Понятие основ правового положения человека и гражданина в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследование сущности, разновидностей и структуры правового статуса личности.

Файлы: 1 файл

Понятие основ правового статуса человека и гражданина.docx

— 58.03 Кб (Скачать)

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства  является филиация (по рождению). В международном  и национальном праве в рамках названного способа приобретения гражданства  выделяют два принципа: «крови» (когда  ребенок приобретает гражданство  родителей, вне зависимости от государства, где он появился на свет) и «почвы» (когда гражданство ребенка опосредуется государством, на территории которого он родился). В законодательстве России предусматривается смешанная система. При которой преобладающее значение «прав крови» сочетается с известным  влиянием «права почвы». Отечественное законодательство трактует «принцип крови» в плане гражданства родителей, а не отнюдь их национальности, которая, оставаясь объективной характеристикой, в соответствии со ст. 26 Конституции РФ не является обязательной для указания.

Ребенок приобретает гражданство  Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: оба  его родителя или единственный его  родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеет  гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом  без гражданства, или признан  безвестно отсутствующим, или место  его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родители, не представляют ему свое гражданство.

Ребенок, который находится  на территории Российской Федерации  и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации  в случае, если родители не объявятся  в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный  пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, сокращается  до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких  достижений в области науки, техники  и культуры;

б) предоставление лицу политического  убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным  законом.

Установлено, что лицо, имеющее  особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в  гражданство Российской Федерации  без соблюдения условий, предусмотренных  ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями  о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке  без соблюдения условий, предусмотренных  пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, если указанные  граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации  и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без  гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в  образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей  которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого  родителя на приобретение ребенком гражданства  Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает  на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека  или попечительство, - по заявлению  опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Установив льготный режим  получения гражданства России, федеральный  закон, во избежание усмотрения чиновников, определяет четкий перечень оснований  отклонения ходатайств о приеме в  гражданство России (ст. 16).

Отклоняются заявления о  приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

- выступают за насильственное  изменение основ конституционного  строя Российской Федерации или  иными действиями создают угрозу  безопасности Российской Федерации;

- в течение пяти лет,  предшествовавших дню обращения  с заявлениями о приеме в  гражданство Российской Федерации  или о восстановлении в гражданстве  Российской Федерации, выдворялись  за пределы Российской Федерации  в соответствии с федеральным  законом;

- состоят на военной  службе, на службе в органах  безопасности или в правоохранительных  органах иностранного государства,  если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации;

- имеют неснятую или  непогашенную судимость за совершение  умышленных преступлений на территории  Российской Федерации или за  ее пределами, признаваемых таковыми  в соответствии с федеральным  законом;

- преследуются в уголовном  порядке компетентными органами  Российской Федерации или компетентными  органами иностранных государств  за преступления, признаваемые таковыми  в соответствии с федеральным  законом (до вынесения приговора  суда или принятия решения  по делу);

- осуждены и отбывают  наказание в виде лишения свободы  за действия, преследуемые в соответствии  с федеральным законом (до истечения  срока наказания).

В Федеральном законе о  гражданстве закреплены такие основания  приобретения гражданства, как оптация, восстановление в гражданстве и другие. Следует отметить, что Федеральный закон о гражданстве подробнейшим образом описывает каждое основание и порядок приобретения гражданства Российской Федерации, которые неоднократно проверялись на соответствие Конституции Российской Федерации Конституционным Судом РФ. В своих определениях Конституционный Суд констатировал отсутствие в Федеральном законе о гражданстве положений нарушающих прав и свобод, гарантированных нормами Конституции Российской Федерации.

Прекращение гражданства.

Глава III Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» посвящена вопросам прекращения  гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации  прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 18).

В соответствии со ст.19 Федерального закона выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением  случаев, предусмотренных ст. 20 Федерального закона. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных  ст. 20 Федерального закона. Выход из гражданства Российской Федерации  ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Федеральный закон устанавливает  основания отказа в выходе из гражданства  Российской Федерации (ст. 20). Выход  из гражданства РФ не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное  перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными  органами Российской Федерации в  качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется  вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства  и гарантий его приобретения.

Последняя позиция связана  с выполнением Международной  конвенции о сокращении безгражданства[11., с.134].

Полномочными органами, ведающими  делами гражданства Российской Федерации, являются: Федеральная миграционная служба, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства  и консульские учреждения Российской Федерации. Их полномочия определены федеральным  законом.

Рассмотрев основные положения  гражданства Российской Федерации, основания для приобретения, изменения  или прекращения гражданства, органы, регулирующие решение вопросов, связанных  с гражданством, можно сделать  вывод, что наиболее важной составной  частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые  утверждены в действующей Конституции  Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно гражданство.

Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности.

В нашей стране вопросы  гражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение  суверенитета, в ходе которого достичь  его иногда пытаются любой ценой, нарушаются, прежде всего, права и  свободы некоренного населения, проживающего на территории бывших союзных  республик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Заключение

 

Подводя итог данному исследованию можно сделать следующие выводы.

Конституционные права и  свободы являются главным элементом  конституционных правоотношений. Эти  правоотношения возникают между  человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства  защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые  государство признало естественными  и неотъемлемыми. Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой  прямого действия Конституции.

В то же время Конституция  связывает основные права и свободы  с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и  обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т.е. сочетание  возможного и должного в поведении  каждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т.е. открывает ему возможность  для любых законных действий.

Так же хочется отметить, что связь политических прав и  свобод с гражданством не означает, что они носят вторичный характер, производны от воли государства. Они  выступают как естественные права  каждого гражданина демократического государства.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и  единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. Эта основа конституционного строя  РФ реально реализуется через  политические права каждого гражданина.

Мы видим, что Российскому  государству пришлось восстанавливать  права и свободы больших групп  людей, необоснованно пострадавших в годы сталинизма. Десятки тысяч незаслуженно репрессированных были реабилитированы еще в 60-х гг., но полностью это удалось осуществить в годы перестройки и реформ. В 1991 г. был принят Закон о реабилитации жертв политических репрессий (впоследствии изменялся и дополнялся), целью которого является реабилитация всех жертв политических репрессий, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального и морального ущерба.

Следует отметить, что по смыслу приведенных статей Конституции  в Российской Федерации возможны только общие ограничения прав и  свобод для всего населения путем  принятия закона. Тем самым как  бы исключается возможность такого ограничения в отношении отдельных  лиц. В ФРГ, например, Основной закон позволяет ограничивать основные права лиц, которые злоупотребляют свободой печати, свободой преподавания, свободой собраний, тайной переписки, собственностью, правом убежища. Лишение указанных прав и его объем определяются Федеральным конституционным судом. Отсутствие подобной нормы в Конституции РФ не означает, что в России индивидуальное ограничение прав и свобод за злоупотребление ими в принципе невозможно.

Таким образом, в мировой  конституционной теории и практике общепризнано, что ограничения гражданских  прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные  бедствия, массовые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), который, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение государством-участником было официально объявлено и об этом сообщено другим государствам.

Информация о работе Понятие основ правового положения человека и гражданина в РФ