Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:02, курсовая работа
Основной задачей данного исследования является анализ права граждан на свободу передвижения в Российской Федерации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
• описать понятие и сущность личных прав в России;
• исследовать право граждан на свободу передвижения в Российской Федерации и законодательное его закрепление.
Введение
Глава 1. Основные понятия личных свобод, свобода передвижения
1.1. Личные права и свободы граждан
1.2. Свобода передвижения как одна из личных свобод
Глава 2. Регистрация по месту пребывания, по месту жительства
2.1 Регистрация по месту жительства
2.2 Регистрация по месту пребывания
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Четвертым выступает отсутствие определенных рамок ограничения. Законодательно определено отсутствие ограничений в реализации данного права.
Вместе с тем, на передвижения определенных субъектов, отсутствуют государственные гарантии, что является пятым признаком
Шестой признак состоит в том, что у членов общества при личном передвижении нет обязанности охранять права и свободы других лиц.
Разработчики Конституции РФ 1993 г. [1] в своеобразной форме установили в ст. 27 право на свободное передвижение и в ст. 40 - право на жилище, связав право на свободу передвижения с выбором места пребывания и жительства и выделив в самостоятельную норму право на жилище.
На первый взгляд эти понятия кажутся независимыми. Однако, в ходе реальной реализации этих двух прав, их привязывают друг к другу. Причина этого явления может крыться в форме изложения ст. 27 Конституции РФ, включающей в себя ряд последовательно возникающих, не одинаковых по содержанию, тесно взаимосвязанных правомочий не только право на свободное передвижение, на выбор места пребывания, но и право на выбор места жительства.
По нашему мнению, свобода передвижения предполагает два различных по своему смыслу права личности: право на свободу передвижения в относительно связанное с ним право на выбор места жительства и места пребывания. Право на свободу передвижения, в свою очередь, можно подразделить на возможность свободно выезжать за пределы государства и возможность беспрепятственно возвращаться обратно. Соответственно право на выбор места жительства и места пребывания состоит из двух основных элементов: возможности выбора места жительства и возможности выбора места пребывания.
Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. В обязанности государственных органов входит лишь регистрация актов самостоятельного выбора граждан места жительства. В соответствии с выше сказанным, можно сделать вывод, что регистрационный учет не должен носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.
Вопросы свободы передвижения регулируются Законом о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах страны от 25 июня 1993 г.
Данный закон определяет перечень тех мест, на пребывание или въезд в которые накладываются ограничения. К ним относятся пограничные полосы, закрытые военные городки, закрытые административно-территориальны
Из Закона следует, что, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.
Вместе с тем, определенный порядок предполагает реализация права на выбор места жительства.
Гражданин, прибывающий на новое место жительства, обязан в течение 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел. Отказ гражданину в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Регистрация заменила институт прописки, которая все еще сохраняется во многих городах и, по сути, является прямым нарушением конституционного права на выбор места жительства [9].
Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России установлен Правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ. Эти Правила подробно регламентируют права и обязанности граждан, связанные со свободой передвижения, места пребывания и жительства, окончательно исключая прописку и заменяя ее регистрационным учетом.
В Конституции РФ закреплено право гражданина свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться, что, безусловно, имеет важное значение для развития современного общества. Такое положение согласуется с нормами, содержащимися в п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и других международных актах, которые устанавливают право каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную, и об отсутствии у него какой-либо обязанности возвращаться в эту страну [6].
Порядок реализации этого права установлен Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции от 24 июня 1999 г.).
Если нет оснований, предусмотренных этим законом, любой гражданин вправе беспрепятственно покинуть территорию РФ. Выезд из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и международными обязательствами РФ. Также, никто не может препятствовать въезду гражданам в Российскую Федерацию. Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом "О Государственной границе Российской Федерации" и указанным Федеральным законом.
Согласно Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации, находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.
Законодательно определен перечень документов, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане пересечение государственной границы РФ. К ним относятся паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; удостоверение личности моряка.
Правом покинуть территорию страны обладают и несовершеннолетние граждане России. Однако для пересечения ими государственной границы устанавливаются некоторые правила. Так, несовершеннолетний гражданин может выехать из России хотя бы с одним из родителей (законных представителей). В противном случае он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить. В случае пересечения границы с одним родителем, обязательным условием является официальное согласие второго родителя на выезд несовершеннолетнего.
Закон определяет случаи, когда гражданин может быть ограничен в праве выезда за рубеж. Так, право на выезд может быть временного ограничено в случаях, если гражданин при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом РФ о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с федеральным законом.
Если на момент подачи заявления о выезде за границу гражданину известны секретные сведения, сохраняющие актуальность, то право выезда также может быть ограничено. Для этого требуется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десяти лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.
Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, гражданин должен быть уведомлен уполномоченными органами о причинах и сроке ограничения права на выезд
Существуют и другие основания, по которым гражданин может быть ограничен в праве выезда с территории РФ. С ним относятся:
• призыв гражданина на срочную военную службу;
• задержание гражданина по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
• осуждение за совершение преступления, до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
• уклонение граждан от исполнения решений суда;
• сообщение о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации.
Вместе с тем, закон допускает некоторые вмешательства и ограничения права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, но при обязательном соблюдении принципа соразмерности, для защиты равноценного правового блага. Таковыми для права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства может являться национальная безопасность, сохранение территориальной целостности. Следовательно, концепция правомерных ограничений всегда преследует цель - найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересами правообладателя.
Ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, п. 3 и 4 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции 1950 г., определяет, что право на свободу передвижения может быть ограничено в условиях чрезвычайного положения и в период вооруженных конфликтов. Одной из ограничительных мер является Установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение или военное положение является в таком случае объективной ограничительной мерой [10].
Статья 17 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" [11] определяет режим въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне.
Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.
Особый режим пребывания и проживания устанавливается в закрытых административно-
Следует отметить, что данные законы ограничивают право граждан на свободное перемещение и выбор места пребывания и проживания как соблюдение принципа соразмерности, для защиты равноценного правового блага.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, несмотря на всю его универсальную значимость, в настоящее время в России не обеспечивается и не гарантируется, в частности, на том уровне, который необходим для полной реализации свободы и автономии личности в вопросе выбора места своего жительства и пребывания, беспрепятственного выезда и въезда в страну.
Исследования, проведённое данной части курсовой работы позволяет сделать вывод о том, что декларируемые законодательством право на свободное передвижение и выбор места пребывания может быть ограничено этим же законодательством. Некоторые противоречия существуют и в применение законодательных норм по данному вопросу. Так, при законном праве выехать за рубеж, основанном на ряде законов, гражданин может быть в нем ограничен другим законодательным актом. Хотя подобное должно быть скорее исключительной мерой, но не законодательной закрепленной нормой.
Наиболее важным способом миграционного учета граждан на территории РФ является регистрационный учет, который заменил ранее существовавший институт прописки. Это формальная сторона системы регистрационного учета.
С фактической стороны регистрация представляет собой ряд обязанностей, которые возникают у гражданина, таких как регистрация по месту жительства или пребывания, необходимость сообщения о перемене места жительства, отражение в регистрационных органах фактов временного (более 90 дней) пребывания на какой-либо территории.
С формальной стороны регистрация по месту жительства выражается в виде отметки в паспорте гражданина Российской Федерации, а регистрация по месту временного пребывания - в виде свидетельства о регистрации по месту пребывания.
Под регистрацией можно понимать специальный учет, осуществляемый в определенном законом порядке уполномоченными на то государственными органами либо должностными лицами с целью установления факта выбора гражданином Российской Федерации нормативно определенных мест пребывания либо проживания в целях обеспечения необходимых условий для реализации своих субъективных прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Статья 3 Закона о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения указывает на обязательность регистрации по месту жительства для всех граждан, которые постоянно либо преимущественно проживают в том или ином жилом помещении. Такая же обязанность возлагается на граждан, временно (более 90 дней) пребывающих на данной территории.