Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти

Автор: Ирина Горбунова, 31 Октября 2010 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Разделение властей и Правительство

Оглавление

Введение
1. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти.
1.1. Разделение властей и Правительство.
1.2. Система федеральных органов исполнительной власти.
2. Состав, формирование и отставка Правительства РФ.
2.1. Состав Правительства РФ.
2.2. Порядок формирования Правительства РФ.
2.3. Срок полномочий и отставка.
3. Конституция Правительства РФ.
4. Акты, издаваемые Правительством РФ.
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

     Кроме указанных областей, Правительство  РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной  политики в социальных областях, таких  как культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология.

     Правительством  осуществляются: контроль за реализацией  государственных программ поддержки  культуры, науки и образования, и  меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий. Важная обязанность Правительства состоит в обеспечении гарантий законодательно установленных размеров оплаты труда и уровня социального обеспечения. Оно обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, разрабатывает направления государственной социальной политики и принимает меры по обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд. Другими не менее важными направлениями деятельности Правительства являются оборона, безопасности и внешняя политика.

     Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению  обороны страны, государственной  безопасности, реализация внешней политики Российской Федерации. Руководители министерств  и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но вместе с тем значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ. Так, Правительство РФ занимается вопросами оснащения вооружением и военной техникой, обеспечения материальными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной.

     Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года закрепляет полномочия Правительства  в области обороны.

     Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности. Они определены в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года. Правительство обеспечивает руководство органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти. Так оно координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти.

     При решении внешнеполитических задач  Правительство проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации.

     Согласно  ст. 114 Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление  мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

     Правительство решает вопросы, связанные с финансированием  правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

     Соблюдение  основных прав и свобод граждан находится  под контролем исполнительной власти.

     Перечень  полномочий Правительства, предусмотренный  ст. 114 Конституции РФ, не является исчерпывающим  Конституцией, федеральным законом, указами Президента Правительства наделено и другими полномочиями. Так, например, право законодательной инициативы, полномочия определенные Таможенным кодексом РФ и другие.  

 

     4. АКТЫ, ИЗДАВАЕМЫЕ  ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ 

   Одним из важных вопросов деятельности Правительства является нормотворчество.

   В ст. 115 Конституции РФ говорится, что  на основании и во исполнение Конституции  РФ, федеральных законов, нормативных  указов Президента РФ, Правительства  РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконных характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом и нормативным указам Президента РФ.

   В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство  России обладает правом законодательной инициативы, которая означает,  что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу.

   Правовые  акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и  их основные формы устанавливаются в Конституции. Конституция определяет. Что формами правовых актов Правительства России являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации должны оформляться решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решение по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

   Постановление принимается на заседаниях Правительства  при наличии кворума и путем голосования. Постановление Правительства подписывается Председателем Правительства или его Первым заместителем.

   Кроме того, в качестве постоянного органа Правительства в его аппарате действует Президиум Правительства, который призван решать текущие и оперативные вопросы.

   Заседание его проводятся по мере необходимости, а принятые решения оформляются  в форме постановлений и распоряжений Правительства, однако они не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации.

   Необходимо  отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время  возлагает на Правительство обязанность  обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

   Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, т.е. на всей ее территории и всеми субъектами и органами местного самоуправления. Обязательность распространяется на всех граждан и должностных лиц, на все общественные объединения, государственные и частные предприятия. Таким образом, конституционный статус актов Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с законами и указами Президента РФ. Хотя по юридической силе они стоят ниже, чем последние, так как принимаются на основании и во исполнении выше стоящих актов.

   Интересен вопрос о том, могут ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнитеной власти субъектов РФ. Статья 77 Конституции РФ определила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Кроме того, из установленного Конституцией РФ обязательного характера актов Правительства РФ ясно вытекает вывод о том, что в случае расхождения этих актов с актами исполнительной власти субъектов РФ приоритет отдается постановлению или распоряжению Правительства РФ.

   Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным, так как Президент РФ, во–первых, является гарантом Конституции РФ, а во–вторых, по существу возглавляет исполнительную власть.

   Хотя  инициатива отмены неконституционного и незаконного акта Правительства  находится в руках у главы государства, ясно, что и без его решения любой акт Правительства, противоречащий Конституции  РФ и федеральным законам, юридически ничтожен с самого начала.

   Федеральным конституционным законом о Правительстве  РФ установлено, что постановления  и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства в Российской Федерации» не позднее 15 дней со дня их подписания.

   Акты  Правительства РФ, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, вступает в силу не ранее дня их опубликования.

 

   

   5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить роль и место  Правительства РФ, как высшего  органа исполнительной власти в осуществлении  государственной власти в Российской Федерации. Естественно с принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно вырос, по сравнению каким он раньше был. Однако в настоящей Конституции РФ, на мой взгляд, находят свое место и положения, которые ущемляют статус Правительства, делая его на практике только  в части высшим органом исполнительной власти. По существу руководство Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ. Поскольку сам Президент РФ представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членом Правительства. Все это делает Правительство чисто «президентским». В связи с чем положение Конституции РФ о том, что Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, ставится под сомнение.

   Исходя  из вышеизложенного видно, что основными  функциями Правительства являются организация исполнения федеральных  законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

   В настоящее  время Председатель Правительства  РФ Путин В.В. является исполняющим  обязанности Президента РФ. В марте 2000 года должны состояться выборы Президента РФ. Каким будет объем полномочий у Правительства РФ с приходом нового Президента неизвестно, однако уже сейчас поднимаются вопросы о некоторых изменениях в статусе и полномочиях Правительства РФ.

 

   

   Список  литературы

       1.      Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. –М.: 1997г. с.331–339.

       2.      Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. –М.: ИНФРМА–М. 1999г. с.386–402.

       3.      История государственного управления в России: Учебник /Под ред.Игнатова В.Г. Ростов–на–Дону. 1979г. с.473–491.

       4.      Коваленко А.И. Конституционное право России: Учебник. –М.: Право и Закон 1997г. с.132–159.

       5.      Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. –М.: Юристъ 1995г. с.432–447.

       6.      Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.  –М.: Юнити 1997г. с.107–135.

       7.      Конституция РФ от 12.12.93г. с.38–41.

       8.      Комментарий к Конституции РФ /Под ред. Окунькова Л.А. –М.: БЕК 1996г. с.331–368.

       9.      Федеральный закон “О безопасности” от 05.03.92г.

       10.  Федеральный закон “Об обороне” от 31.05.96г.

       11.  О системе федеральных органах исполнительной власти. Указ Президента РФ от 14.08.96г. № 1176.

   О структуре  федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 22.07.98г. № 1142.

Информация о работе Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти