Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:47, реферат
Цель работы:
Провести исследование, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов по теории государства и права, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь не простой, но, тем не менее, очень интересной и актуальной на сегодняшний день теме, как подходы к типологизации права.
В этом случае утверждение субъективного права с помощью индивидуальных государственных актов часто идет впереди формирования общих правовых норм. Судьи решают дела путем вынесения по ним конкретно-индивидуальных актов признания прав (обязанностей), а тем самым - правоотношений персонального характера. На этой основе создается единообразная судебная практика, порождающая общую норму, которая или фиксируется высшим судебным органом, или включается в законодательство (статутное право). В этом случае субъективное право во временном отношении как бы обгоняет объективное. Рано или поздно субъективное право (юридические права участников отношений) должно получить общенормативное государственное признание.
Если государство законодательствует активно и основным источником права являются нормативно-правовые акты органов власти и управления, в незначительной степени признается или совсем не признается (пусть формально) в качестве источника права правовой прецедент, то объективное право как бы предшествует субъективному. Устанавливаются общие правовые нормы, в соответствии с ними, на их основе возникают правоотношения, т. е. требования правовой нормы индивидуализируются, конкретизируются применительно к фактической ситуации в форме субъективных прав и юридических обязанностей сторон. И в этом случае только кажется, что правоотношения целиком зависят от законодателя, а не от системы факторов и, в конечном счете, от экономической основы общества.
Следовательно, вне субъективного права нет реализации общих норм законодателя. Изучая правовую действительность, нельзя ограничиваться анализом юридических норм. Необходимо изучать наличные права (обязанности) участников регулируемых общественных отношений. Надо иметь в виду, что содержание субъективного права составляют в первую очередь права и свободы личности, закрепленные в конституции (во всяком случае, в большинстве современных государств). Правомочия субъектов составляют «самое правовое» в праве.
3. Субъективное право и субъективные права.
Права личности, или субъективные права,-- это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке широко утвердилось понимание субъективного права, как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который порождает данное отношение.
В зависимости от вида отношений, регулируемых различными отраслями права, субъективные права могут быть гражданскими, трудовыми, административными, процессуальными и др.; могут быть направлены на защиту имущественных и личных неимущественных интересов физических и юридических лиц.
Права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Однако закрепление того или иного субъективного права в законодательстве в условиях демократического строя означает реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Разумеется, ни один человек не может одновременно практически реализовать все субъективные права, вытекающие из закона. Формы, способы и стадии реализации каждого субъективного права определяются его сущностью, механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены в законе.
Субъективное право, как юридическая категория раскрывается через набор признаков, которые емко выражены М.С. Строговичем: «Субъективное право лица означает выраженные в норме права и закрепленные в ней:
а) возможность пользования определенным социальным благом,
б) полномочие
совершать определенные действия и
требовать соответствующих
в) свободу поведения, поступков в границах, установленных нормой права» [9] Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу личности, возможности пользоваться социальными благами в обществе.
Права личности (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением ее интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в социальной активности личности, которая служит важнейшим слагаемым развития полноценного гражданского общества.
Субъективное право - обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленная на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов. Предпосылкой субъективного права является правоспособность, т. е. общая (абстрактная) способность иметь права. Субъективное право -- необходимый элемент конкретного правоотношения и, следовательно, возникает на основании юридического факта. Субъективное право включает как возможность самостоятельно совершать определенные действия (поведение), так и возможность
-[9]Строгович М. С. Развитие прав личности в период развернутого строительства коммунизма // Развитие прав граждан СССР и усиление их охраны на современном этапе коммунистического строительства. Саратов, 1962. С. 15..
требовать определенного поведения (действий или воздержания от действий) от другого лица (других лиц), поскольку такое поведение обусловливает осуществление субъективных прав. В случае нарушения субъективных прав оно защищается законом в принудительном порядке путем предъявления в суде или ином установленном законом государственном органе притязания к нарушителю субъективных прав.
Данное определение базируется на следующих признаках:
1.Речь идет о возможности определенного поведения.
2.Эта возможность предоставляется не кому-либо, а именно субъекту права (лицу правоспособному).
3.Предоставлено
субъекту права в целях
4. Существует в правоотношении.
5.Имеет свои
границы, будучи мерой
6.Субъективное
право не может существовать
вне связи с соответствующей
юридической обязанностью, без реализации
которой не может быть
7.Реализация
гарантируется возможностью
Если субъективное право предусматривает возможность самостоятельно (не прибегая к помощи других лиц) совершать в рамках закона определенные действия (поведение) и требовать от всех и каждого не совершать действий, нарушающих это право, оно называется абсолютным (например, собственник вещи вправе распоряжаться ею в рамках закона).
Субъективное относительное право предусматривает возможность требовать определенного поведения (действий или воздержания от действий) от одного или нескольких конкретных лиц и связано с исполнением обязанности.
Подводя итог можно сказать о том, что субъективное право и субъективные права - это права личности, ее социальные возможности, детерминированные экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития общества. В пределах этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах политической, экономической, социально-культурной и личной жизни.
4. Право и закон: проблема соотношения понятий.
Проблема соотношения права и закона сохраняется и поныне. Эта проблема рассматривалась множество раз как в рамках российского, так и в рамках права других государств, но, по замечанию русского юриста А. С. Лифшица, сделанному еще в начале двадцатого века, «приходится констатировать, что проблема эта «является той скалой, о которую не раз ломали свои копья выдающиеся ученые и мыслители» [10].
Более того, она периодически обостряется - особенно в переходные периоды общественного развития, сопровождаемые усилением социальной напряженности, поиском путей социальной эволюции, способным уберечь общество от революционных взрывов.
Причина усиленного внимания российских правоведов к проблеме соотношения права и закона заключается в том, что она имеет не столько теоретическое, сколько практическое, прикладное значение, особенно в свете идеи построения в России правового государства.
Суть проблемы сводится к тому, что не все нормативные акты - законы, - исходящие или санкционированные государством, являются правовыми законами. Многие из них содержат нормы, прямо или косвенно ущемляющие основные права и свободы гражданина, что недопустимо с точки зрения общей концепции правового государства.
Проблема соотношения права и закона чаще решается как и в вопросе соотношения права и государства где преобладают два основных подхода. Первый ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права. То, что исходит от государства в форме
-[10]Лифшиц
А. С. Краткий курс по
его общеобязательных велений и является правом. Второй подход к разрешению права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства явлением. Считается даже, что право предшествует закону в качестве естественного права. Право при этом определяется как форма выражения свободы, как формальная свобода. Государство рассматривается ограниченным в своих действиях правом.
Пытаясь решить проблему соотношения закона с правом, исследователи нередко обращаются к различным моральным категориям - справедливости, гуманизму и т.д. В этих же целях используется иногда понятие «правовой идеал», который и составляет содержание правовых законов. Таким образом, все иные законы, которые не содержат в себе «правового идеала», т.е. не соответствуют правовым принципам, не являются правовыми. Но стремление подвести под закон жесткую моральную основу не всегда соответствует предназначению права. Право не всегда является нормативно закрепленной справедливостью. Введение понятия «правовой закон» также не способствует разрешению проблемы соотношения права и закона, даже усложняет проблему. Хотя законы и можно признать не правовыми, в тоже время необходимо отметить, что «не может быть права до и вне своей формы (закона). Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантии реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не являются» [11]
______________________________
-[11]Любашиц В.Я. Теория государства и права. М.: Ростов-на-Дону, 2003. С. 453..
На сегодняшний день понятие права и правового государства предполагает достаточно высокий уровень развития самого права и государственности как таковой. В трактовке В. А. Четвернина, «правое государство - это государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующегося общества, т. е. обеспечивающее режим господства права и создающего надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающее интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров» [12].
Юридическая сущность правового государства заключается в том, что его публичная власть исключает произвол и действует только в соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, что под правом здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство - это прежде всего система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, а также основные права и свободы личности. С точки зрения современного этапа развития российского общества - это: неприкосновенность и плюрализм прав собственности, самостоятельность и равная мера свободы производителей и потребителей социальных благ «и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций».
Таким образом, понятие правового государства тесно связано с таким типом правопонимания, где предполагается, что государство признает нормы поведения, выработанные гражданским обществом, и подчиняется им. Право здесь, как и все законотворчество, становится формой контроля гражданского общества за государством, формой подчинения государства гражданскому обществу.
-[12]См.: Четвернин
В.А. Понятие права и
Итак, легитимный закон не обязательно будет правовым. В этом утверждении, в частности, содержится ответ на вопрос о том, можно ли считать правовыми законы (а заодно и государство, которое их принимает) только потому, что эти законы приняты высшим - избранным народом - органом власти. Ответ отрицательный: ни демократическое избрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе не в состоянии обеспечить государству статус правового.
Необходимо, видимо, признать, что выявление идеального соотношения между правом и законом - проблема, которая будет требовать тщательного исследования на протяжении всей истории существования таких институтов как право и государство. Каким бы не было существо спора, закон всегда должен соответствовать праву, закрепленному в виде основополагающих принципов права, которые играют роль ориентиров, определяющих пути совершенствования правовых норм и правового регулирования общественных отношений.
Информация о работе Проблемы соотношения понятий - «право и закон»