Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение конституционных принципов правового статуса личности в Российской Федерации.
Данная цель достигается посредством анализа общих представлений о государстве как конституционно-правовом институте в системе прав и свобод личности в РФ, его роли как гаранта по обеспечению прав и свобод, основ конституционно-правового статуса человека и гражданина в РФ, а также видов и принципов положения человека и гражданина по Конституции РФ.
Введение 3
1.Государство как конституционно-правовой институт в системе прав и свобод личности в РФ 6
1.1.Роль государства как гаранта обеспечения прав и свобод личности в РФ 6
1.2.Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ 8
2.Основы конституционно – правового статус человека и гражданина в РФ 11
2.1.Понятие особенностей конституционно – правового статуса человека и гражданина в РФ 11
2.2.Гражданство как важная составная часть конституционно – правового статуса человека и гражданина в РФ 16
2.3.Виды прав и свобод человека и гражданина в РФ 19
3.Практическая регламентация принципов правового статуса личности в РФ 30
3.1.Понятие и признаки основополагающих принципов правового статуса личности по Конституции РФ 30
3.2.Классификация конституционных принципов прав и свобод человека и гражданина в РФ 31
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Кафедра конституционного,
административного
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: «Конституционное право».
На тему: «Принципы конституционно-правового положения человека и гражданина в РФ»
Выполнил:_____________________ ___группы заочного отделения специальность: «юриспруденция» Рецензент_____________________ |
Содержание
1.1.Роль государства как гаранта обеспечения прав и свобод личности в РФ 6
1.2.Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ 8
2.Основы конституционно – правового статус человека и гражданина в РФ 11
2.1.Понятие особенностей конституционно – правового статуса человека и гражданина в РФ 11
2.2.Гражданство как важная составная часть конституционно – правового статуса человека и гражданина в РФ 16
2.3.Виды прав и свобод человека и гражданина в РФ 19
3.Практическая регламентация принципов правового статуса личности в РФ 30
3.1.Понятие и признаки основополагающих принципов правового статуса личности по Конституции РФ 30
3.2.Классификация конституционных принципов прав и свобод человека и гражданина в РФ 31
Введение
Вопрос о конституционно-правовом статусе человека и гражданина – один из самых важных для современной науки конституционного права. Как отмечает доктор юридических наук Витрук Н.В.: «Не было, и нет актуальнее, злободневнее темы в обществоведении, чем положение личности в современном гражданском обществе и демократическом правовом государстве»1.
Конституция Российской Федерации определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность, возлагаемая на государство 2. Из этого следует, что обязанностью Российской Федерации является создание условий для реализации гражданами своих конституционных прав, исполнения своих гражданских обязанностей.
Основой правового института конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, как и в других государствах, являются Конституция Российской Федерации как основной закон государства и другие нормативные акты, закрепляющие права, свободы и обязанности человека.
Существенное влияние на развитие
Среди них в первую очередь необходимо выделить:
- Международный билль о правах,
который включает в себя
- Гаагские конвенции о мирном
разрешении вооруженных
- Гаагские конвенции 1907 г.
- Женевские конвенции 1949 г.
Конституция Российской Федерации ставит знак равенства между правами и свободами, входящими в основу правового статуса и человека, и гражданина. Это говорит о том, что, во-первых, права гражданина основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права, относящихся к правам человека, и, во-вторых, это свидетельство уважения и гарантии соблюдения этих норм Российской Федерацией в отношении любого лица. Помимо равенства прав и свобод человека и гражданина важным принципом является их не отчуждаемость. Поскольку эти права принадлежат личности с рождения – никто, в том числе и сам обладатель, не вправе лишить себя этих прав (права на жизнь, честь и достоинство, защиту своих интересов).
Для осуществления этих прав и свобод необходима их государственная поддержка и защита, которая провозглашается в Конституции как в целом (статья 19: «...Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина...»)3, так и применительно к отдельным сферам (статья 38: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства»)4.Закрепленные в Конституции основные права и свободы личности получают свое развитие в статьях и пунктах особых документов, посвященных правам человека.
Целью данной курсовой работы является изучение конституционных принципов правового статуса личности в Российской Федерации.
Данная цель достигается посредствам анализа общих представлений о государстве как конституционно-правовом институте в системе прав и свобод личности в РФ, его роли как гаранта по обеспечению прав и свобод, основ конституционно-правового статуса человека и гражданина в РФ, а также видов и принципов положения человека и гражданина по Конституции РФ.
Среди политических институтов любой страны государство занимает особое, центральное место, представляя собой своего рода ядро всей ее политической системы. Не случайно, поэтому определению важнейших черт государства и его правового статуса в конституционном законодательстве каждой страны придается первостепенное значение.
В конституциях большинства стран мира, чаще всего уже в их первых статьях, содержится краткая, хотя и емкая, широкая, обобщенная и основополагающая характеристика природы и сущности данного государства и источника его власти, так в части 1 статьи 1 Конституции РФ говорится «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»5, а в части 1 статьи 3 настоящей конституции четко определено « Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»6
Еще в начале нашего века известный российский правовед Б.А. Кистяковский отмечал: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна, и не может преступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, не нарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав». Сопоставив это понимание правового государства с его современной трактовкой, например в научно-практическом комментарии Конституции РФ: «Признание государства правовым означает подчинение любых форм государственной деятельности праву, прежде всего Конституции, чье главное назначение в демократическом обществе — быть решающим ограничителем государственной власти во имя сохранения основных прав и свобод граждан, служить гарантом саморазвития и самоорганизации основных институтов демократического общества».7 Здесь сложно не обратить внимание на принципиальную общность подхода к раскрытию сущности данного феномена.
Современное социальное государство обычно берет на себя обязанность обеспечения не отдельных, сравнительно частных социально-экономических прав и свобод, а их более или менее широкой и целостной системы, а также их реального гарантирования. Сюда относится то или иное конституционно-правовое регулирование отношений между трудом и капиталом, социальных функций частной собственности, свободы экономической деятельности, повышения жизненного уровня населения, борьбы с безработицей, охраны семьи, материнства и детства, развития образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологической безопасности и др.
Решение этих задач достигается на основе социальной ориентации всей многосторонней деятельности государства, а не только благодаря его собственно социальной политике, в том числе и, особенно путем социальной ориентации в развитии рыночной экономики.
В действительно, а не номинально социальном государстве человек вправе требовать от него обеспечения соответствующего прожиточного минимума, а такое государство возлагает на себя обязанность обеспечения ему нормальных условий существования, включая предоставление серьезных
льгот при пользовании жильем, коммунальными услугами, системами трудоустройства, здравоохранения, образования, социального обеспечения и др. Такое государство и в условиях рыночной экономики обычно проводит цикл мер, частично ограничивающих в данной области свободу экономической деятельности (например, регулирование цен, налогов, страхования и т.д.)
При всем многообразии словесных форм ее выражения суть государства как конституционного института определяется в демократических конституциях, достаточно четко, ясно и полно. Это — народовластие (суверенитет народа), правовой, социальный и светский характер государственной власти.
Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст.118, ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления.
Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод – правосудие.
Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
В статье 45 Главы 2 Конституции РФ говорится: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется»8. Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а реализовывались в полном объеме.
Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.
Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.
Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.
Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба
2.Основы конституционно – правового статус человека и гражданина в РФ
2.1.Понятие особенностей конституционно – правового статуса человека и гражданина в РФ
«Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы правового положения личности в обществе и государстве. Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством.
Информация о работе Принципы конституционно-правового положения человека и гражданина в РФ