Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:13, реферат
Нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества, она выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных явлений. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе, поэтому закономерные связи, возникающие входе этого взаимодействия, приобретают форму нормативности. Эта нормативность присуща всему процессу исторического развития человечества. Нормативность - это также свойство права, выявляющее его смысл и предназначение.
Норма права и статья нормативного акта нередко совпадают. Во многих статьях закрепляются не по одной, а по несколько норм. Структурные части правовых норм излагаются в статьях нормативных актов неодинаково, различают прямой, ссылочный и бланковский способы изложения.
Прямой способ – это полное формулирование элементов правовой нормы непосредственно в статье закона, закрепляющее эту норму. Таким способом выражаются большинство норм права.
При ссылочном изложении элементы правовой нормы не раскрываются полностью в одной статье, а дается ссылка на другие статьи, в которых содержатся данные, дополняющие формулировку ссылочной статьи.
При бланковском изложении недостающие сведения восполняются не какой-либо точно указанной статьей, как при ссылочном изложении, а самостоятельными нормами права, содержащихся в других нормативных актах к которым следует прибегнуть для правильного понимания нормы, изложенной бланковским способом.
В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о которых говорится в норме права и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиции.
Казуальное
изложение – это простое
Абстрактное
изложение гипотез и диспозиций
используется широко законодателем, так
как позволяет кратко и точно
формулировать нормы права. Это
изложение формулируется путем
обобщения фактических
Казуальное же изложение делает законодательство громоздким и, кроме того, заведомо предполагает наличие пробелов, поскольку невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права. Вместе с тем, как видно из нормы предъявляющей требование к решению суда, в ряде случаев казуальный способ, изложения необходим, ибо облегчает понимание правовых норм и пользование ими.
Таким образом нормы права представляют собой своеобразный строительный материал, из которого складывается все правовое здание. Они не имеют материальной субстанции, а являются идеальными образцами допускаемого, поощряемого или требуемого государством поведения. Объектированное выражение нормы права получают в статьях нормативных правовых актов. Без такого постатейного выражения нормы права оказались бы недопустимыми для познания их исполнителями и в итоге не смогли бы выполнить роль меры, масштаба регулирования и оценки поведения людей. Статья служит формальной правовой нормой, а правовая норма составляет содержание статей
Понятие
"структура правовой нормы" имеет
большое прикладное значение, в частности
– для совершенствования того,
что юристы называют "юридическая
техника". Например, сам факт понимания
того, что у норм бывают гипотезы,
диспозиции и санкции, заставляет юристов
при разработке текстов нормативных
актов так или иначе отражать все эти составляющие.
3.
Виды норм права
Правовые нормы могут делиться на виды по различным критериям.
- С точки зрения предмета правового регулирования (содержания нормы) правовые нормы делятся на нормы государственного (конституционного), гражданского, уголовного и иных отраслей права.
- С точки зрения метода правового регулирования нормы могут быть управомочивающие (в диспозиции указываются права; например: каждый имеет право на труд); обязывающие (в диспозиции указываются обязанности; например: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»); запрещающие (в диспозиции указываются запреты; например: «Принудительный труд запрещен»). Бывают также нормы, содержащие не собственно правила поведения, а определение понятий, принципов – дефинитивные нормы; например: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». 1
- С точки зрения источника права нормы могут быть в законах, в подзаконных актах, в решениях судов и пр.
В научной и учебной литературе обычно выделяют следующие виды источников права.
Правовой обычай: исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, санкционированное государством в качестве общеобязательного правила. (например, древнеримские "Законы XII таблиц", древнерусская "Русская Правда").
Юридический прецедент: конкретное решение по определенному делу судебного или административного органа, которое становится обязательным при решении аналогичных дел в будущем.
Нормативный акт: документ, принимаемый специально уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы. Отличается от правового обычая специальным механизмом принятия, формальной и структурной четкостью.
Нормативный договор: двустороннее или многостороннее соглашение субъектов права, содержащее правовые нормы (например, международно-правовой договор или договор об образовании федерации или конфедерации).
В
современных государствах сложилась
достаточно четкая и универсальная
иерархия нормативных актов, связанная
с иерархией органов
С этой точки зрения можно классифицировать нормативные акты следующим образом (в порядке убывания юридической силы): конституция, законы, подзаконные акты.
- Конституция - основной закон государства.
- Законы - нормативные акты, принятые высшим законодательным органом (парламентом) и подписанные главой государства.
- Подзаконные акты - акты главы государства и органов исполнительной власти, содержащие правовые нормы: указы президента, постановления правительства, распоряжения министерств, постановления губернаторов и пр.
Одним
из оснований классификации
Особенно важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные. Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений и рассчитаны на правомерное поведение людей. Как уже ранее отмечалось, эти нормы находятся во взаимодействии с правоохранительными, которые преставляют меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Это взаимодействие заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение, а также направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение.
Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм. Так регулятивные, и охранительные нормативные предписания образуют костяк права нормативного образования. Именно из них на последующих уровнях структуры, в основном и складываются правовые (обязанности) общности – институты, объединения институтов, отрасли, семьи отраслей.
Характерно, что с развитием процесса (систематизации), специализации, регулятивные и охранительные предписания сохраняя между собой прочные связи и неизменно функционируя в единстве, тем не менее, не более обособляются друг от друга. Объединяясь в особые, самостоятельные регулятивные общности (институты), они функционируют в своих системах, не более отдаляются друг от друга, связываясь между собой не прямо, а по большей части, через соответствующие институты и даже отрасли. При рассмотрении их отдельно друг от друга, нужно сказать, что к регулятивным (правоустановительным) принадлежат предписания, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Они являются правоустановительными еще и по тому, что их роль в регулировании общественных отношений сводится, главным образом, к установлению субъективных юридических прав и обязанностей.
Что касается охранительных предписаний, то они направлены на регламентацию юридических мер ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав. Необходимость обособлений и, при том дифференцированной регламентации государственно-принудительных мер обусловлено различной тяжестью нарушений обязанностей, возлагаемых регулятивными нормами, спецификой задач, решаемых в правоохранительной сфере. Так, в праве, общая обязанность «не нарушать субъективные права, основанные на праве общей (ответственности) собственности» едино. Но нарушение этой обязанности могут быть различными не только по своему фактическому содержанию (кража, грабеж, присвоение и т.п.), но и по степени опасности данных противоправных действий для общества (преступления, умышленный проступок).1
В свою очередь регулятивные нормы по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные активные действия.
Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать запрещенные действия. В отличие от обязывающих они требуют воздерживаться от совершения тех или иных действий.
Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий.
Кроме, того, существуют специализированные предписания, которые, в отличие от регулятивных и охранительных имеют дополнительный характер. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений. При регламентировании общественных отношений они как бы присоединяются к регулятивным и охранительным предписаниям, образуя в сочетании с ними единый регулятор. Специализированные предписания ограничиваются друг от друга в зависимости от того, какую функцию они выполняют в процессе правового регулирования. По этому критерию их можно подразделить на четыре основные разновидности: а) общезакрепительные (конститутивные); б) дефинитивные; в) декларативные (целеустановительные); г) коллизионные нормы.
Общезакрепительные (конститутивные) нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений. К ним относятся, например, нормы, закрепляющие принадлежность всей власти в России народу.
Дефинитивные закрепляют определенные юридические понятия.
Декларативные (целеустановительные) нормы провозглашают задачи, принципы той или иной правовой деятельности правовых норм.
Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких.
Значение
той или иной разновидности