Рождение, брак и смерть человека в эпоху средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Избранный исследовательский ракурс предполагает сосредоточения внимания на ключевых этапах жизни – от рождения и детства до создания семьи, старения и смерти.
В работе предпринята попытка уяснить прежде всего, как в разные периоды средневековья люди представляли себе, что такое брак, секс, семья, детство, старость, смерть. (То или иное понимание этих явлений называют «демографическими представлениями общества».)
Руководствуясь подобными представлениями (а иногда и отклоняясь от них), люди создавали супружеские пары и разводились, рожали детей, или предотвращали зачатие, ухаживали за больными и стариками, или пренебрегали такими заботами и т. п.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….... 3
Глава I. Рождение и детство………………………………………... 6
Глава II. Модель брака и брачность…………………………………. 9
2.1 Статус женщины………………………………………………… 11
Глава III. Смерть глазами средневекового человека……..………. 13
3.1 Смерть и отношение к ней в средние века…………………… 13
3.2 Смерть и обряд погребения...…………………………………... 17
3.3 Загробный мир в представлениях средневекового человека…. 22
Заключение………………………………………………………….. 28
Список использованной литературы и источников……………… 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа Алексееву.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Заключение.

Главной целью данной работы является определение отношения средневекового человека к основным жизненным вехам своего земного существования. Демографическая динамика существования средневековой семьи - не только и не столько сухой баланс количества рождений и смертей, сколько борьба живых людей за лучшую долю себе и своим детям, исполненная внутреннего драматизма.

Особое внимание нами было уделено субъективному восприятию членами той или иной социальной группы окружавшей их действительности, ибо именно это восприятие непосредственно определяло их поступки, включая и те из них, от которых зависел исход борьбы жизни и смерти.

Этот подход сродни так называемому историко-антропологическому. Его последовательное использование меняет лицо демографии не в меньшей мере, чем лицо истории. Формирующаяся на его основе новая демографическая история, естественно, не ограничивается изучением демографических феноменов «извне». Она претендует на раскрытие их внутреннего, «человеческого» смысла и в первую очередь на уяснение мотивов человеческих поступков. Это требует не только расширения рамок демографической истории, но и изменения ее характера. Одной из важнейших ее задач становится выявление взаимосвязи демографических процессов с представлениями людей прошлого об окружавшей их действительности.

При исследовании этой взаимосвязи, необходимо уделить особое место браку, как исходного условия воспроизводства жизни как таковой.

Как было показано, представления о рождении, браке и смерти пережили в средневековой Европе глубокие изменения.

Вопреки,  церковному браку в Европе достаточно долго сохраняются свободные формы супружества. Их живучесть не должна удивлять. Несмотря на включение брака в число основных христианских таинств, в раннее средневековье он еще не стал органическим элементом принятой картины мира, не превратился у мирян в непререкаемый внутренний императив. Соответственно, начало супружеской жизни оставалось ранним, доля холостяков не увеличилась (особенно у крестьян). Численность же детей, как и их доля в населении в целом, заметно возрастала. Связано это было не только с общим экономическим подъемом и улучшением материальных условий жизни, но и с изменением видения мира у средневекового человека.

Во всех сферах жизни рос престиж земных ценностей. Именно ими все чаще определялись массовое восприятие и поведение. Это сказывалось, в частности, на отношении к семье, женщине и детям. Рыцарский культ Дамы был, конечно, сугубо элитарным явлением. Тем не менее он символизировал известное повышение престижа женщины в обществе в целом. Социальному подъему женщины способствовало и укрепление самостоятельности малой семьи, внутри которой функции хозяйки дома заметно расширялись.

И хотя социальная дистанция, разделявшая в общественном сознании мужчину и женщину, в целом изменилась мало (так как одновременно возрастала и самооценка мужчины), известное упрочение статуса женщины в семье расширяло ее возможности в выхаживании детей, как и больных или немощных взрослых. На судьбах ребенка благоприятно сказался также некоторый прогресс в осмыслении психологических особенностей детей разного возраста.

В итоге доля бездетных семей в XII—XIII вв. редко превышает 30%. В данных семьях выживает обычно трое—четверо детей. Началом старости считают 40 лет. Средняя продолжительность жизни взрослых — даже в среде рыцарства, которое по долгу своего статуса постоянно рисковало жизнью,— достигала 43— 48 лет. Старческая немощь считалась обычной для дворянин — в 60 лет, для крестьян-мужчин — в 50. Естественный прирост в ряде французских провинций поднялся до 0,6—0,7% в год''.

Примерно с середины XIV в. в Европе начался новый период средневековой истории. Бедствия, связанные с чумой, частыми неурожаями и войнами, привели к гибели значительной части населения и обострили внутренний кризис общества.

Разрыв в преемственности поколений облегчил изменение многих традиционных представлений. Именно к этому времени относится и перелом в воззрениях на брак. Моногамный христианский брак становится единственной признанной в общественном сознании формой супружества. Все иные его формы, хотя и не исчезают, рассматриваются как отклонения, заслуживающие осуждения.

Резко изменяется отношение к человеческой жизни. В период, когда смерть от болезни или на войне подстерегала всех и каждого, одной из основных ценностей становится здоровье. Сохранение собственного здоровья, выхаживание детей, борьба со старческими недугами занимают все большее место в помыслах людей разного социального и имущественного статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников.

 

I.Литература.

 

1. Филипп Арьес. «Человек перед лицом смерти» М. «Прогресс» 1992г. – 528с.

2. Бессмертный Ю.Л. «Жизнь и смерть  в средние века» Очерки демографической  истории Франции. – М.: Наука, 1991г. – 240с.

3. «Династические браки» Новая  и новейшая история. Журнал №6  1998г. стр.143-169.

4. «Династические браки» Новая  и новейшая история. Журнал №5 2001г. стр. 185-213

6. Бессмертный Ю.Л. «Возрасты жизни» М. 1988г.

7. Бессмертный Ю.Л. « Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» М.1991г.

8.Дюби Ж. « Куртуазная любовь  и перемены в положении женщины  во Франции ХIIв.» 1990г.

9. Гуревич А.Я. «Культура и общество  средневековой Европы глазами  современников  ХIIIв.» М., 1989г.

 

 

 

 

 

II.Источники.

1. Бессмертный Ю.Л. «15 радостей брака» М.: «Наука» 1991г.

 

 

 

 

 


Информация о работе Рождение, брак и смерть человека в эпоху средневековья