Права и свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:10, автореферат

Краткое описание

Конституция охватывает наиболее важные отношения между индивидом и государством — основные права , свободы и обязанности.
Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим.
Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, необходимо соотнести между собой категории, «человек», «личность», «гражданин».
Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Файлы: 1 файл

права и свободы.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

 

2. Обязанности граждан

2.2. Основные конституционные обязанности

Создание и поддержание  гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказ от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями.

Между тем чрезмерное выпячивание прав и отрицание личностью своих обязанностей ведет к тому, что она стремится осуществить свои желания любой ценой. А это зачастую влечет правонарушения или даже преступления.

Существовавший в нашей  стране долгое время принцип единства прав и обязанностей был обусловлен правильным постулатом о взаимной ответственности государства и гражданина, общества и личности. «Нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав» — этому утверждению корреспондирует необходимость осознания каждым человеком и гражданином своей ответственности перед государством и другими людьми при осуществлении своих прав.

Целесообразно различать  обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом его общественного бытия. Будучи официально признанными в государстве, они выступают в качестве обязанностей гражданина.

Признаки конституционных  обязанностей:

1)  они направлены  на охрану, защиту и развитие  важнейших социальных ценностей;

2) служат реализации  как личных, так и коллективных, общественных интересов;

3) имеют высшую юридическую  силу. Конституционные обязанности  можно подразделить на общие  и конкретные.

К первой группе относятся  обязанности:

■  соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законам обязанности;

■  сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

■  заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).

Данные обязанности  распространяются на все без исключения категории населения. Выполнение их обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности — средствами административного и уголовного права.

Вторая группа:

■  родительские обязанности (ст. 38);

■  обязанность платить  законно установленные налоги и  сборы (ст. 57);

■  воинская обязанность (ст. 59).

Данный круг обязанностей адресован к конкретным категориям населения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.  

 

2.2. Проблемы прав и свобод человека

Проблема установления конституционных ограничений —  это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц (свобода каждого человека простирается лишь до той границы, за которой начинается свобода других), обязан содействовать или не препятствовать нормальному функционированию коллективов, общественных и государственных институтов.

Конституционные пределы (ограничения) выступают специфическим  индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретных зафиксированных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимоотношения между государством и человеком, представляет своеобразное «лезвие бритвы» между законностью и произволом, во многом предопределяет общую концепцию Основного Закона.

Конституционные ограничения  — это установленные в Конституции  границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и  свободы.

Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.

Конституция как средство реализации основных прав и свобод человека и гражданина

В различные эпохи  проблема прав человека, неизменно  оставаясь политико-правовой, приобретала  либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

 

2.3. Юридические гарантии

Виды и место юридических  гарантий в системе общих гарантий прав и свобод человека и гражданина

В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга, но вместе с тем каждый из них имеет свое назначение, выполняет определенную функцию. Это в полной мере относится и к гарантиям. В рамках целого, системы назначения гарантий состоят в том, что они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституциях и законах юридический статус личности и особенно ее права и свободы становились фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина. Без соответствующих гарантий провозглашенные в конституции и в законах права и свободы — пустой звук. Реализация этих прав и свобод требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов и общественных объединений, так и самих граждан.

Вопрос о гарантиях  возникает каждый раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии — один из вопросов проблемы правильного  применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод. Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод. Более полное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий прав и свобод. В широком плане понятием "гарантии" охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащего осуществления и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления. То есть под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.

Первая группа гарантий — условия — направлена на создание благоприятной обстановки для пользования  основными правами и свободами. Вторая же группа — средства, выступающие  в качестве способов, приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод личности — вооружает органы государства, органы местного самоуправления, общественные объединения и самих граждан эффективным инструментом в борьбе за надлежащее осуществление основных прав и свобод. Общепризнанно деление гарантий прав и свобод граждан на политические, идеологические и правовые. Исходя из ныне действующей Конституции, все гарантии выражаются в юридических средствах и способах защиты прав и свобод человека и гражданина и, прежде всего, в судебном обеспечении. Начиная со статьи 45 Конституции РФ 1993 г. и практически до конца второй главы, закреплены постановления, фиксирующие принципы и нормы защиты различных категорий людей. В системе условий и средств охраны, обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан России важное место принадлежит юридическим гарантиям. 

Все виды гарантий по-своему важны, и лишь все вместе они могут  обеспечить полную и всестороннюю защиту прав и свобод человека и гражданина. Отсюда значение юридических гарантий велико настолько, насколько важны и другие гарантии. Более того, чем прочнее становятся основы конституционного строя, тем сильнее возрастает роль юридических, а равно и других гарантий прав и свобод. Под юридическими гарантиями понимаются те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализации их прав и свобод. Юридические гарантии конституционных прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны. Но их объединяет одно присущее всем им свойство. Все они выражены, закреплены в законодательстве. Юридические гарантии выражаются, прежде всего, в нормах федерального законодательства, которые раскрывают и конкретизируют указанные права и свободы и, что особенно важно, устанавливают порядок их осуществления.

Однако отнюдь не все  без исключения правовые нормы являются юридическими гарантиями прав и свобод граждан, а лишь те из них, которые  содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается  беспрепятственное пользование  правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения. Поскольку все отрасли права имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения и защиты прав и свобод, можно говорить о конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и процессуальных гарантиях.

Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны  с применением правовых норм и  выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, общественных объединений и самих граждан. Это достаточно отчетливо выражено в статье 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В качестве правовых гарантий выступает не любая их деятельность, а только та, с которой закон связывает наступление определенных юридических последствий. Конституционные права и свободы эффективно могут быть гарантированы лишь устойчивой, стабильной практикой работы государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также общественных объединений, которая в целом обеспечивает гражданам пользование правами и свободами и предотвращает их от возможных нарушений. Гарантией конституционных прав и свобод граждан служит лишь такая деятельность государственных органов и должностных лиц, которая отвечает строго закону и направлена на возможно полное их осуществление. В качестве гарантий конституционных прав и свобод граждан выступает не только сам результат деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, но и механизм, определенный законом порядок осуществления этой деятельности.

Абсолютное большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе. Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод также создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, коллективом, и используются ими для претворения указанных прав и свобод в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия и средства обеспечения охраны конституционных прав и свобод граждан, формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.

Наша Конституция содержит целый ряд положений правоохранительного  свойства, которые обеспечивают как  пользование правами и свободами, так и порядок их восстановления. Последних сравнительно много: "каждому, — сказано в части 1 статьи 46 Конституции, — гарантируется судебная защита прав и свобод".

Надежным и активным инструментом реализации права на судебную защиту стал закон РФ от 27.04.93 г. "Об обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы  граждан". С его принятием наблюдается постоянное увеличение поступления в суды дел о нарушении прав и свобод граждан. Этот закон снял препоны, установленные ранее действовавшим законом и в ряде случаев мешавшие гражданам обратиться в суд. Стало возможным обжаловать действия и решения представительных органов, общественных организаций и других общественных объединений, а также воинских должностных лиц и органов военного управления.

 

Заключение

Конституционные права  и свободы граждан нередко  игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него.

Граждане справедливо  сетуют на проявления бюрократизма, бездушное  чиновничье администрирование, всевластие местных руководителей, действующих  нередко произвольно, вопреки закону. По сути дела, в стране ещё нет системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола.

Особую тревогу вызывает состояние социально-экономических  прав, в особенности, права на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на гарантированное социальное обеспечение. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод несомненно отражает переходный характер российского общества.

В первую очередь, сказывается  неудовлетворительная ситуация в сфере  экономики, отсутствие у государства  необходимых средств. Но "списывать" слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно.

Свою негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое  неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы.

И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства — заботе о человеке.

Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем  силы общества — негосударственный  бизнес, различного рода предпринимательские  и банковские союзы, науку, разнообразные  общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

Информация о работе Права и свободы