Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:02, курсовая работа
Основной задачей данного исследования является анализ права граждан на свободу передвижения в Российской Федерации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
• описать понятие и сущность личных прав в России;
• исследовать право граждан на свободу передвижения в Российской Федерации и законодательное его закрепление.
Введение
Глава 1. Основные понятия личных свобод, свобода передвижения
1.1. Личные права и свободы граждан
1.2. Свобода передвижения как одна из личных свобод
Глава 2. Регистрация по месту пребывания, по месту жительства
2.1 Регистрация по месту жительства
2.2 Регистрация по месту пребывания
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
За уклонение от данной обязанности граждане могут быть подвергнуты административному наказанию в виде административного штрафа в размере от 15 до 25 МРОТ (от 1500 до 2500 руб.).
За нарушение правил регистрации к административной ответственности на основании п. 2 статьи 19.15 КоАП РФ могут быть привлечены должностного лица, ответственные за регистрацию, а также собственника жилого помещения.
Следует отметить, что регистрация никак не связана с правом граждан на жилое помещение.
Статья 3 Закона о праве граждан Российской Федерации определяет право гражданина на свободу передвижения. А, следовательно, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Однако, на практике отсутствие регистрации по месту жительства или регистрации по месту пребывания, как правило, является существенным препятствием в реализации прав и свобод человека и гражданина. Не редки ситуации, когда без регистрации гражданин не может получить работу или какие-либо социальные льготы.
2.1 Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При смене места жительства гражданин обязан в семидневный срок по прибытии на новое место жительства обратиться заявлением на регистрацию по новому месту жительства. В тот же срок и в том же порядке должен действовать гражданин, ранее не имевший постоянного места жительства и у которого оно появилось.
Для получения регистрации по месту жительства гражданин обязан представить в уполномоченные органы ряд документов: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту; справку об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы); заявление о регистрации по месту жительства, свидетельство о рождении детей (если есть дети, не достигшие 14-летнего возраста), заявление установленной формы о регистрации по месту жительства, заполненный листок прибытия в трех экземплярах, правоустанавливающий документ на жилое помещение.
Дети, достигшие 14 лет, обязаны иметь паспорт гражданина Российской Федерации и поэтому должны подавать заявления на регистрацию от себя лично.
Государственная пошлина за регистрацию по месту жительства в настоящее время не взимается на основании действующего налогового кодекса.
После приема документов на регистрацию, должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют все необходимые документы, предусмотренные инструкциями (карточки регистрации по форме, поквартирные карточки), или вносят соответствующие сведения в домовые (поквартирные) книги, адресные листки прибытия, листки статистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним.
Работники ОВД (УВД) проверяют представленные документы, правильность и полноту составления адресных листков прибытия, листков статистического учета мигрантов, заполнения карточек регистрации, поквартирных карточек или домовых (поквартирных) книг.
После проведения проверки представленных на регистрацию документов, работники ОВД (УВД) в трехдневный срок со дня поступления документов обязаны зарегистрировать граждан по месту жительства, о чем в паспорте гражданина делается отметка в виде штампа установленной формы.
В случае отсутствия в населенном пункте отделов или отделений ОДП полномочиями по регистрации граждан по месту жительства обладает местная администрация, которая листики прибытия направляют их в территориальное ОВД (УВД) для проверок по учетам.
В случаях, когда регистрация граждан по месту жительства производится по иным (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность (например, удостоверению личности военнослужащего), гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства установленной формы
Экземпляры адресных листков прибытия помещаются в адресно-справочные картотеки. Листки статистического учета мигрантов передаются в соответствующие органы государственной статистики.
Для оформления регистрации в ОВД обязаны прибыть лично граждане, имеющие судимость. Остальные граждане могут проделать эту процедуры через уполномоченных должностных лиц.
Если гражданин не представил полный перечень документов, требуемых для регистрации по месту жительства, то в регистрации ему может быть отказано. При этом должностные лица должны разъяснить гражданину причины отказа.
Для регистрации несовершеннолетних детей, не достигших 14 лет, существует иной порядок, так как они не имеют паспортов гражданина Российской Федерации.
Регистрация по месту жительства детей, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (законными представителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (законными представителями) и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних детей. Регистрация осуществляется путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).
2.2 Регистрация граждан РФ по месту пребывания
Местом пребывания является квартира, жилой дом или иное жилое помещение, где гражданин временно проживает, но которое не является местом жительства гражданина.
Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания определен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также Инструкцией о применении указанных Правил.
Обязанность зарегистрироваться по месту пребывания возлагается на граждан, которые находятся на какой-либо территории свыше 90 дней.
По истечении 90 дней с момента прибытия к месту временного проживания они должны обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.
При обращении для регистрации по месту пребывания гражданин должен предоставить тот же набор документов, как и для регистрации по месту жительства. Об этом нами уже говорилось выше.
Регистрация граждан регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
При вселении для временного проживания в жилое помещение, которым лицо владеет на праве собственности, согласие с чьей-либо стороны не требуется.
Плата за регистрацию по месту временного пребывания законодательством также не взимается.
Порядок действий должностных лиц при регистрации граждан по месту пребывания такой же, как и при регистрации по месту жительства.
В течение трех дней гражданин должен быть зарегистрирован по месту пребывания, если нет оснований для отказа. Основанием для отказа может отсутствие необходимых документов, либо недостоверность представленных документов.
При регистрации граждан по месту пребывания зарегистрированным гражданам ОВД (УВД) производит оформление свидетельства о регистрации по месту пребывания.
Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних детей, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (законных представителей) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Свидетельство детям, не достигшим 14 лет, не выдается. Записи о них заносятся в свидетельства о временном пребывании его родителей (усыновителей, опекунов).
Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, а также иных подобных организациях производится по их прибытии (а не по истечении 90 дней) администрацией этих организаций. Для регистрации в таких организациях прибывающие граждане представляют паспорт. Судьи, сотрудники МВД России, ФСБ России, прокуратуры, органов юстиции, таможни, внешней разведки, Службы специальной связи и информатизации при ФСО России, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, находящиеся в командировке, регистрируются в гостиницах по служебному и командировочному удостоверениям с указанием фамилии, имени, отчества и данных служебного удостоверения.
Прибывающие граждане составляют анкеты в двух экземплярах.
Дежурные администраторы проверяют принятые документы и правильность составления анкет.
Первые экземпляры анкет дежурными администраторами помещаются в картотеку пребывающих лиц. Вторые экземпляры анкет дежурные администраторы в течение суток после их заполнения пересылают в паспортно-визовую службу территориального ОВД (УВД), которое направляет их в двухдневный срок в республиканские, краевые, областные, окружные адресно-справочные бюро, предварительно проверив зарегистрированных граждан по учетам соответствующих адресно-справочных бюро.
Свидетельства о регистрации по месту пребывания, в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также иных подобных организациях гражданам не выдаются.
При прибытии граждан из указанных организаций анкеты по форме из действующей картотеки изымаются и помещаются в архивную картотеку, где хранятся в алфавитном порядке в течение года, а затем уничтожаются.
В нашей стране исторически сложилось такая ситуация, при которой надзор и контроль за пребыванием и проживанием граждан осуществляется правоохранительными органами, данная деятельность была и остается достаточно важной для решения правоохранительных задач, поскольку подобный тотальный учет населения (каким, в сущности, и является режим регистрации (прописки)) способствует выявлению лиц, скрывшихся от следствия и суда, уклоняющихся от исполнения обязанностей (например - воинской, обязанности уплаты алиментов), осуществлению других функций. Важную помощь оказывает действие паспортно-регистрационного режима в деле обеспечения государственной безопасности (соблюдение последнего ожесточается в приграничных, таможенных зонах, везде, где могут пострадать интересы государства).
Действующая российская Конституция как нормативный акт высшей юридической силы закрепила основные права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации.
К основным правам и свободам человека можно отнести право на жизнь, человеческое достоинство, свободу вероисповедания, национальную принадлежность, передвижения.
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Поэтому это право не распространяется на лиц, находящихся на территории РФ в нарушение законов.
Устанавливая общее правило свободного передвижения внутри России, закон вместе с тем ограничивает право свободного передвижения: в пограничной полосе; закрытых военных городках; закрытых административно-
За пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.
Свобода передвижения — это возможность передвигаться (перемещаться) в нужном направлении без определенных ограничений, используя в пределах допустимости, установленной законом, для осуществления задуманного, наиболее эффективные средства и пути.
Понятие «свобода передвижения» обладает рядом признаков, таких как неограниченная возможность передвижения в нужном направлении определяемом самостоятельным выбором, для чего гражданин может использовать любые средства.
В Конституции РФ закреплено право гражданина свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться.
Вместе с тем, существуют законодательно закрепленные ограничения на свободу передвижения, например, в закрытых административно-
Наиболее важным способом миграционного учета граждан на территории РФ является регистрационный учет, который заменил ранее существовавший институт прописки. Это формальная сторона системы регистрационного учета.
С фактической стороны регистрация представляет собой ряд обязанностей гражданина, таких как регистрация по месту жительства или пребывания, необходимость сообщения о перемене места жительства, отражение в регистрационных органах фактов временного (более 90 дней) пребывания на какой-либо территории.
В нашей стране исторически сложилось такая ситуация, при которой надзор и контроль за пребыванием и проживанием граждан осуществляется правоохранительными органами, данная деятельность была и остается достаточно важной для решения правоохранительных задач, поскольку подобный тотальный учет населения способствует выявлению лиц, скрывшихся от следствия и суда, уклоняющихся от исполнения обязанностей (например - воинской, обязанности уплаты алиментов), осуществлению других функций.
Исходя их исследований, представленный во 2 главе данной работы можно сделать вывод о том, что на практике отсутствие регистрации по месту жительства или регистрации по месту пребывания, как правило, является существенным препятствием в реализации прав и свобод человека и гражданина.
№ | Понятие | Определение |
1 | Свобода передвижения и выбора места жительства | право человека беспрепятственно передвигаться по территории страны, выбирать своё место жительства и пребывания, покидать страну и возвращаться в неё |
2 | Права́ человека | права, образующие основу правового статуса личности |
3 | Правовой статус личности | юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе |
4 | Регистрационный учёт в Российской Федерации | деятельность по фиксированию и обобщению сведений о месте жительства и месте пребывания граждан Российской Федерации и об их перемещениях |
5 | Миграционный учёт в Российской Федерации | деятельность по фиксации и обобщению сведений о месте жительства и месте пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства и об их перемещениях |
6 | Пограничная зона | полоса вдоль границы государства или территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность |
7 | Закрытое административно- | городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан |
8 | Военный городок | комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих СА и ВМФ |
9 | Место жительства | жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации |
10 | Место пребывания | гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. |