Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 14:09, реферат
Ресурсное обеспечение государственного управления включает в себя:
правовое обеспечение государственного управления;
кадровое обеспечение органов государственного управления;
финансовое обеспечение государственного управления;
информационное обеспечение государственного управления.
В составе государственных финансовых ресурсов выделяют четыре звена:
Являясь важнейшим инструментом мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и перераспределения, финансовая система может быть представлена двумя составляющими: собственно финансовой системой и кредитной системой. Собственно финансовая система осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозвратно и безвозмездно. Кредитная система осуществляет временное перераспределение средств на возвратной и платной основах. В целом финансово-кредитная система воздействует на развитие отраслей и сфер экономики в желаемом направлении.
Важнейшими функциями государства по отношению к финансовой системе являются:
Основные составляющие финансовой системы Республики Беларусь во всей их совокупности и взаимосвязях представлены на рис.14.2.
Наиболее активно финансовая система воздействует на социальные и экономические процессы и явления через бюджет, налоги, дотации, кредит и др.
В своей финансовой деятельности государство использует разнообразные экономические методы, имеющие командно-административный или рекомендательный характер. Например, при формировании денежных средств используется метод обязательных и добровольных платежей, финансовых изъятий, штрафов. При распределении – процентные отчисления от регулируемых доходов, субвенции, дотации, трансферты. При использовании денежных средств – возвратное и безвозвратное финансирование
3.2 Государственный бюджет в системе финансового обеспечения государственного управления
Одной из главных функций государства и одним из наиболее действенных способов его воздействия на социально-экономическое развитие страны является государственный бюджет, который оказывает прямое влияние на отраслевую и региональную структуру производства, уровни ресурсного обеспечения и развития социальной сферы, государственный долг и т. д.
Государственный
бюджет представляет собой централизованный
фонд денежных ресурсов, которым располагает
правительство страны для содержания
государственного аппарата, вооруженных
сил, а также выполнения необходимых социально-экономических
функций. В нем объединяются все основные финансовые
институты - различные виды доходов и расходов. По
сути, бюджет - это годовой финансовый план формирования и использования денежных
средств государства или соответствующих
административно-
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Основой формирования бюджетов в Республике Беларусь служат разработанные и утвержденные Министерством финансов Правила составления и использования республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования (1998). Правила разработаны в соответствии с действующей в республике законодательной базой: Законами
Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» (1998); «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (1998); «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» (1993); «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» (1998); «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (1991); Постановление Совета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» и др.
Для систематизации доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций и т. д. используется бюджетная классификация, которая обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства.
Республиканский бюджет является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканскцх органов государственной власти и управления. Он обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение в области хозяйственного, культурного строительства и обороны.
Сегодня уже никто не берется оспаривать утверждение, что информация является главным фактором управления современным миром, основным ресурсом и инструментом власти. Справедливы слова: «кто владеет информацией, тот владеет миром».
Информация и знания, являясь системообразующими факторами, оказывают активное влияние на все сферы жизнедеятельности современного общества: общественно-политическую, социально-экономическую, оборон-ную, научно-техническую и т. д.
Информацию следует рассматривать как некую совокупность сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах и т. д. независимо от формы их представления. Эти сведения, будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для использования форму, играют в управлении исключительную роль и представляют собой управленческую информацию. Эта информация выделяется из общего массива по критериям пригодности к обслуживанию процессов формирования и реализации управленческого воздействия.
Отдельные документы, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) рассматриваются как информационные ресурсы. Информация, циркулирующая в органах государственного управления, разнородна и разнообразна. Она может относиться к внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической обстановке. Информация этих видов служит основой для принятия управленческих решений на республиканском уровне, на уровне региональных и местных управленческих структур, принимающих решения в пределах своей компетенции. Она может служить основой для подготовки нормативных документов.
При этом следует особо выделить качественное содержание и количественную потребность в информации, циркулирующей в органах государственного управления. Эти аспекты имеют важнейшее значение для повышения эффективности информационного обеспечения.
Весь информационный процесс складывается из следующих операций: поиска, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и потребления информации.
Наиболее трудоемким этапом информационного процесса является сбор информации.
Эффективность сбора информации во многом определяется тем, насколько четко:
а) определен круг информации, относящейся к диагностируемой проблеме;
в) отобраны из собранной информации необходимые данные.
Особое внимание уделяется описанию взаимосвязей различных факторов, определяющих имеющиеся затруднения и возможности.
Сбор информации осуществляется на различных этапах разработки управленческих решений. Многообразие необходимой информации обусловили различные подходы к ее классификации.
Управленческая информация имеет сложную структуру. Ее можно подразделить на распорядительную, координационную, контрольно-оценочную, плановую и т. д.
В зависимости от источника поступления информация делится на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя информация отражает состояние организации и используется для оперативного управления при принятии решений, составлении учетно-отчетной документации, для передачи в другие организации. Ее можно подразделить на исходную и исходящую информацию.
Внешняя информация включает документы и материалы из организаций, которые участвуют или влияют на процесс управления. Она может быть подразделена на дескриптную и прескриптную информацию.
В дескриптной информации содержатся сведения, характеризующие объект управления.
Прескриптная информация носит нормативно-регламентирующий характер и ее предписания являются обязательными для исполнения.
Внешняя информация в зависимости от ее характера может быть:
Такие исследования классифицируются по ряду критериев:
а) временному горизонту (стратегические и текущие);
в) характеру сбора информации (непрерывные, периодические, эпизодические);
в) предмету (анализ структур, ситуаций, процессов);
г) объекту – демоскопические исследования (сбор информации о мотивах покупок, возрасте, профессии, доходах покупателей) и экономические (собирается информация о количестве и структуре, например, условных «продавцов и покупателей», об обороте по товарам и товарным группам, о ценах, сезонных и конъюнктурных колебаниях спроса, о предложениях, объемах продаж и т. д.).
Собранная в ходе исследования информация должна отвечать ряду требований.
Значимость информации повышает способность руководителей принимать более обоснованные решения.
Эффективность информации оценивается соотношением затрат на ее сбор (или приобретение у других организаций) и результата, полученного за счет принятия более качественных решений (рост оборотов, прибыли, повышение рентабельности).
В ходе исследования необходимо определиться:
В зависимости от конкретной ситуации можно создавать собственную информационно-аналитическую структуру или воспользоваться услугами сторонних организаций. Преимущества и недостатки создания собственной информационно-аналитической структуры приведены в таблице 15.1.
Таблица 4.1. Преимущества и недостатки создания собственной информационно–аналитической структуры
Преимущества |
Недостатки |
1. Специализация в своей области, знание ее особенностей |
1. Недостаточная критичность |
2. Гарантия сохранения тайны организации |
2. Значительные условно-постоян- |
3. Полный контроль за процессом получения информации, возможность оперативной корректировки целей и задач исследования |
3. Трудности в привлечении на постоянную работу высококвалифицированных специалистов |
4. Ориентация на получение информ |
4. Сложно учесть опыт других организаций |
Для сбора информации могут использоваться опрос, наблюдение и эксперимент.
Программа опроса должна включать характеристику следующих параметров:
1) предмет опроса – это могут быть, например, мотивы, ориентация, поведение, намерения, предпочтения субъектов опроса и т. д.;
2) тип опроса – специальный или многоцелевой;
Информация о работе Ресурсное обеспечение государственного управления