Правовой статус родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в порядке, установленном законом.

Файлы: 1 файл

семейное право.docx

— 34.99 Кб (Скачать)

17 июля 1996 г. Правительством  РФ принято постановление №829 "О приемной семье"10[24]. Постановлением утверждено Положение о приемной семье. Органам опеки и попечительства рекомендовано заключать с родителями-воспитателями ранее созданных детских домов семейного типа договоры в соответствии с этим Положением. Одновременно признано утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1988 г. "О создании детских домов семейного типа в РСФСР", иными словами, признано целесообразным придать детским домам семейного типа статус приемной семьи, наделив родителей-воспитателей этих домов правами и обязанностями приемных родителей.

Как предусматривает  п. 2 Положения, общее число детей  в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. Устройство детей  в приемную семью не влечет за собой  возникновения между приемными  родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации (п. 5 Положения).

Согласно п. 29 названного Положения, приемной семье  на содержание каждого приемного  ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и  предоставляются льготы, установленные  законодательством РФ для воспитанников  образовательных учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, в отличие от опекунов (попечителей), приемные родители вправе получать оплату за труд по воспитанию приемных детей. Кроме того, им должны возмещаться  средства на содержание детей на уровне расходов в соответствующих детских  учреждениях. Исходя из сказанного, представляется, что на приемных детей по аналогии с теми детьми, находящимися под  опекой (попечительством), на которых  опекуны (попечители) получают денежные средства на их содержание, ежемесячные  государственные пособия выплачиваться  не должны.

Семейный кодекс РФ (п. 1 ст. 127, п. 1 ст. 146 и п. 1 ст. 153) предусматривает  ограничения для лиц, состояние  здоровья которых не позволяет им выполнять родительские обязанности (когда речь идет об усыновлении) или  обязанности по воспитанию ребенка (когда решается вопрос о назначении опекуна (попечителя) либо о передаче ребенка в приемную семью). Перечень заболеваний, при наличии которых  лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается  Правительством РФ (п. 1 ст. 127 СК РФ). Такой  Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 54211[25]. Он включает следующие заболевания:

туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации  у больных I, II и V групп диспансерного  учета;

заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного  аппарата в стадии декомпенсации;

злокачественные онкологические заболевания всех локализаций, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм;

инфекционные  заболевания до снятия с диспансерного  учета;

психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными  или ограниченно дееспособными;

все заболевания  и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающие трудоспособность.

Из сказанного вытекает, что при решении указанных  выше вопросов требуется предоставление медицинских документов об отсутствии перечисленных заболеваний. Это  не может не создавать серьезных  трудностей при устройстве детей, лишившихся попечения родителей, в частности, при установлении опеки (попечительства) бабушек и дедушек над внуками  после смерти их родителей. Представляется, что в интересах детей органы опеки и попечительства должны проявлять  в подобных ситуациях более гибкий подход. Целесообразно было бы также  предусмотреть возможность временной  выплаты пособий на детей в  тех случаях, когда своевременное  решение вопроса об устройстве ребенка  в семью, где он фактически находится, задерживается из-за сбора медицинских  документов.

Рассматривая  правовой статус родителей, необходимо отметить, что в семейном законодательстве употребляется понятие "лица, заменяющие родителей". Представляется, что  это понятие можно рассматривать  как в узком, так и в более  широком значениях.

Анализ семейного  законодательства свидетельствует, что  круг физических лиц, на которых законодатель возлагает выполнение родительских обязанностей, защиту прав и интересов  детей, довольно ограничен - это только родители, усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители.

Соответственно  к лицам, заменяющим родителей, в  узком значении этого понятия  можно отнести усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных родителей.

В то же время  в Семейном кодексе говорится  и о других (помимо родителей и  детей) членах семьи. Это дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники (ст. 55, 93, 94, 95), отчим и мачеха (ст. 97), фактический воспитатель (ст. 96). Однако права и обязанности этих лиц по отношению к детям (братьям  и сестрам, внукам, пасынкам и падчерицам, фактическим воспитанникам) не определены с достаточной полнотой. За ребенком закреплено право на общение с  родителями и другими родственниками (ст. 55), а также право на получение  в судебном порядке (при определенных условиях) алиментов от трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, от бабушки и дедушки (ст. 93, 94 СК РФ). Нетрудоспособные, нуждающиеся в  помощи, фактические воспитатели, отчим  и мачеха вправе требовать соответственно от трудоспособных совершеннолетних воспитанников  предоставления содержания в судебном порядке. При этом оговаривается, что  суд вправе освободить фактических  воспитанников от обязанности содержать  фактических воспитателей, если последние  содержали и воспитывали их менее  пяти лет либо содержали и воспитывали  их ненадлежащим образом (ст.96). Аналогичное  правило предусмотрено и в  отношении отчима и мачехи (ст.97).

Следовательно, можно сделать вывод, что семейное законодательство исходит из возможности  выполнения основных родительских обязанностей - по воспитанию и содержанию детей - в отсутствие или наряду с родителями другими членами семьи без  специального юридического признания  их лицами, заменяющими родителей. Более  того, законодателем признаются ситуации, при которых такие лица могут  удерживать ребенка у себя не на основании закона или судебного  решения и вопреки желанию  его родителей. Это явствует из п.1 ст. 68 СК РФ, согласно которой при  рассмотрении требований родителей  о возврате ребенка от любого лица суд вправе с учетом мнения ребенка  отказать в удовлетворении иска, если придет к выводу, что передача ребенка  родителям не отвечает его интересам. При этом суд может передать ребенка  на попечение органа опеки и попечительства лишь при условии, если установит, что  ни родители, ни лицо, у которого находится  ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие (п. 2 ст. 68).

Таким образом, понятие лиц, заменяющих родителей, в широком его значении может  охватывать любого из перечисленных  выше членов семьи (включая фактических  воспитателей), которые фактически занимаются воспитанием, развитием  и содержанием детей, лишенных попечения  родителей. Однако закон не возлагает  на этих лиц обязанностей по воспитанию детей, защите их интересов, не предоставляет  им прав, установленных для граждан, имеющих детей.

 


Информация о работе Правовой статус родителей