Проблемы и решения усыновления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:12, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации.
Предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, связанных с усыновлением. В ней лишь предпринимается попытка путем анализа отечественного законодательства, правоприменительной практики и литературы исследовать основные теоретические и практические проблемы этого правового института.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМА НА ЮР Ф-ТЕ.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

СТРУКТУРА И  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. В соответствии с  международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации.

             20 ноября 1989 г. в мировом сообществе произошло событие: Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации. Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения.

            Тем не менее, в настоящее время в России продолжают сохраняться

негативные тенденции, создающие угрозу национальной безопасности. По

данным прокурорской и следственной практики отмечается снижение числа

детей, устроенных в семью, и рост числа так называемых «государственных

детей», тех, кто воспитывается  в детских домах и интернатных  учреждениях.

Продолжает существовать внутренний рынок детей, которые могут быть переданы на усыновление, отмечается значительная коммерциализация межгосударственного усыновления. На территории Российской Федерации

продолжают незаконную посредническую деятельность по выявлению детей,

подлежащих усыновлению, представители различных российских и иностранных организаций. Тем самым нарушается установленный законом

принцип приоритета устройства детей – граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан. По сведениям компетентных источников наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области как внутригосударственного, так и

международного усыновления.

        Острота и актуальность этих проблем, стоящих перед российским обществом, требует неотложного разрешения. Принятия грамотных мер по

борьбе с коррупцией в деятельности органов, ответственных  за подготовку и

принятие решений по установлению усыновления.

       К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на

государство. Именно оно  в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и

полноценной семье.

      Существует несколько традиционных форм принятия детей на воспитание в семью. Среди них выделяют усыновление, опека и попечительство, так же Семейным кодексом РФ была введена и принципиально новая  форма – приемная семья. Однако наиболее актуальным институтом является именно усыновление. Это связано, прежде всего, с тем, что в нашей стране приоритет отдается воспитанию именно семейному, которое в полной мере может обеспечить институт усыновления.

            Проблемные аспекты института усыновления освящаются многими

российскими юристами. Среди них А.Чучаев, А.Черняк, В.Г. Глухарева, А.З.

Дзугаева, Е.Л. Невзгодина, О.Косова, А.Нечаева, С.Трошина и некоторые

другие правоведы теоретики  и практики. Они принимают активное участие в

работе по изучению проблем  реализации отдельных положений  семейного законодательства на практике, дают рекомендации по повышению эффективности функционирования этого института, использования передового опыта зарубежных стран. В связи с этим было бы справедливо начать рассмотрение данной темы с раскрытия некоторых основных понятий.

Термин «усыновление»  употребляется в юридической  науке в разных значениях. Многие ученые рассматривают усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Другие – как юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают

такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению. В данном случае усыновление понимается как юридический факт, который влечет за собой установление новой правовой связи между вышеперечисленными лицами и одновременно

прекращает правовую связь ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному происхождению.

          Таким образом, усыновление – это одновременно и правообразующий и правопрекращающий юридический акт.

В законодательстве и  в юридической литературе под  усыновлением иногда

понимается само правоотношение, которое возникает между усыновителем

(его родственниками) и усыновленным (его потомством) на основании акта

усыновления.

           Некоторым авторами, в том числе Ю. Беспалову, усыновление представляется как один из способов судебной защиты прав ребенка. В основу такого подхода положено назначение усыновления. Представляется, что усыновление предназначено для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту.

Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области усыновления  разрабатывались целой плеядой известных ученых. Следует выделить работы Н.В. Летовой, М.В. Антокольской, А.П. Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной, А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой и многих других. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования.

          Наконец термин «усыновление»  используется для обозначения одного из институтов семейного права, который представляет собой совокупность

правовых норм, предназначенных  для регулирования отношений  по усыновлению, и определяет порядок  установления и прекращения усыновления, права и обязанности участников правоотношения. В настоящей работе усыновление рассматривается в его последней трактовке - как институт семейного права.

           Нормативную базу исследования составили Конвенция ООН о нравах ребенка, Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (проект ГПК РФ); Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве; ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и др. нормативные правовые акты.

Целью дипломной  работы является анализ проблем и особенностей развития института усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачей нашего дипломного исследования является обобщение результатов исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследование работы, посвященной данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.

Предметом исследования данной темы является институт усыновления.

Объект исследования – правоотношения и социальные последствия, возникающие в результате усыновления ребенка-сироты.

Методологической основой исследования стали общенаучные методы, а также частнонаучные методы исторического и сравнительного правоведения, комплексного исследования, системного анализа и конкретных социологических исследований.

Степень разработанности  темы. В специальной литературе вопросы реализации прав ребенка при усыновлении изучены неполно. Монографических и диссертационных исследований на основе анализа нового семейного законодательства по данной проблеме не проводилось. Отдельные статьи не решали проблему.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые осуществлена комплексная обработка нормативно-правовых актов и авторских исследований, а также выявление особенностей и проблем усыновления по ныне действующему российскому законодательству. Структура дипломной работы предполагает последовательный переход от истории законодательства об усыновлении к понятиям и общим условиям, специфике усыновления, а также судебной практики по делам об усыновлении.

Предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, связанных с усыновлением. В ней лишь предпринимается попытка путем анализа отечественного законодательства, правоприменительной практики и литературы исследовать основные теоретические и практические проблемы этого правового института.

Глава 1. История российского законодательства об усыновлении

Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в  Древней Руси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству  пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Такими были требования, предъявлявшиеся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь. Что же касается русского обычного права, то оно предусматривало разные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время.1 В их числе:

обряд фиктивного рождения. Для большей  достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Имитировать  роды мог и мужчина. Считалось, что  обряд, имитирующий роды ребенка  мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка;

женитьба на вдове брата;

фактический прием усыновляемого  в дом;

особый договорный акт между  усыновителем и усыновляемым.

Следовательно, усыновление было известно еще тогда, когда существовала древняя  семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи. Но если ранее усыновление вызывалось потребностью сохранить численность, прочность общины, то со временем все отчетливей становится другая цель усыновления – иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов. Это был своеобразный отголосок древности, поскольку в пору христианства заботу о душе усопшего можно было поручить церкви, а в языческие времена принесение ему жертв составляло исключительную обязанность его детей. Вместе с тем при усыновлении учитывались интересы не только усыновителя, но и усыновляемых, особенно тех, кто утратил собственную семью.

Долгое время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям и по-прежнему отличались большим разнообразием. Но по мере укрепления частнособственнических начал в семейных отношениях все большее значение стало приобретать предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Тем самым создавались преграды на пути возможного посягательства на собственность усыновителя со стороны его незаконных детей.

В период реформ Петра I усыновлению  как таковому специально внимания не уделялось. То же было характерно для  эпохи царствования Екатерины II, которая  много занималась укреплением правовых основ Российского государства, правовым регулированием различного рода отношений, в том числе семейных и особенно связанных с защитой прав детей. Но специальных законов, посвященных усыновлению как таковому, тогда не было. Лишь в порядке исключения она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия самой императрицы в каждом конкретном случае.

Законодательство, посвященное усыновлению, стало развиваться в основном в начале XIX в. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба». Несколько позже появляется целая серия указов, специально предназначенных для усыновления. Все они обращали внимание на необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. Усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то же время получило значение генеалогического. Но существовало оно не только для поддержания угасающей фамилии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи.

С середины XIX в. стали появляться правила, оказавшие влияние на усыновление, и в их числе те, что позволяли усыновлять не только сирот. Однако, если родители ребенка были живы, требовалось их согласие на усыновление. Заметной вехой в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». Этот закон разрешал не только узаконять, но и усыновлять незаконнорожденных детей. Причем распространялось такое разрешение на всех детей безотносительно к их сословной принадлежности и вероисповеданию. Усыновителями тоже могли быть все лица, за исключением обреченных по своему сану на безбрачие. Но вводились и некоторые ограничения. Так, усыновлять было разрешено лишь тем, кто не имел собственных законных или узаконенных детей. Исключение составляли мещане и сельские обыватели. Не могли быть усыновителями также лица моложе тридцати лет. В результате усыновления усыновленный считался вступившим с усыновителем в ближайшую родственную связь. Он приобретал все права, принимал на себя все обязанности, относящиеся к законным детям. В это время усыновление понималось уже более широко – не только как средство решения имущественных Проблем, но и как акт, имеющий моральное значение. В любом случае оно тесно связывалось с мотивацией поведения усыновителя, а потому усыновление делилось на несколько категорий. В первую входило усыновление по обещанию, которое считалось самым ценным, поскольку обещавший усыновить обычно делал все, чтобы усыновленному ребенку было у него хорошо. Во вторую категорию входило усыновление ребенка привязавшейся к нему кормилицей. И наконец, в третью, менее желательную – усыновление за награду. Считалось, что ценность такого акта невелика.2

Информация о работе Проблемы и решения усыновления