Правовой статус судьи Конституционного суда Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является рассмотрение различных элементов, составляющих статус судьи Конституционного Суда РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………3

1. Конституционный суд РФ……………..………………………………..…6

1.1. Назначение и компетенция Конституционного суда РФ…………..…6

1.2. Структура и организация Конституционного суда РФ…………..…..7

2. Правовой статус судьи Конституционного суда РФ………………..…10

2.1. Понятие «статуса судьи»……………………………………………….10

2.2. Порядок назначения и избрания судьи……………………………….12

2.3. Порядок приостановления и прекращения деятельности судьи…..17

2.4. Характеристика компетенции судьи Конституционного суда РФ…23

2.5.Особенности правового положения судьи Конституционного суда РФ……………………………………………………………………………..25

Заключение………………………………………………………………...…28

Библиографический список……………………………………………...….32

Файлы: 1 файл

Конституционное право КР.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Принцип независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации и его гарантии установлены статьей 13 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федераций связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, соответствуют гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов.

В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой зашиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Денежное содержание судьи не может быть уменьшено в течение времени пребывания его в должности.

Указами Президента Российской Федерации судьям Конституционного Суда Российской Федерации присваивается высший квалификационный класс, с чем связано установление 30-процентной надбавки к должностному окладу. К должностному окладу предусмотрены также доплаты за выслугу лет, за ученую степень или ученое звание, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" и др. У Судьи Конституционного Суда Российской Федерации предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней. Он имеет право бесплатного проезда в пределах Российской Федерации на всех видах транспорта (кроме такси), а также другие преимущества и льготы.[7] В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 года "О государственной охране"' государственная охрана предоставляется Председателю Конституционного Суда в течение срока его полномочий (статья 8), а другим судьям Конституционного Суда — при необходимости, исходя из характера и реальности угрозы их безопасности на основании распоряжения Президента Российской Федерации по представлению Председателя Суда (статьи 9, 10). Названный закон по ряду параметров, касающихся государственной охраны судей, отличается от Федерального закона от 20 апреля 1995 года "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"2 (часть 1 статьи 5) и Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации"3 в редакции Федерального закона от 21 июня 1995 года (пункт 2 статьи 9), что нежелательно, ибо снижает уровень обеспечения личной безопасности судьи, защиты членов его семьи, имущества, как это предусмотрено Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Судья конституционного суда может добровольно уйти в отставку в любое время. Это служит серьезной гарантией его независимости.

Отставка может наступить и по не зависящим от судьи обстоятельствам (по истечении срока полномочий, с наступлением пенсионного возраста, по состоянию здоровья, в случае признания судьи недееспособным и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Издавна известно, что всякое дело делается людьми. Полностью соответствует этот принцип такому роду человеческой деятельности, как непосредственное осуществление федеральной государственной власти. Судебная ее ветвь - судьи, законодательная - члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, исполнительная - министры и руководители других федеральных органов исполнительной власти. Но при этом три важных обстоятельства отличают судейский корпус, т.е. людей, непосредственно осуществляющих судебную власть, от тех, кто непосредственно осуществляет федеральную государственную власть в двух других ее ветвях.

Во-первых, есть отличие в количественном составе. Законодательная власть на федеральном уровне - это сотни членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, исполнительная власть в лице федеральных министров, руководителей федеральных служб, федеральных агентств - это десятки человек. Судебная власть в лице только федеральных судей - это более 27 тысяч человек, в том числе 23 172 судьи судов общей юрисдикции (без мировых судей); 125 судей Верховного Суда РФ (включая судей Военной коллегии); 90 судей Высшего Арбитражного Суда РФ; 3993 судьи системы арбитражных судов РФ. Кроме того, по состоянию на 1 декабря 2007 г. в стране работали 6216 мировых судей, это 84% от необходимого количества. Число судей конституционно-уставной ветви судебной власти составляет около 100 человек.  

Во-вторых, есть отличие в способах замены указанных лиц, если кто-нибудь из них не справляется с работой или, что называется, проштрафился. Такая замена в исполнительной ветви государственной власти осуществляется весьма просто - указами Президента РФ или распоряжениями Правительства РФ, часто даже без объяснения причин, не говоря уже о случаях ухода Правительства РФ в отставку в полном составе. В законодательной ветви государственной власти ситуация немного иная: члена Совета Федерации отзывает тот орган государственной власти субъекта РФ, который его назначил (избрал). Здесь возможны процедуры разные, но действенные и непродолжительные по времени. Депутаты Государственной Думы переизбираются каждые четыре года. Судейский корпус формируется и работает на основе конституционного принципа несменяемости судей, поэтому освободить судью от должности в силу наличия у него судейского иммунитета и установленных законодательством процедур чрезвычайно сложно, а подчас и вовсе невозможно.

В-третьих, в общественном восприятии значительно повысилась престижность должности судьи, в том числе и в среде юристов-профессионалов. Еще 10 лет назад оклады у судей в сравнении с окладами должностных лиц других ветвей государственной власти были низкие, условия работы - в основном ниже всякой критики (здания судов старые, зачастую арендуемые судами (иногда у коммерческих структур); по два и более судей работали в одном кабинете, там же проводились и судебные заседания по причине острой нехватки помещений; помощников судей не было в помине; информационное обеспечение находилось в зачаточном состоянии и т.д.). Кроме того, процессуальное законодательство не было ориентировано на судью, принцип состязательности только-только начал реализовываться на практике, а судьи в арбитражных судах, например, сами вели протокол судебного заседания. Сегодня же у судей оклады весьма высоки, условия работы достаточно комфортны. Есть уверенность в том, что эта благоприятная тенденция сохранится. Правда, нагрузки у судей всех уровней судебной власти и всех звеньев судебной системы сильно возросли, но и здесь можно усмотреть позитивный момент: объективно возросло доверие людей к российской судебной власти, к судейскому корпусу. Тенденция налицо, и в ближайшем будущем престиж должности судьи в обществе (и сейчас не низкий) повысится еще больше.

Судебная власть становится все более самостоятельной, все более эффективно влияет на общественные процессы в стране. В то же время сохраняется негативная общественная оценка деятельности судей в современной России (а когда, на каком историческом этапе в России было иначе?), медленно снижается число вакансий в судебном корпусе, при том что занятие должности судьи в общественном сознании сегодня, чего раньше не наблюдалось, явно престижно (в этом парадоксе - особенность российского менталитета).

Указанные обстоятельства позволяют сделать два вывода.

Первый вывод. Острой, хронической нехватки кадров судебная система сейчас не испытывает. Раньше ее наличие приводило к тому, что из судейского корпуса в коммерческие структуры уходили высокопрофессиональные судьи с безукоризненной репутацией.

Второй вывод. Ситуация, сложившаяся сегодня в судебной системе, проблемная. Для ее осмысления, а тем более решения требуется научный анализ и законодательное обеспечение. Объективно наличествующая возможность выбора не означает, что нынешний судейский корпус в нашей стране идеален. Сегодня организационно-правовой механизм формирования судейского корпуса, в том числе организационно-правовой механизм отбора кандидатов на должности судей и наделения их судейскими полномочиями, далек от совершенства.

В обоих случаях бороться с недостатками в судейской среде (а они разнообразны, разноплановы и имеют различные причины) можно и нужно двумя способами: очищением судейской среды от непригодных к работе судей и недопущением в судейский корпус непригодных к этому претендентов. Сделать это можно и нужно на основе научного анализа всего механизма законодательного обеспечения формирования судейского корпуса, совершенствования правоприменительной практики в решении рассматриваемых проблем.

И главное, нужно концептуально определиться в чрезвычайно важном вопросе о праве гражданина Российской Федерации быть судьей и соответственно об обязанности общества и государства обеспечить реализацию этого права.

  Конституция и законы не в состоянии урегулировать все стороны статуса судьи конституционного суда. Есть такие аспекты деятельности судьи конституционного суда, которые, скорее, подлежат регулированию моральными (этическими) нормами. В Совокупности последние составляют предмет судебной деонтологии. Вопросы этики поведения судьи конституционного суда, к сожалению, слабо разработаны, не обобщены, как правило, решаются в каждой конкретной ситуации, применительно к индивидуальным отношениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Правовые акты

1.                      Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (в последней ред. Закона о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 2.

2.                      Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N 1-ФКЗ, от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 07.06.2004 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 2-ФКЗ, от 05.02.2007 N 2-ФКЗ). М.: Изд-во "ОМЕГА-Л", 2008. 64 с. (Серия: Законы России).

3.                       

 

Научная литература

 

1.                      Озиев Т.Г. Конституционное право: Учебное пособие / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. 287 с.

2.                      Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежный компоненты. М.: Наука, 2008. 448 с.

3.                      Кутафин О.Е. Развитие конституционного правосудия // Российский конституционализм. М.: Изд-во "Норма", 2008. С. 502 - 542.

4.                      Витрук Н.В. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие / М.: Юнити-Дана; Закон и право, 1998. – 363с.

 

 

 



[1] Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"  от 05 апреля 2005г. N 2-ФКЗ// М.: Изд-во "ОМЕГА-Л", 2008. С. 64.

 

 

[2] Ковалев А.М. Юридическая энциклопедия. - М.: 2001. С. 1042. 

[3] Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: 2006. С. 601.

[4] Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно-теоретические аспекты): Учебное пособие. - М.: 2002.- С. 76.

 

 

[5] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. .№ 1. Ст. I.

 

[6] Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": Комментарий. М.: Юридическая литература, 1996. С. 62.

[7] Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 1995 года "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст. 3670.

 


Информация о работе Правовой статус судьи Конституционного суда Российской Федерации