Понятие нормы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:13, реферат

Краткое описание

Нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества, она выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных явлений. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе, поэтому закономерные связи, возникающие входе этого взаимодействия, приобретают форму нормативности. Эта нормативность присуща всему процессу исторического развития человечества. Нормативность - это также свойство права, выявляющее его смысл и предназначение.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 47.44 Кб (Скачать)

    Норма права и статья нормативного акта нередко совпадают. Во многих статьях  закрепляются не по одной, а по несколько  норм. Структурные части правовых норм излагаются в статьях нормативных  актов неодинаково, различают прямой, ссылочный и бланковский способы изложения.

    Прямой  способ – это полное формулирование элементов правовой нормы непосредственно  в статье закона, закрепляющее эту  норму. Таким способом выражаются большинство норм права.

    При ссылочном изложении элементы правовой нормы не раскрываются полностью  в одной статье, а дается ссылка на другие статьи, в которых содержатся данные, дополняющие формулировку ссылочной  статьи.

    При бланковском изложении недостающие сведения восполняются не какой-либо точно указанной статьей, как при ссылочном изложении, а самостоятельными нормами права, содержащихся в других нормативных актах к которым следует прибегнуть для правильного понимания нормы, изложенной бланковским способом.

    В зависимости от степени обобщения  фактических обстоятельств, о которых  говорится в норме права и  предписываемых ими действий различаются  казуальное и абстрактное изложение  гипотез и диспозиции.

    Казуальное  изложение – это простое перечисление регулируемых нормой фактических обстоятельств  или предписываемых ею действий. Оставаясь  правилом поведения общего характера, правовая норма указывает на индивидуальные признаки этих обстоятельств и действий.

    Абстрактное изложение гипотез и диспозиций используется широко законодателем, так  как позволяет кратко и точно  формулировать нормы права. Это  изложение формулируется путем  обобщения фактических обстоятельств  или предписываемых нормой действий с использованием их общих разовых  признаков. Так, в гражданском законодательстве широко используется обобщающий термин «юридическое лицо». Организации, являющиеся юридическим лицом, в норме права  не перечисляется, но охватывается этим термином. По этому абстрактное изложение соответствует более высокому уровню развития юридической культуры, позволяет кратко и точно формулировать нормы права.

    Казуальное  же изложение делает законодательство громоздким и, кроме того, заведомо предполагает наличие пробелов, поскольку  невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить  их в соответствующей норме права. Вместе с тем, как видно из нормы  предъявляющей требование к решению  суда, в ряде случаев казуальный способ, изложения необходим, ибо  облегчает понимание правовых норм и пользование ими.

    Таким образом нормы права представляют собой своеобразный строительный материал, из которого складывается все правовое здание. Они не имеют материальной субстанции, а являются идеальными образцами допускаемого, поощряемого или требуемого государством поведения. Объектированное выражение нормы права получают в статьях нормативных правовых актов. Без такого постатейного выражения нормы права оказались бы недопустимыми для познания их исполнителями и в итоге не смогли бы выполнить роль меры, масштаба регулирования и оценки поведения людей. Статья служит формальной правовой нормой, а правовая норма составляет содержание статей

    Понятие "структура правовой нормы" имеет  большое прикладное значение, в частности  – для совершенствования того, что юристы называют "юридическая  техника". Например, сам факт понимания  того, что у норм бывают гипотезы, диспозиции и санкции, заставляет юристов  при разработке текстов нормативных  актов так или иначе отражать все эти составляющие.  

 

    

    3. Виды норм права 

    Правовые  нормы могут делиться на виды по различным критериям.

    - С точки зрения предмета правового регулирования (содержания нормы) правовые нормы делятся на нормы государственного (конституционного), гражданского, уголовного и иных отраслей права.

    -    С точки зрения метода правового регулирования нормы могут быть управомочивающие (в диспозиции указываются права; например: каждый имеет право на труд); обязывающие (в диспозиции указываются обязанности; например: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»); запрещающие (в диспозиции указываются запреты; например: «Принудительный труд запрещен»). Бывают также нормы, содержащие не собственно правила поведения, а определение понятий, принципов – дефинитивные нормы; например: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». 1

    -      С точки зрения источника права  нормы могут быть в законах, в подзаконных актах, в решениях судов и пр.

    В научной и учебной литературе обычно выделяют следующие виды источников права.

    Правовой  обычай: исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, санкционированное государством в качестве общеобязательного правила. (например, древнеримские "Законы XII таблиц", древнерусская "Русская Правда").

    Юридический прецедент: конкретное решение по определенному делу судебного или административного органа, которое становится обязательным при решении аналогичных дел в будущем.

    Нормативный акт: документ, принимаемый специально уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы. Отличается от правового обычая специальным механизмом принятия, формальной и структурной четкостью.

    Нормативный договор: двустороннее или многостороннее соглашение субъектов права, содержащее правовые нормы (например, международно-правовой договор или договор об образовании федерации или конфедерации).

    В современных государствах сложилась  достаточно четкая и универсальная  иерархия нормативных актов, связанная  с иерархией органов государства. В применении к нормативным актам  иерархия обозначается понятием «юридическая сила»: одни акты обладают большей юридической силой, то есть «главнее», чем другие.

    С этой точки зрения можно классифицировать нормативные акты следующим образом (в порядке убывания юридической  силы): конституция, законы, подзаконные  акты.

    -    Конституция - основной закон государства.

    -    Законы - нормативные акты, принятые высшим законодательным органом (парламентом) и подписанные главой государства.

    - Подзаконные акты - акты главы государства и органов исполнительной власти, содержащие правовые нормы: указы президента, постановления правительства, распоряжения министерств, постановления губернаторов и пр.

    Одним  из оснований классификации является деление правовых норм по отраслям права. В соответствии с этим основанием имеются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

    Особенно  важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные. Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений и рассчитаны на правомерное поведение людей. Как уже ранее отмечалось, эти нормы находятся во взаимодействии с правоохранительными, которые преставляют меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Это взаимодействие заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение, а также направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение.

    Специализированные  нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм. Так регулятивные, и охранительные нормативные предписания образуют костяк права нормативного образования. Именно из них на последующих уровнях структуры, в основном и складываются правовые (обязанности) общности – институты, объединения институтов, отрасли, семьи отраслей.

    Характерно, что с развитием процесса (систематизации), специализации, регулятивные и охранительные  предписания сохраняя между собой прочные связи и неизменно функционируя в единстве, тем не менее, не более обособляются друг от друга. Объединяясь в особые, самостоятельные регулятивные общности (институты), они функционируют в своих системах, не более отдаляются друг от друга, связываясь между собой не прямо, а по большей части, через соответствующие институты и даже отрасли. При рассмотрении их отдельно друг от друга, нужно сказать, что к регулятивным (правоустановительным) принадлежат предписания, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Они являются правоустановительными еще и по тому, что их роль в регулировании общественных отношений сводится, главным образом, к установлению субъективных юридических прав и обязанностей.

    Что касается охранительных предписаний, то они направлены на регламентацию юридических мер ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав. Необходимость обособлений и, при том дифференцированной регламентации государственно-принудительных мер обусловлено различной тяжестью нарушений обязанностей, возлагаемых регулятивными нормами, спецификой задач, решаемых в правоохранительной сфере. Так, в праве, общая обязанность «не нарушать субъективные права, основанные на праве общей (ответственности) собственности» едино. Но нарушение этой обязанности могут быть различными не только по своему фактическому содержанию (кража, грабеж, присвоение и т.п.), но и по степени опасности данных противоправных действий для общества (преступления, умышленный проступок).1

    В свою очередь регулятивные нормы  по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

    Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные активные действия.

    Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать запрещенные действия. В отличие от обязывающих они требуют воздерживаться от совершения тех или иных действий.

    Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий.

    Кроме, того, существуют специализированные предписания, которые, в отличие  от регулятивных и охранительных имеют дополнительный характер. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений. При регламентировании общественных отношений они как бы присоединяются к регулятивным и охранительным предписаниям, образуя в сочетании с ними единый регулятор. Специализированные предписания ограничиваются друг от друга в зависимости от того, какую функцию они выполняют в процессе правового регулирования. По этому критерию их можно подразделить на четыре основные разновидности: а) общезакрепительные (конститутивные); б) дефинитивные; в) декларативные (целеустановительные); г) коллизионные нормы.

    Общезакрепительные (конститутивные) нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений. К ним относятся, например, нормы, закрепляющие принадлежность всей власти в России народу.

    Дефинитивные закрепляют определенные юридические понятия.

    Декларативные (целеустановительные) нормы провозглашают задачи, принципы той или иной правовой деятельности правовых норм.

    Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких.

    Значение  той или иной разновидности специализированных норм в процессе правового регулирования  различно. Те из них, которые можно  отнести к числу обобщающих (общие, дефинитивные, декларативные), выражают высокий уровень системных нормативных  обобщений: другие (коллизионные) являются как бы и нормами о нормах. Но во всех случаях специализированные нормы – результат дифференциации и интеграции нормативного материала, результат того объективного процесса специализации, который присущ праву. Представляется возможным обратить внимание на существенную роль в нормативной  системе обобщающих предписаний. Из них образуются заглавные подразделения  отраслей права, закрепляемые в общей  части кодификационных актов. Входящие в общие части предписания  они являются выражением системных  нормативных обобщений в праве, которые придают системе новое  качество и потому выступают как  показатель уровня ее развития, структурированности, юридического совершенства.

Информация о работе Понятие нормы права