Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель работы состоит в комплексном анализе гражданско-правового регулирования договора коммерческой концессии в Российской Федерации, а также постановке и решении теоретических и практических проблем в сфере заключения и исполнения данного договора. Эта цель реализуется путем решения следующих задач: проанализировать понятие и правовую природу договора коммерческой концессии по российскому законодательству, а также место данного договора в системе гражданско-правовых обязательств;
- определить существенные условия договора коммерческой концессии по российскому законодательству;
- исследовать правовой статус субъектов договора коммерческой концессии;
- изучить специфику формы договора коммерческой концессии по законодательству Российской Федерации;
- проанализировать правовые особенности заключения, изменения и прекращения договора коммерческой концессии в России;
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена
тем, что в последнее время
все большее распространение
получает использование коммерческой
концессии в современной
Среди трудов, посвященных проблемам
гражданско-правового
Следует отметить, что в своих
исследованиях многие авторы уделяют
больше внимания исследованию зарубежного
опыта применения франчайзинга, но
не развитию данного института в
Российской Федерации и проблемам его
правового регулирования.
Цель работы
состоит в комплексном анализе гражданско-правового
регулирования договора коммерческой
концессии в Российской Федерации, а также
постановке и решении теоретических и
практических проблем в сфере заключения
и исполнения данного договора. Эта цель реализуется
путем решения следующих задач: проанализировать
понятие и правовую природу договора коммерческой
концессии по российскому законодательству,
а также место данного договора в системе
гражданско-правовых обязательств;
- определить существенные
- исследовать правовой статус
субъектов договора
- изучить специфику формы
- проанализировать правовые
- выявить теоретические и
Объектом исследования
являются общественные отношения, возникающие
в сфере гражданско-правового регулирования
договора коммерческой концессии по законодательству
Российской Федерации.
Предметом исследования является нормы российского гражданского законодательства, регулирующие порядок и особенности заключения, исполнения и прекращения договоров коммерческой концессии в Российской Федерации.
В своем исследовании применялись методы, непосредственно принадлежащие к избранной сфере исследования, такие, как: историко-правовой, сравнительно-правовой, и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ
1.1 История концессионных соглашений
Договор коммерческой концессии (франчайзинга) - новый для нашего гражданского права.
Термином «франчайзинг» («франшиза»)
в средневековой Франции
Достаточно широкое
Включение коммерческой концессии
в ГК вызвано потребностями рыночных
отношений в новой правовой сфере.
Первые договоры коммерческой концессии
(они именовались
1. 2 Понятие договора коммерческой концессии
По договору коммерческой концессии1 одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, а пользователь, в свою очередь, обязуется использовать указанные права с соблюдением ограничений, возложенных на него законом или договором, и уплачивать установленное вознаграждение (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
Договор коммерческой концессии является консенсуальным, взаимным и возмездным.2 Договор коммерческой концессии урегулирован в российском гражданском законодательстве только с принятием части второй нового ГК3, однако на практике применялся и ранее. Достаточно вспомнить о создании начиная с конца 80-х годов на основе «Интуриста» отелей, входящих в известные мировые гостиничные сети («Кемпински», «Шератон» и пр.), развертывании ресторанов быстрого питания («Макдональдс», «Пицца Хат» и пр.) и фотоателье («Кодак», «Фуджифильм» и пр.). Вслед за иностранцами эти коммерческие новшества начали внедрять и российские предприниматели. Подобного рода деятельность широко распространена в странах с развитой рыночной экономикой, где она известна под названием «франчайзинг4».
Франчайзинг как особый вид договора появился в XIX в. в США, а затем распространился по всему миру. Основное его назначение состояло в том, чтобы распространить влияние известных производственных, торговых, обслуживающих и иных коммерческих обществ на такие сферы экономики, в которых филиалы или дочерние компании оказываются нерентабельными. В самом деле, как из единого центра управлять множеством мелких предприятий? Их руководители в значительной степени неподконтрольны, и потому неизбежно будут обманывать своих хозяев. Но и отказываться от влияния на розничную сеть нельзя. И тогда возникает идея передачи только «маски» предпринимателя (средств его индивидуализации – фирмы, торгового знака, ноу–хау и т. п.), а не имущественных ценностей на основании особого договора франчайзинга.
Франчайзинг оказался уникальным
правовым средством, которое обеспечило
сочетание единой коммерческой политики
крупных компаний с инициативой
и предприимчивостью
В России в настоящее время франчайзинг используется главным образом иностранными предпринимателями. Чисто российские сети пока широкого распространения не получили. Нет и серьезных судебных дел. Причина такого положения состоит, по-видимому, в том, что у нас отсутствуют предприниматели, чьи фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации стоило бы приобретать. Для того, чтобы ситуация изменилась, должен пройти не один десяток лет, поэтому институт коммерческой концессии создан в расчете на будущее, а пока он обслуживает в основном иностранные компании, обосновавшиеся на российском рынке.
Одним из наиболее существенных
вопросов в данной сфере является
применение программ по подготовке кадров,
без прохождения которых
В качестве недостатков системы договорного обеспечения коммерческих концессий можно выделить необходимость инвестировать собственные средства, ограничение предпринимательской свободы стандартами правообладателя, высокие франчайзинговые платежи, наличие рекламного фонда, а также постоянно изменяющаяся правовая база в сфере регулирования договора коммерческой концессии, и отсутствие нормативных основ в области правового обеспечения отдельных аспектов коммерческой концессии.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о несомненной значимости и актуальности исследования договора коммерческой концессии по гражданскому законодательству Российской Федерации.
Цель коммерческой концессии – содействовать продвижению на рынке товаров (работ, услуг), производимых (продаваемых) правообладателем. Такая цель договора вытекает из п. 2 ст. 1027, ст. 1030, п. 2 ст. 1031, ст. 1032 ГК. Пользователь обычно выступает и в качестве производителя (продавца) этих товаров (работ, услуг). Таким образом, договор коммерческой концессии интересен не сам по себе, а в связи с тем, что он признан обслуживать процесс производства, торговли или оказания услуг. Он как бы дополняет профилирующие договоры купли – продажи, подряда, комиссии и др. Пользователь вместе с исключительными правами, служащими средством индивидуализации основного производителя, получает и его товары (производственные навыки и опыт). Правообладатель, в свою очередь, расширяет свой сбыт, обеспечивает себе возможность в дальнейшем продавать через пользователя новые партии товаров.
Однако производность договора коммерческой концессии от основных (профилирующих) договоров не означает, что первый выступает в качестве акцессорного обязательства по отношению ко вторым. Производность концессии проявляется в экономической, а не в правовой сфере. Поэтому вполне возможна ситуация, при которой в концессию передаются только средства индивидуализации предпринимателя, а никаких иных договоров не заключается. Однако экономически это в подавляющем большинстве случаев смысла не имеет.
1. 3 Элементы договора коммерческой концессии
Элементы договора коммерческой концессии. К элементам договора коммерческой концессии относятся его стороны – правообладатель и пользователь, предмет, цена, срок, форма и содержание.
Правообладатель – это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю. Естественно, он должен быть надлежащим образом легитимирован как обладатель этих прав. Правообладатель должен быть предпринимателем (п. 3 ст. 1027). Это означает, что он использует принадлежащие ему исключительные права в процессе коммерческой деятельности. Однако закон не требует, чтобы правообладатель и приобретал соответствующие права, будучи предпринимателем. Достаточно лишь, чтобы он официально был зарегистрирован как предприниматель к моменту заключения договора коммерческой концессии.
Пользователь – лицо, получающее возможность использовать исключительные права. Он также должен быть предпринимателем в момент заключения договора коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027). Пользователь является более слабой стороной договора, поскольку он, как правило, «менее профессионален» в той сфере деятельности, для которой ему нужен договор коммерческой концессии. К тому же правообладатель в большинстве случаев экономически мощнее пользователя. Поэтому в интересах пользователя установлен ряд ограничений автономии воли правообладателя, как при заключении договора, так и в процессе его исполнения (ст. 1033, 1034, 1035 ГК и др.).
Поскольку и правообладатель,
и пользователь являются специальными
субъектами – предпринимателями, в
договоре коммерческой концессии не
могут участвовать
Предмет договора коммерческой концессии – исключительные права, принадлежащие правообладателю. К этим правам законом отнесены, в частности, права на фирменное наименование (фирму), на коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т. д. Иными словами, речь идет об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и прежде всего о тех из них, которые направлены на индивидуализацию продукции (работ, услуг).
Среди этих исключительных прав не названа основная их разновидность – патентные права. Впрочем, поскольку перечень исключительных прав оставлен открытым, могут быть переданы и они. Отсутствие в перечне патентных прав симптоматично: это дополнительно подчеркивает цель договора коммерческой концессии – способствовать расширению сбыта товаров (работ, услуг), – для чего патентные права в большинстве случаев не нужны.