Ресурсное обеспечение государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 14:09, реферат

Краткое описание

Ресурсное обеспечение государственного управления включает в себя:
правовое обеспечение государственного управления;
кадровое обеспечение органов государственного управления;
финансовое обеспечение государственного управления;
информационное обеспечение государственного управления.

Файлы: 1 файл

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ реферат.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Ресурсное обеспечение государственного управления  включает в себя:

  1. правовое обеспечение государственного управления;
  2. кадровое обеспечение органов государственного управления;
  3. финансовое обеспечение государственного управления;
  4. информационное обеспечение государственного управления.

1. Правовое обеспечение  государственного управления

1.1. Понятие, сущность и  форма правового обеспечения                                                         государственного управления

 

Можно выделить несколько аспектов государственной и общественной реальности правового обеспечения государственного управления:

  • отношения между государством (его органами) и обществом, гражданами, посредством которых формируются государственно-управляющие воздействия (управление обществом со стороны государственного аппарата); первостепенное значение здесь имеют правовые механизмы объективизации государственного управления;
  • отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий);
  • волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы как в государственной службе (кадровый состав государственных органов), так и при обращении граждан в государственные органы при решении каких-либо своих проблем;
  • центральным вопросом этих отношений выступает определение правового статуса государственных органов вообще и в сфере управления в частности.

В центре правового регулирования государственного управления находится правовой статус государственного органа. Правовой статус включает в себя месторасположение и природу государственного органа в целостной системе государственных органов страны (по горизонтали, вертикали или к специализированной системе органов исполнительной власти), компетенцию государственного органа (набор управленческих функций, состав полномочий, перечень управленческих объектов или отдельных аспектов их функционирования), юридическое закрепление его организационной структуры, форм, методов и процедур функционирования.

В целом, к предмету правового регулирования относятся цели, функции, структуры, формы, методы, стадии, процедуры, операции, принципы и многие другие (неодушевленные) элементы государственного управления. Это – регулирование, главным образом, управленческих институтов, формальных явлений и их взаимоотношений, которые практически используются (или не используются) людьми, осваиваются и вводятся ими в решение общественных и частных проблем.

Правовое обеспечение государственного управления должно реализовывать ряд требований, соблюдение которых способствует упорядоченности всех явлений, процессов и отношений в обществе. Это, прежде всего, своевременность принятия соответствующих правовых норм. Запаздывание в нормативном оформлении возникающих управленческих связей создает большие проблемы. Формы правового обеспечения государственного управления должны быть устойчивыми и стабильными. Многое зависит от полноты и внутренней согласованности правовых норм.




 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1.

 

 2. Кадровое обеспечение органов                                                       государственного управления

Как активная сознательно реализуемая деятельность  кадровое обеспечение включает в себя реализацию мер организационного, образовательного, экономического, управленческого характера, направленных на удовлетворение потребностей государственных органов в кадрах определенной специализации и квалификации. Это система целенаправленных кадровых процессов по планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению преемственности государственных служащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебному продвижению.

Таким образом, кадровое обеспечение органов государственного управления направлено на решение ряда задач. Основное значение заключается в опережающем наращивании числа специалистов для своевременного обновления состава государственных служащих с учетом динамично возрастающих требований к их квалификации.

Повышение эффективности деятельности органов государственного управления невозможно без развития профессионализма служащих. Профессионализм формируется на основе профессионального развития, в котором принято выделять:

  -  профессионально-квалификационное  развитие, в основном связанное с обучением и самообразованием, приобретением новых знаний и опыта;

- профессионально-должностное  развитие, связанное с рациональной  расстановкой кадров, базирующейся  на профессиональном потенциале  госслужащих и их служебном росте.

Активное освоение новых знаний, навыков, умений, новых алгоритмов деятельности, расширение сферы профессиональной компетенции, изменение должностного и социального статуса требуют от государственного служащего развития личностно-профессиональных качеств, более полного раскрытия творческого потенциала, изменения системы мотивации - все это входит в сферу кадрового обеспечения.

Кадровое обеспечение органов государственного управления реализуется через государственную кадровую политику, цель которой - создание целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности.

Государственная кадровая политика призвана обеспечить практику научным подходом к проблеме формирования и рационального использования кадров, в том числе и управленческих.

Будучи  составной  частью  внутренней  и внешней  политики государства, средством ее реализации, кадровая политика в определяющей роли зависит от типа правления, уровня развития гражданского общества и демократизации механизмов государственной  власти, перспектив  возможных  преобразований структур власти.

Необходимость реализации  стратегического  курса на формирование социально ориентированной экономики, более глубокой интеграции страны в мировую экономическую систему, совершенствования механизма управления обществом  на  основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования,  современных организационных, социальных  и политических технологий обусловили выработку Концепции государственной кадровой  политики  Республики  Беларусь,  утвержденной  Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 года № 399.

Она охватывает совокупность социальных, экономических, политических задач, решение которых осуществляется на правовой основе и ведется по трем основным направлениям:

- в  области государственных предприятий, учреждений, организаций;

- в  системе государственной службы  на республиканском и местном  уровнях;

- в  области негосударственных предприятий.

В современных условиях для оптимизации кадровой ситуации приоритетными стратегическими направлениями реализации государственной кадровой политики являются:

- формирование  современных требований к кадрам  различных сфер деятельности  и уровней управления;

- подбор  кадров с учетом их профессиональных  и нравственных качеств;

- формирование  действенного резерва руководящих  кадров и организация планомерной работы с ним;

- совершенствование  форм и методов  оценки деятельности  кадров;

- мотивация эффективного труда, рациональное использование  кадров,  создание  благоприятных  условий для их работы и профессиональной карьеры, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Ведение работы в   указанных направлениях обеспечит:

- привлечение  к участию  в  социальных  и  политических реформах максимального  числа трудоспособного населения;

- высокий  профессионализм всех участников  трудовой  деятельности;

- создание  условий  и  гарантий  для проявления  каждым работником своих способностей, стимулирование профессионального роста;

  • повышение качества и эффективности трудовой  деятельности, служебное  продвижение  и своевременное обновление кадрового состава.

Субъектами  выработки  и  реализации кадровой политики становятся все социально-правовые  институты страны: государственные, общественные, хозяйственные структуры, органы местного управления и самоуправления. Каждый уровень управления как  часть  общей системы должен иметь свою самостоятельную кадровую политику (имеющую специфический объект регулирования), которая согласуется с государственной кадровой политикой.

Кадровое обеспечение органов государственного управления направлено на решение следующих приоритетных задач:

- оптимизацию  структуры и функций государственных органов;

- приведение  номенклатуры должностей государственных  служащих в соответствие с  задачами социально-экономического  развития страны и актуальными вопросами государственного управления;

- оптимизацию  численности, профессионально-квалификационной  структуры кадров государственных органов на основе децентрализации функций управления и развития местного самоуправления ;

- разработку документа, определяющего систему ценностных и нравственных ориентиров, этических требований к характеру взаимоотношений государственных служащих с обществом, отдельными гражданами;

- совершенствование  форм и методов подбора руководящих  кадров органов государственного  управления, формирование резерва  для занятия руководящих должностей и профессиональной подготовки лиц, состоящих в резерве;

- создание  механизма служебного продвижения  кадров управления в государственном  аппарате, обеспечения их карьерного  роста на основе учета нравственно-психологических  качеств, оценки результатов деятельности;

- совершенствование  форм и методов оценки личностных качеств, результатов деятельности руководящих кадров и лиц, зачисляемых в резерв и выдвигаемых на руководящие должности;

- формирование  системы профессиональной и социальной  защищенности государственных служащих на основе совершенствования оплаты их труда, независимости их оценки деятельности, обеспечения правовых гарантий занятости;

- регламентацию  механизма административного и  общественного контроля за деятельностью должностных лиц государственного аппарата;

- создание  системы прогнозирования и планирования потребности в кадрах государственного управления;

- создание  и развитие системы психологического  сопровождения кадровой работы  в органах государственного управления, обеспечивающей мониторинг и корректировку личностных качеств руководящих кадров;

- разработку  и реализацию программ переподготовки  и повышения квалификации руководящих  кадров и специалистов органов  государственного управления.

 

 

3. Финансовое обеспечение государственного управления

3.1. Финансовые ресурсы государства

Государственное управление с каких бы аспектов оно не рассматривалось - общественно-политических, организационно-структурных, структурно-функциональных, методологических, отражающих формы и методы, управленческие процессы и технологии государственно-управленческой деятельности  и т. д. – невозможно без его важнейшей составляющей – финансовой системы.

Финансовая система обеспечивает материальную основу существования государства, создание, сохранение и совершенствование его социально-экономической системы, приемлемых для общества политических, экономических и социальных условий воспроизводства, формирования производственных отношений, надстройки. Она отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Финансовая система государства строится на определенных принципах. В Республике Беларусь основными принципами построения финансовой системы являются принципы единства, согласованности, самостоятельности, планирования, гласности и разграничения компетенции.

Основой финансовой системы любого государства и ее  важнейшим элементом являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность всех денежных средств, право формирования, распределения и использования которых в интересах всего общества и государства принадлежит республиканским и местным органам государственной власти и государственного управления.

Во всей совокупности финансовых ресурсов выделяют государственные финансовые ресурсы, которые отражают систему отношений по формированию той части финансовых ресурсов, которая мобилизуется государством,  сконцентрирована в государственном и местном бюджетах, внебюджетных централизованных фондах и используется для выполнения государством своих функций – политических, экономических, социальных и др.

Информация о работе Ресурсное обеспечение государственного управления