Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:56, реферат
Селекция представляет собой эволюцию растений и животных, направляемую волей человека. По мере познания законов живой материи человек получает все большие возможности для целенаправленного воздействия на развитие животных и растений в нужном ему направлении. В этом смысле творческая деятельность селекционера весьма сходна с творческой деятельностью изобретателя. Подобно изобретателю, селекционер активно вмешивается в процесс изменения объекта и направляет его в нужную сторону с целью получения запланированного результата.
Принадлежащие малолетним и недееспособным лицам авторские права осуществляются их законными представителями.
Согласно ст. 35 Закона
РФ "О селекционных достижениях"
иностранные граждане пользуются правами,
предоставляемыми настоящим Законом
и иными законодательными актами
РФ в области охраны селекционных
достижений, наравне с гражданами
РФ в силу международных договоров
РФ или на основе принципа взаимности.
Это положение можно только приветствовать,
так как в течение длительного
времени права иностранцев в
рассматриваемой области в
При создании селекционного достижения творческими усилиями нескольких лиц возникает соавторство. В области селекции вопрос о соавторстве имеет особую актуальность, поскольку, во-первых, подавляющее большинство новых сортов и пород животных выводятся не селекционерами-одиночками, а целыми творческими коллективами и, во-вторых, селекция как особая область человеческой деятельности обладает большой спецификой по сравнению с другими видами творческой деятельности. В настоящее время селекция является комплексной наукой, объединяющей усилия самых разных специалистов — генетиков, физиологов, биохимиков, фитопатологов, цитологов и т.д. Каждый из названных специалистов работает над решением не только своей конкретной задачи, например, получением у нового сорта того или иного полезного свойства или качества, но и над проблемой в целом, состоящей в получении охраноспособного результата селекции. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что срок выведения нового сорта или породы может быть достаточно длительным, а в отдельных случаях — охватывать несколько поколений людей. Наконец, необходимо учитывать, что в селекционной работе, как ни в какой другой, важное значение имеет помощь, оказываемая селекционерам лицами, выполняющими технические операции по подбору исходного материала, размножению семян и т.д.
Общий принцип, из которого
исходит действующее
Целесообразность
и справедливость признания авторских
прав на селекционные достижения лишь
за конкретными физическими лицами
или группами лиц неоднократно ставились
под сомнение в юридической литературе.
По мнению ряда специалистов, длительность
селекционного процесса и привлечение
к нему широкого круга лиц, характер
вклада которых определить достаточно
сложно, доказывает необходимость признания
права авторства за учреждениям
Указанные предложения, однако, не получили широкой поддержки ни в литературе, ни у законодателя, так как они отступали от общего принципа охраны прав и законных интересов действительных творцов нового, каковыми всегда являются конкретные физические лица. Хотя Закон РФ "О селекционных достижениях" отношений соавторства прямо не регулирует, из его положений однозначно вытекает, что авторство признается лишь за конкретными физическими лицами, независимо от их численного состава. При этом новый Закон, в отличие от ранее действовавшего законодательства, отнюдь не забывает о правах тех учреждений и организаций, в рамках и по заданию которых созданы селекционные достижения.
Следуя общему принципу,
закрепленному в настоящее
В тех немногих случаях,
когда селекционный результат достигается
усилиями селекционера-одиночки или
когда договором между
В случае смерти селекционера или патентообладателя их права на селекционное достижение переходят к наследникам. При наследственном правопреемстве авторских прав селекционера наследники, разумеется, становятся обладателями не всех субъективных прав, которыми пользовался сам селекционер, а лишь тех из них, которые не связаны неразрывно с личностью обладателя и могут переходить к другим лицам.
Субъектами прав на селекционное достижение могут выступать и иные правопреемники. Так, патентные права, принадлежащие юридическому лицу, в случае реорганизации последнего переходят к вновь созданному участнику гражданского оборота, а при ликвидации патентообладателя передаются государству. Обладателями прав на использование селекционного достижения становятся лица, которые приобрели эти права на основании лицензионных договоров с патентообладателями.
Завершая вопрос о субъектах права на селекционное достижение, целесообразно сказать несколько слов об организации, которая хотя сама и не приобретает каких-либо прав на селекционные достижения, но играет чрезвычайно важную роль в организации их правовой охраны и использования. Речь идет об уже упоминавшейся ранее Государственной комиссии РФ по использованию и охране селекционных достижений (далее — Госкомиссия). В рассматриваемой области указанный орган играет ту же роль, что и Патентное ведомство РФ в сфере охраны объектов промышленной собственности. Основные задачи, функции и права Госкомиссии определяются как Законом РФ "О селекционных достижениях" (ст. 3, 5, 6, 8—10 и др.), так и специальным Положением о Государственной комиссии РФ по использованию и охране селекционных достижений, утвержденным Правительством РФ 23 апреля 1994 г. В частности, Госкомиссия осуществляет единую политику в области правовой охраны селекционных достижений в РФ, утверждает перечень зоологических и ботанических родов и видов селекционных достижений, по которым выдаются патенты, принимает к рассмотрению заявки на селекционные достижения, проводит по ним экспертизу и испытания, ведет Государственный реестр охраняемых селекционных достижений и Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, выдает патенты и авторские свидетельства, публикует официальные сведения, касающиеся охраны селекционных достижений, издает правила и разъяснения по применению законодательства РФ в области испытания и охраны селекционных достижений и т.д. Выполняя эти и другие важные функции, Госкомиссия выступает участником многих правовых отношении, возникающих в рассматриваемой области.
§ 3. Оформление права на селекционное достижение
Порядок оформления прав на селекционные достижения в своих основных чертах совпадает с порядком оформления прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и иные объекты интеллектуальной собственности, нуждающиеся в специальной государственной регистрации. Вместе с тем специфика объекта охраны обусловила ряд особенностей данной процедуры, которые отражены в Законе РФ "О селекционных достижениях" (ст. 5, 6, 8—11 и др.) и в специальных правовых актах, принятых в развитие положений Закона1.
Первым этапом в оформлении права на селекционное достижение является составлени
Заявка на выдачу патента должна относиться только к одному селекционному достижению и включает только два необходимых документа, а именно заявление о выдаче патента и анкету селекционного достижения. Требования к указанным документам устанавливаются Госкомиссией. К самой заявке должен быть приложен документ, подтверждающий уплату установленной пошлины, либо освобождающий от уплаты пошлины, либо дающий основания для уменьшения ее размера. При необходимости к заявке прилагаются и другие документы, в частности доверенность, если заявка подается через посредника, документ, подтверждающий правопреемство, если оно имело место, и т.д. Документы заявки могут быть представлены на русском или ином языке. В последнем случае к заявке прилагается их заверенный перевод на русский язык.
Как видим, в составе заявки на селекционное достижение ныне отсутствует такой традиционный для патентного права документ, как описание селекционного достижения. В рассматриваемой сфере оно составляется Госкомиссией с участием заявителя только тогда, когда уже принято решение о выдаче патента на селекционное достижение. В отличие от прежних лет в заявку не включаются также заключения (ходатайства) научно-исследовательских учреждений и управленческих органов в области сельского хозяйства.
Составленная заявка направляется в Госкомиссию, которая является уполномоченным государственным органом по приему и рассмотрению заявок. Начинается второй этап оформления права на селекционное достижение, состоящий в рассмотрении материалов заявки Госкомиссией, проведения экспертизы селекционного достижения на новизну и его испытания на отличимость, однородность и стабильность. Вначале по всякой заявке Госкомиссия проводит предварительную экспертизу. В ходе данной экспертизы, которая должна быть завершена в месячный срок, устанавливается дата приоритета и осуществляется проверка материалов заявки на их соответствие предъявленным требованиям. В случае неправильного оформления заявки либо она в зависимости от характера допущенных нарушений отклоняется, либо заявителю предоставляется необходимый срок для внесения в заявку исправлений и дополнений. В период проведения предварительной экспертизы заявитель вправе и по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки. Если необходимые уточнения не были внесены в установленный срок или не были представлены документы, отсутствовавшие на дату поступления заявки, заявка не принимается к рассмотрению, о чем уведомляется заявитель.
Заявителю, не согласному с решением, принятым по результатам предварительной экспертизы, предоставляется право в течение трех месяцев с даты получения решения обжаловать его в судебном порядке.
Правильно оформленная
заявка принимается к рассмотрению,
что подтверждается выдаваемой заявителю
справкой, имеющей такое же правовое
значение, что и приоритетная справка,
выдаваемая по заявкам на изобретения.
Сведения о принятых заявках публикуются
в официальном бюллетене
Принятые к рассмотрению заявки подвергаются дальнейшей проверке, в ходе которой устанавливается соответствие селекционного достижения всем критериям охраноспособности. Обычно такая проверка именуется экспертизой заявки по существу или патентной экспертизой. В исследуемой области ввиду специфики заявленного объекта проверки закон выделяет два ее этапа — экспертизу селекционного достижения на новизну и испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность.
Задачей экспертизы селекционного достижения на новизну является установление того, использовались ли семена или племенной материал до даты приоритета или ранее указанных в законе льготных сроков другими лицами, которым они были переданы селекционером, его правопреемником или с их согласия. В этой связи закон предоставляет любому заинтересованному лицу возможность направить в Госкомиссию претензию в отношении новизны селекционного достижения в течение шести месяцев с даты опубликования сведений о заявке. О поступлении такой претензии Госкомиссия уведомляет заявителя с изложением существа претензии. Заявитель, не согласный с претензией, имеет право в трехмесячный срок со дня получения уведомления направить в Госкомиссию мотивированное возражение. Указанные материалы, равно как и другие сведения относительно новизны селекционного достижения, оцениваются Госкомиссией, которая принимает по ним решение и сообщает о нем заинтересованным лицам. Если селекционное достижение не соответствует критерию новизны, Госкомиссией выносится решение об отказе в выдаче патента, которое может быть обжаловано заявителем в суд.
Селекционное достижение, обладающее необходимой новизной, передается на испытания на отличимость, однородность и стабильность. Указанные испытания проводятся по методикам и в сроки, устанавливаемые Госкомиссией. Для проведения испытаний заявитель должен представить необходимое количество семян или племенного материала по адресу и в срок, указанный Госкомиссией. Госкомиссия вправе использовать результаты испытаний, проведенных компетентными органами других государств, с которыми заключены соответствующие договоры, результаты испытаний, проведенных другими органами РФ по договору с Госкомиссией, а также данные, представленные самим заявителем.