Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:14, курсовая работа
По широко известному утверждению Р. Декарта, «человек есть мера всех вещей». Этот афоризм приобретает особое значение и актуальность при характеристике системы нормативного регулирования общественных отношений, возникающих в частно-правовой сфере, специфика которых с должной глубиной может быть постигнута и раскрыта только сквозь призму глубокого и всестороннего анализа гражданско-правового положения личности. Провозглашение России правовым государством предполагает необходимость создания таких условий для развития российского общества, в которых человек, его права и свободы действительно являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых – обязанность государства (ч. 1 ст. 2 Конституции РФ).
Введение
По широко известному утверждению Р. Декарта, «человек есть мера всех вещей». Этот афоризм приобретает особое значение и актуальность при характеристике системы нормативного регулирования общественных отношений, возникающих в частно-правовой сфере, специфика которых с должной глубиной может быть постигнута и раскрыта только сквозь призму глубокого и всестороннего анализа гражданско-правового положения личности. Провозглашение России правовым государством предполагает необходимость создания таких условий для развития российского общества, в которых человек, его права и свободы действительно являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых – обязанность государства (ч. 1 ст. 2 Конституции РФ).
Объем принадлежащих конкретному лицу субъективных гражданских прав не только характеризует соответствующие правоотношения с участием данного субъекта, но и наглядно демонстрирует содержание политики, реализуемой государством в этой сфере. В частности, сквозь призму гражданско-правового положения личности наиболее полно и глубоко раскрывается отношение государства к институту частной собственности, принципам построения договорных связей, предпринимательской инициативе и т.п., а также система связей «государство – личность» в целом. При этом гражданско-правовое положение физических лиц – явление сложное, многогранное и динамичное, испытывающее на себе влияние целого ряда факторов, в первую очередь – социально-экономической политики государства. Данное обстоятельство, предопределяющее сложнейший характер рассматриваемого явления, обусловливает необходимость выделения фундаментальных компонентов гражданско-правового статуса граждан. Однако в современной отечественной науке до настоящего времени не сформировалось единого научного подхода к основополагающим категориям, характеризующим этот статус, главным из которых является правосубъектность, имеющая давнюю историю как в отечественном, так и в зарубежном праве. В настоящее время ее значение беспрецедентно возросло в связи с закреплением в важнейших международных актах – Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. положения о том, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности»1.
Научный и практический интерес к названной категории, являющейся неотъемлемым элементом любого частно-правового института, заметно активизировался в годы экономических и правовых реформ, существенно расширивших содержание гражданской правосубъектности российских граждан и иных физических лиц, проживающих на территории России. Кардинальное изменение их гражданско-правового положения актуализировало многочисленные проблемы, связанные с определением понятия и содержания правосубъектности, которые все чаще становятся предметом научных исследований и дискуссий, разворачивающихся на страницах печати и в рамках научно-практических конференций2. Однако, единого научного подхода к определению сущности, значения и внутренней структуры правосубъектности к настоящему времени не сложилось, что, в свою очередь, предопределяет дискуссионный характер вопроса о ее соотношении со смежными правовыми категориями, в первую очередь – с право- и дееспособностью. По-разному раскрывается и содержание названных понятий, что не может не отразиться как на эффективности правового регулирования гражданско-правовых отношений с участием граждан, так и на правоприменительной практике.
Немало проблем связано также
с моментами возникновения и
прекращения гражданской
Таким образом, на сегодняшний момент, данная тема является весьма актуальной для изучения.
Объектом данной работы является - правосубъектность как отрасль гражданского права.
Предметом является - понятие, основные признаки, принципы и виды правосубъектности.
Цель данной работы рассмотреть основные аспекты проблемы правосубъектности в гражданском праве.
Исходя из поставленной цели, целесообразным является решение следующих задач:
Глава 1. Развитие взглядов на гражданскую правосубъектность
Представления
об участии государства в
Несколько по-иному определялось государственное имущество в государствах с республиканской формой правления. Так, в ранний период существования римского государства государственным имуществом признавались вещи римского народа, принадлежавшие всем вообще и никому в частности. Все сделки с имуществом государственной казны (aerarium), заключенные органом власти с частными лицами, наделяли правами и обязанностями не его лично, а весь римский народ как единство, наделенное способностью к самостоятельной юридической деятельности. [12]. Таким образом, государство как властитель и законодатель не отделялось от государства как субъекта частных прав. Однако при преобразовании республики в монархию казна Цезаря (fiscus), возникшая как частное имущество принцепса, постепенно превращается в государственное и поглощает все источники государственных доходов, в том числе ранее пополнявшие «aerarium», но в обороте по-прежнему подчиняется нормам гражданского права.
Со временем особенность правового положения императора как первого гражданина римского народа была утрачена, и в другие системы права положение суверена было рецепировано без нее. Государства феодальной Европы и Азии были собственниками земельных богатств, другого многочисленного имущества, являлись стороной в сделках, участвовали в наследственных правоотношениях в качестве наследника и т.п. Но в гражданском обороте они выступали не в качестве обычного частного лица, равного всем остальным, а в качестве суверена, лица публичного, по особым нормам, устанавливаемых каждый раз таким образом, чтобы обеспечить себе наибольшие преимущества, причем используя при этом особые методы. [12].
1.2.
Гражданская правосубъектность
в дореволюционной России.
Роль российского государства была традиционно велика во всех сферах общественной жизни, в том числе и в гражданском обороте. В начале ХХ века И.М.Фридман в своем труде «Доходы и расходы русского государства» приводил такие данные: «Русское правительство владеет и управляет 2/3 всей железнодорожной сети и 7/8 всех телеграфов. Почти 1/3 всей земли и 2/3 лесов находится в его непосредственном заведовании. Оно владеет наиболее ценными рудниками и обрабатывает на своих заводах продукты, добытые из этих рудников. Оно продает все спиртные напитки, потребляемые населением, и скупает весь спирт, необходимый для народного потребления. Русское государство — самый крупный землевладелец, самый крупный капиталист, самый крупный строитель железных дорог и самый крупный предприниматель во всем мире» [9].
В
дореволюционной России участие
государства в гражданском
Г.Ф.Шершеневич выделял казну, представляющую государство с хозяйственной стороны, среди публичных юридических лиц, которые устанавливаются помимо воли частных лиц. Д.И.Мейер в работе «Русское гражданское право» отмечал: «Между отдельными юридическими лицами в особенности обращает на себя внимание казна — государство — как субъект имущественных прав. Нуждаясь во множестве вещей для удовлетворения своих разнообразных потребностей, государство, совокупность граждан, по необходимости одаряется имущественными правами и, таким образом, является в юридическом быту субъектом гражданского права и в этом качестве называется казной».[9].
Часть
юристов вместе с Шершеневичем и
Мейером полагала, что необходимо трактовать
имущественные права государства так
же, как и права частных лиц, поскольку
оно совершает те же сделки и в тех же формах.
Другая же часть, как Н.Лазаревский, считала,
что «представление о государстве как
о юридическом лице частного права вовсе
не есть такое понятие, которое с покон
века присуще всякому праву вообще. Многие
законодательства без этого понятия уживаются
довольно продолжительное время, и все
имущественные отношения казны могут
конструироваться как отношения чисто
публично-правовые».[6]. Тем не менее большинство
из них признавало, что такая конструкция
может использоваться, чтобы обеспечить
надлежащую защиту прав и интересов частных
лиц, выступающих контрагентами государства.
Вместе с тем предлагалось рассматривать
государство как привилегированный субъект,
которому следовало предоставить преимущественные
права в сравнении с отдельными гражданами,
потому, как писал Д.И.Мейер, «что каждый
отдельный гражданин должен жертвовать
личными интересами для общего блага,
и только те привилегии несправедливы
и ненавистны, которые даются одним гражданам
перед другими, а не те, которые установлены
для общественной пользы».[9]
Советскому
государству в области
Советское государство, как отмечал С.Н.Братусь, весьма редко выступало как субъект гражданского права, так как субъектами прав и обязанностей в имущественных отношений являлись госбюджетные учреждения и хозрасчетные предприятия.[3]. В гражданских правоотношениях, как правило, стали участвовать государственные предприятия и учреждения как самостоятельные субъекты гражданского права, что, с точки зрения А.В.Венедиктова, «исключало возможность возложения ответственности за весь риск их хозяйственных операций на Советское государство в целом».
Создание
законодателем для государства
привилегированных условий