст. 27 ФЗ  «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним».


Информация о работе Шпаргалка по "Гражданское право"