Права и обязанности родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:40, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является анализ особенностей прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, правовых аспектов их реализации.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
- проанализировать общую характеристику родительских прав и обязанностей;
- показать особенности ответственности за ненадлежащее осуществление родительских прав и обязанностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1 Основания возникновения прав и обязанностей родителей……..……5
1.1 Установление происхождения детей…………………………...……………5
1.2 Установление материнства и отцовства……………………………………..8
1.3 Регистрация рождения ребенка……………………………………………..23
Глава 2 Права и обязанности родителей в РФ…...…………………………….28
2.1 Общая характеристика родительских прав…………………………...……28
2.2 Споры между родителями, связанные с воспитанием детей…………..….56
Заключение…………………………………………………………………...…..67
Список использованной литературы………………………………...……..…..70

Файлы: 1 файл

Диплом Права и обязанности родителей 18.12.12.docx

— 128.53 Кб (Скачать)

Спор о праве на воспитание ребенка может возникнуть не только между родителями, но также между родителями и другими лицами. Это споры об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (ст. 67 СК); возврате ребенка к родителям от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (ст. 68 СК). Данные споры рассматривались в контексте характеристики родительских прав в предыдущем параграфе настоящей главы. В особую категорию споров о праве на воспитание детей следует выделить споры, связанные с лишением или ограничением родительских прав. Они будут проанализированы в следующих параграфах данной главы [19, с. 68].

Участие органов опеки  и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей. Важное место в разрешении споров, касающихся воспитания детей, принадлежит органам опеки и попечительства. Одной из форм защиты семейных прав органами опеки и попечительства является их обязательное участие в делах по рассмотрению судами споров, связанных с воспитанием детей, что закреплено в ст. 78 СК. Рассмотрение судами дел данной категории без участия органа опеки и попечительства невозможно. Причем закон предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве органа местного самоуправления, компетентного дать заключение по существу спора.

Семейный кодекс в п. 1 ст. 78 устанавливает обязательное участие органа опеки и попечительства в рассмотрении судом споров о воспитании детей независимо от оснований их возникновения и характера спорных вопросов, подлежащих разрешению, а также независимо от того, кем конкретно предъявлен иск в защиту ребенка. Причем в ряде статей СК прямо предусмотрено участие органов опеки и попечительства в делах: об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК); о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70 СК); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК); об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 73 СК); об установлении усыновления детей (п. 1 ст. 125 СК); об отмене усыновления ребенка (п. 2 ст. 140 СК) [29, с. 74].

Однако закон (п. 1 ст. 78 СК) признает необходимым участие органов опеки и попечительства и в других делах, связанных с воспитанием детей, хотя об этом непосредственно в конкретной правовой норме СК, регулирующей те или иные вопросы разрешения споров о воспитании детей, и не упоминается. К ним, в частности, относятся дела: об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников: дедушки, бабушки, братьев, сестер (п. 3 ст. 67 СК); о возврате родителям ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании Закона или не на основании судебного решения (п. 1 ст. 68 СК); об отмене ограничений родительских прав (п. 1 ст. .76 СК); о возврате опекуну (попечителю) ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любого лица, удерживающего у себя ребенка не на законных основаниях (п. 2 ст. 50 СК); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК) [31, с. 95].

Орган опеки и попечительства привлекается к рассмотрению спора определением суда. Кроме того, орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском для защиты интересов ребенка по собственной инициативе (о лишении родительских прав - п. 1 ст. 70 СК; об ограничении родительских прав - п. 3 ст. 70 СК; об отмене усыновления - ст. 142 СК).

Согласно п. 2 ст. 78 СК орган  опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора. Данное требование закреплено и в гражданско-процессуальном законодательстве. Например, в соответствии со ст. 263 ГПК заключение органа опеки и попечительства и акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя) истребуется судьей при подготовке к судебному разбирательству дела об установлении усыновления.

Заключение органа опеки  и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК и п. 2 ст. 121 СК, должно быть подписано  руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным им на это должностным лицом органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей [37, с. 97].

В установленных законом (ст.  57 СК) случаях представляемое суду заключение органа опеки и попечительства должно учитывать мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет.

В силу ст. 78 ГПК заключение органа опеки и попечительства является лишь одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Поэтому в случае несогласия с заключением органа опеки и попечительства по существу разрешаемого спора суд мотивирует принятое решение со ссылкой на иные доказательства [18, с. 45].  

Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием  детей (а это может быть как решение по рассмотренным в настоящем параграфе спорам, так и решение об отобрании ребенка у родителей или других лиц), в соответствии со ст. 79 СК производится судебным приставом-исполнителем по правилам исполнительного производства в порядке, установленном законом (ст. 351 ГПК; ст. 9, 73 Закона об исполнительном производстве). Как правило, эта процедура осуществляется по месту жительства лица, обязанного исполнить решение, или по месту нахождения ребенка. При этом согласно ст. 207 ГПК суд вправе по заявлениям заинтересованных лиц отсрочить исполнение решения, а также изменить способы и порядок его исполнения.

Если решение суда не будет  исполнено обязанным лицом (лицами) в установленный срок добровольно, то суд должен принять меры по принудительному исполнению решения. На родителей или иных лиц, на попечении которых находится ребенок, препятствующих исполнению судебного решения по делу, связанному с воспитанием ребенка (например, об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка или о порядке реализации бабушкой, дедушкой права на общение с ребенком и т. п.), может быть наложен штраф в размере до двухсот установленных законом минимальных размеров оплаты труда, который взыскивается в доход государства. Такая мера может быть принята к виновным лицам на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом (п. 1 и 4 ст. 85 Закона об исполнительном производстве) [21, с. 37].

Однако уплата штрафа не освобождает родителя (другое лицо) от обязанности исполнить действия, предусмотренные решением суда по делу, связанному с воспитанием ребенка. Поэтому одновременно с наложением штрафа судебным приставом-исполнителем назначается обязанному родителю (другому лицу) новый срок для исполнения судебного решения. При повторном и последующих нарушениях без уважительных причин должником вновь назначенных сроков для исполнения исполнительного документа размер штрафа каждый раз удваивается (п. 1-2, 4 ст. 85 Закона об исполнительном производстве).

Из-за противодействия родителей (или других лиц) исполнению решения суда о передаче или отобрании ребенка нередко возникают сложности как организационного, так и морально-этического характера. В таких случаях производится принудительное исполнение решения, связанного с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам). В качестве обязательных условий производства этой процедуры закон (п. 2 ст. 79 СК) предусматривает участие органа опеки и попечительства, а также лица (лиц), которому (которым) передается ребенок. В Ульяновске в исполнении решения суда о передаче или отобрании ребенка обязательно участвует специалист по охране прав детей районной Управы г. Ульяновск. С учетом конкретных обстоятельств (оказания судебному исполнителю физического противодействия лицом, удерживающим ребенка, высказывания угроз применения насилия в отношении ребенка или причинения вреда его здоровью и т. п.) в исполнении судебного решения, связанного с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), необходимо также участие представителя органов внутренних дел [30, с. 69].

Принудительное исполнение решения, как правило, сопряжено с действиями, которые могут оказать негативное воздействие на моральное и психическое состояние ребенка и в итоге вступить в противоречие с законными правами и интересами ребенка. Поэтому суд при невозможности, исполнения решения о передаче ребенка без ущерба его интересам может согласно п. 2 ст. 79 СК вынести определение о временном помещении ребенка в воспитательное учреждение, учреждение социальной защиты населения, в том числе в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, лечебное учреждение (санаторий, детскую больницу и т. п.) и другое аналогичное учреждение (профилакторий, дом отдыха и т.п.). Как отмечается в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 1998 г. № 10, такие меры будут способствовать переходу ребенка от одного лица к другому [18, с. 19].

Исполнение решения суда по делам об отобрании ребенка  в случае розыска должника (обязанного лица) или отобранного ребенка приостанавливается до завершения этого розыска. В таких случаях судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя (лица, которому в соответствии с решением суда должен быть передан ребенок) выносит постановление о розыске должника или ребенка, который осуществляется органами внутренних дел. Впоследствии расходы по розыску взыскиваются с должника по заявлению органа внутренних дел на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом (подп. 2 п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 28 Закона об исполнительном производстве) [41, с. 132].

 

Заключение

 

Забота о детях, их воспитании и развитии - это обязанность родителей, для чего они и наделяются родительскими правами. При отсутствии родителей этими правами наделяются другие лица - усыновители, опекуны (попечители), приемные родители.

Родительские права - это совокупность прав и обязанностей, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Их особенностью является то, что они представляют собой неразрывную связь прав и обязанностей. Родители, осуществляя свои права, тем самым выполняют свои обязанности, а выполняя свои обязанности, - осуществляют свои права [16, с. 53].

В соответствии со ст. 61 СК РФ «родители имеют равные права  и несут равные обязанности в  отношении своих детей». Разногласия  между родителями по различным вопросам, связанным с воспитанием ребёнка преодолеваются самими родителями; если согласия достичь не удалось, то оба родителя (один из них) вправе обратиться за помощью в орган опеки и попечительства или в суд.

Закон защищает права родителей. Они имеют преимущественное право  перед всеми лицами на воспитание своих детей (п. 1 ст. 63 СК). И в случае удержания ребёнка любым лицом  без законных оснований, родители вправе требовать возврата ребёнка (п. 1 ст. 68 СК РФ)

Родительскими правами наделяются не бессрочно, а лишь на тот период, когда воспитание и необходимая забота о ребенке должны осуществляться, то есть до совершеннолетия ребенка. На срочный характер родительских прав прямо указывается в п.2 ст. 61 СК РФ.

Основные принципы осуществления  родительских прав [40, с. 114]:

- обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей;

- родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

СК определяет перечень действий и поступков, которые родители не вправе совершать (п.1 ст. 65) при реализации своих родительских прав:

- причинение вреда нравственному развитию ребёнка;

- применение способов воспитания, связанных с пренебрежительно жестоким, грубым обращением с ребёнком, оскорбление детей, их эксплуатация.

При нарушении прав и интересов  детей, родители несут ответственность в установленном законом порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей влечет уголовную ответственность, если это деяние сопряжено с жестоким обращением с детьми (ст. 156 УК РФ). Родители также могут быть привлечены к уголовной ответственности за вовлечение детей в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством, в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом (ст.ст. 150, 151 УК РФ) [26, с. 73].    

Семейный кодекс предоставил  ребенку право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих), а также в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения с их стороны обязанностей по воспитанию и образованию несовершеннолетнего. Своеобразие такой постановки вопроса  вызвано следующим: чаще всего дети в семье страдают по вине родителей, что обнаружить практически невозможно. Причем обратиться за защитой в органы опеки и попечительства может несовершеннолетний любого возраста, а в суд лишь тот, кому исполнилось четырнадцать лет.  С одной стороны, закон предоставляет право подростку обратится с иском в суд в защиту своих прав, нарушаемых родителями, а с другой стороны не включает его в перечень  истцов по делу о лишении родителей родительских прав. Семейный кодекс эту коллизию никак не разрешает, поэтому в этой ситуации  необходимо обратиться к процессуальному законодательству, которое  предоставляет, в случаях предусмотренных законом по делам, возникающим из брачно-семейных правоотношений, несовершеннолетнему право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы.

Абсолютное большинство  норм семейного законодательства рассчитано на граждан с позитивной направленностью, а субъекты семейного неблагополучия  не воспринимают их. Безусловно, для большинства родителей, применение таких мер семейно-правовой ответственности как лишение или ограничение родительских прав является действительно исключительными, а, следовательно, и высокоэффективным наказанием. Но в силу того, что указанные меры применяются к лицам деморализованным, утратившим понятие ценности отцовства и материнства, они не только не достигают ожидаемого эффекта, но и окончательно снимают с родителей ответственность за воспитание детей. В настоящее время цель защиты интересов ребенка от противоправного поведения со стороны родителей считается достигнутой, если будет предотвращено отрицательное влияние такого поведения на детей, то есть система права не предусматривает каких-либо мер по отношению к родителям из неблагополучной семьи после достижения этой цели. Следовательно, ликвидация семейного неблагополучия сводится пока лишь к устранению отрицательного влияния на несовершеннолетних членов семьи [34, с. 72].

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 7 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г.) // «Российской газете» от 27 января 1996 г.
  3. Федеральный закон от 2 января 2000 г. «О внесении дополнения в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации»//СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 153.
  4. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // «Российская газета» от 27 декабря 1996 г.
  5. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября 2007 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.
  6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.
  7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г.) // «Российская газета» от 30 июня 1999 г.
  8. Распоряжение Президента РФ от 13 декабря 2000 г. N 565-рп «О выделении средств для обеспечения социальной защиты детей»//СЗ РФ. 2000. N 51. Ст. 4989.
  9. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 мая 1928 г. «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках» // СУ РСФСР. 1928. N 64. Ст. 462.
  10. Постановление Совмина РСФСР от 14 ноября 1987 г. N 401 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Свод законов РСФСР. Т. 3. С. 326-1.
  11. Приказ Минздравмедпрома РФ и Минобразования РФ от 25 декабря 1995 г. NN 369, 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» // «Российские вести» от 24 апреля 1996 г., N 77.
  12. Письмо Минобразования РФ от 30 января 1997 г. N 15/438-6 «О порядке введения в действие постановления Правительства РФ «О приемной семье»//Вестник образования. 1997. N 8.
  13. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 17 февраля 1998 г. N 15/81-6 «О паспортизации приемных семей»//Вестник образования. 1998. N 8.
  14. Письмо Минобразования РФ от 29 октября 2001 г. N 1293/28-5 «Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями» // «Вестник образования», 2001 г., N 22, стр. 36.

Информация о работе Права и обязанности родителей