Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:09, шпаргалка
Ограниченное вещное право представляет собой право на чужую вещь, у которой уже есть собственник, поэтому правомочия обладателя вещного права отличаются от правомочий собственника: здесь правомочия обладателя вещного права ограничиваются возможностью владеть и пользоваться вещью в том или ином отношении; распоряжаться данной вещью можно только с согласия собственника и в рамках предоставленных им полномочий.
В отношении права учреждений самостоятельно распоряжаться результатами разрешенной им предпринимательской деятельности имеется разъяснение, согласно которому доходы учреждения и приобретенное за их счет имущество, учитываемые на отдельным балансе, не могут быть изъяты у этих учреждений по решению государственных органов, в том числе и в тех случаях, когда они не используются или используются не по целевому назначению (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В законодательстве об отдельных
видах учреждений и их уставах
содержатся дополнительные правила
об их правомочиях в отношении
находящегося у них имущества. Например,
в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об
образовании» имеются нормы, которые
более полно определяют правомочия
государственных и
Ограничивая хозяйственную
самостоятельность обладателей
права оперативного управления, собственники
таких юридических лиц должны
принимать на себя возможные последствия
их текущей деятельности. Это проявляется
в установлении субсидиарной ответственности
собственника по обязательствам казенных
предприятий и частных и
Особенности осуществления права собственности на земельные участки.
В соответствии со ст. 129 ГК РФ и ст. 130 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся земельные участки. Особенность их заключается в отнесении их к недвижимым вещам, и отсюда особый правовой режим сделок с землей - необходимость государственной регистрации сделок. Кроме этого, ст. 129 ГК РФ содержит особую оговорку о том, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому помимо обычного порядка, установленного для других объектов гражданских прав, и иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле.
Актуальным вопросом на сегодняшний
день является вопрос земельной собственности,
и прежде всего собственности
частной. Следует отметить, что понятие
права частной собственности
на землю сформулировано не так давно.
Ранее действовавшее
Центральным нормативным
актом, регулирующим отношения, возникающие
в сфере собственности на землю,
является Земельный кодекс Российской
Федерации. Глава третья ЗК РФ полностью
посвящена праву собственности
на землю. Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане
и юридические лица могут иметь
в частной собственности
Согласно ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Как и в отношении других объектов гражданских прав, в отношении земли собственнику принадлежит три правомочия: правомочие владения, правомочие пользования и правомочие распоряжения.
В отношении правомочия распоряжения
необходимо отметить, что применительно
к гражданам и юридическим
лицам оно несколько
Кроме этих ограничений существуют ограничения по целевому использованию отдельных категорий земель. В соответствии со ст. 260 ГК РФ использование по целевому назначению устанавливается для земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий.
Ограничения правомочия распоряжения земельным участком могут быть предусмотрены и другими нормативными правовыми актами. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В настоящее время
в соответствии с Федеральным
законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О
государственном земельном
Права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Земля как один из основных объектов гражданского права может быть предметом различных по содержанию прав, признаваемых и защищаемых законом, в том числе права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, названных в ст. 216 ГК. Эти вещные права практически регламентируются нормами Земельного кодекса, к которым ГК отсылает. При этом круг случаев предоставления таких прав после принятия Земельного кодекса сузился.
Согласно Земельному кодексу
предоставление участков гражданам
на праве пожизненного пользования
вообще не допускается, но такое право
сохранено в отношении
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возможно только в отношении государственной (муниципальной) собственности на землю. Такое право предоставляется лишь названным в Земельном кодексе категориям юридических лиц на основании решения органа государственного или муниципального управления, обладающего соответствующей компетенцией в области землеустройства. Право постоянного (бессрочного) пользования других субъектов, возникшее в силу ранее действовавшего законодательства, за ними сохраняется. Допускается однократное бесплатное приобретение в собственность участков, в отношении которых имеется право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20).
В Земельном кодексе названы
в общей форме права
При осуществлении
прав пользования земельными
участками землевладельцы
Земельные сервитуты.
Как вещное право сервитуты
отражают необходимость в постоянном
пользовании чужим, обычно соседним,
земельным участком для прохода,
проезда, прогона скота, прокладки
линий связи и их последующего
обслуживания и т.д. Установление сервитута
в аналогичных целях возможно
в отношении не только земельных,
но и лесных и водных участков, а
также зданий, сооружений и другого
недвижимого имущества, когда возникает
необходимость устойчивого
На современном этапе
земельные сервитуты стали
Сервитут создает постоянное
или достаточно длительное по сроку
право пользования чужим
Сервитут устанавливается законом (публичный сервитут), по соглашению заинтересованных сторон или по решению компетентного государственного органа либо суда, вынесенному по требованию заинтересованных лиц для защиты как индивидуальных (частных), так и общественных интересов.
Собственник обремененного сервитутом земельного участка согласно п. 5 ст. 274 ГК вправе требовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соответствующей платы за пользование участком, если иное не установлено законом. Публичные сервитуты обычно являются безвозмездными.
ГК не содержит в отношении
сервитутов развернутого общего регулирования
и определяет их режим применительно
к отдельным их разновидностям, при
этом достаточно кратко. Более подробно
земельные сервитуты
Особенность сервитута
состоит в обязательности его
государственной регистрации,