Понятие нормы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:13, реферат

Краткое описание

Нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества, она выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных явлений. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе, поэтому закономерные связи, возникающие входе этого взаимодействия, приобретают форму нормативности. Эта нормативность присуща всему процессу исторического развития человечества. Нормативность - это также свойство права, выявляющее его смысл и предназначение.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 47.44 Кб (Скачать)

    Кроме того, многие нормы не имеют идеальной  трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

    Итак, что словесная формулировка нормативного акта не всегда содержит в своем  законченном виде все структурные  элементы нормы. Внешнее изложение  статей (пунктов) нормативных актов  не всегда совпадает со структурой нормы, являющейся законодательно-логической категорией. Иногда очевидные для  понимания элементы не формулируются, а лишь подразумеваются, логически  вытекают из других статей того же факта  или даже из иных нормативных актов. Более того, правила законодательной  техники, требование простоты, компактности и удобства изучения и применения закона обуславливают объединение  в одной статье (пункте) несколько  норм, либо, наоборот, формулирование частей одной и той же нормы в разных статьях закона (отправные нормы).

    Поэтому надо ясно понимать, что когда мы говорим о структуре правовой нормы, речь идет о некоторой «идеальной»  норме в абстрактном пространстве системы права. Более того, даже в  рамках теории одни структурные части "идеальной" нормы могут рассматриваться  как отдельные нормы или другие части норм в конкретном контексте. Например, санкция в вышеприведенном  примере о налоговой декларации является диспозицией для налогового инспектора или суда, которые определяют меру ответственности для нерадивого налогоплательщика.1

      Если   в статье закона формулируется  только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте, то отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права. Например, обязывающую диспозицию регулятивной нормы юридически безответственно можно не исполнять, если нет нормы, предусматривающей санкцию, применяемую в случае неисполнения этой обязанности.

    Однако  относительная самостоятельность, самодостаточность действия охранительных  норм предполагает, что вопрос о  привлечении правонарушителя к  юридической ответственности может  решаться правоприменителем исключительно в рамках нарушенной охранительной нормы, без поиска ее связи с соответствующей регулятивной нормой.

    В статьях нормативно-правовых актов  обычно встречаются нормы, имеющие  два структурных элемента: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию. «Гипотеза – диспозиция», «гипотеза  – санкция» - это парные структурные  элементы нормы, при наличии которых  она вообще может состояться как  регулятор общественных отношений. Норма права, имеющая структуру  «гипотеза- диспозиция», называется регулятивной нормой. Норма права, имеющая структуру "гипотеза- санкция", называется охранительной нормой.

    Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных  элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки. Даже если статья нормативного акта содержит лишь один элемент структуры нормы, это лишь означает, что остальные элементы ее логической структуры находятся в других статьях того же или другого нормативно-правового акта.1

    Внутреннее  строение, связь элементов, образующих структуру нормы, отличаются жесткостью, «неразрушимостью». Причем, «эти элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) объединены не на началах иерархической зависимости, как это характерно в основном для связи элементов внутри отраслей институтов права, а на началах синтетической  зависимости»

    Элементы  логической нормы условно можно  расположить по такой схеме: «если  – то – иначе»

    В текстах нормативных актов, действующих  в настоящее время едва ли можно  найти пример такого словесно-документального  нормативного материала, которые бы соответствовали приведенной выше схеме. Однако, если перед нами юридическое предписание, то оно в ходе логического анализа должно неизбежно вписываться в структуру логической нормы.

    Развитие  классового общества, сложность и  многослойность свойственных ему отношений, нарастающее разнообразие общественных процессов, различие социально классовых задач, выполняемых правом, - все это предопределяет необходимость дифференцированного, конкретизированного правового регулирования. Поэтому специализация – одно из проявлений «собственно правового» развития правовой системы. Суть этого процесса условно может быть названо разделением труда между нормами, в результате которого те или иные нормы и их комплексы все более сосредотачиваются на выполнении определенных операций, конкретизируется содержание норм и одновременно происходит интеграция в регулировании общественных отношений. Специализация, различие их характера и назначения в регулировании предопределяют тот факт, что отдельные нормы имеют несовпадающие части, что единой универсальной модели, структуры, свойственной всем юридическим нормам, нет.

    Существуют  нормы материального и процессуального  права. Нормы процессуального права  регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства  по осуществлению и защите норм материального  права, прав охраняемых законом и  интересов участников общественных отношений. Нормы материального  права регулируют общественные отношения, служащие удовлетворению различных  потребностей, и устанавливают меру юридических прав и обязанностей участников. И та право направлено на выполнение двух основных задач: это  положительное регулирование отношений, регламентирование правомерных  поступков, а также охрана правовых предписаний от нарушений. Наличие  указанных задач предопределяет разделение материальных норм (норм-правил поведения) на два основных вида: нормы  позитивного регулирования и  правоохранительные нормы. Первые устанавливают  права и обязанности творческого, организационного характера, направлены на регулирование правомерного поведения, формируют положительные влияния  в праве (право на труд, на пенсионное обеспечение, воинская обязанность  и т.д.). Правоохранительные нормы, будучи отрицательной реакцией государства  на неправомерное поведение, предусматривают  меры государственного принуждения  к правонарушителям (нормы уголовного права, меры наказания за дисциплинарные проступки и т.п.)

    С учетом специализации права для  юридической нормы–предписания  характерно типическое структурное  построение, выражающее жесткий закон  организации ее содержания и состоящее  из двух основных элементов:

    а) гипотезы – части нормы, указывающей  на те условия, т.е. фактические обстоятельства, при наступлении или ненаступлении которых вступает в действие; б) диспозиции или санкции – части нормы, указывающей на те юридические последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий. В регулятивных (право-установительных) нормах эта часть нормы называется диспозицией. Она образует содержание самого правила поведения, указывает на права и обязанности, которыми наделяются участники регулируемого отношения. В охранительных нормах рассматриваемая часть носит название санкции. Она указывает на государственно-принудительные меры, применяемые к лицам, не соблюдающим предписания правовых норм.

    Устанавливая  санкции за нарушения правовых норм, государство охраняет тем самым  правопорядок, воспитывает в гражданах  сознание необходимости соблюдения предписаний этих норм.

    В силу разнообразных возможных действий и поступков, представляющих нарушение  правовых норм, разнообразные и невыгодные последствия, которые наступают  для нарушителей как отрицательная  реакция государственных органов  на эти действия и поступки. Поэтому  классификация санкций правовых норм может быть проведена по различным  основаниям. Так, по характеру устанавливаемых  мер воздействия и органов, назначающих  эти меры воздействия, система санкций  делится на следующие виды:

    а) уголовно-правовые санкции заключаются  в применении мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, штраф и  др.);

    б) административные санкции означают применение мер административного воздействия за административные проступки (предупреждение, штраф, конфискация имущества, арест от 3-х до 5-ти суток и др.);

    в) дисциплинарные санкции заключаются  в применении мер дисциплинарного  воздействия за нарушение обязанностей по службе, трудовой или учебной  дисциплине, установленных для лиц состоящих в соответствующих правоотношениях (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок от трех месяцев, увольнение и т.п.);

    г) другие санкции, которые определяют меры принимаемые органами государства  в целях прежде всего восстановления нарушенного правопорядка. Таковыми являются: принудительное исполнение невыполненной обязанности (например, взыскание долга), возложение обязанностей возместить причиненный имущественный ущерб, отмена незаконного акта, признание сделки недействительной и др. Это так называемые имущественные санкции.

    По  степени своей определенности санкции  правовых норм могут быть разделены  на определенные и относительно определенные. В определенных санкциях точно и конкретно указывается мера воздействия, которая должна быть применена к нарушителю данной нормы. В относительно определенных санкциях, указаны пределы, исходя из которых государственный орган определяет соответствующую меру воздействия на правонарушителя с учетом конкретных обстоятельств. Данные санкции могут быть выражены в различных формах: во-первых, путем указания минимума, ниже которого не может быть установлено наказание; во-вторых, путем указания минимума, выше которого не может быть установлено наказание; в-третьих, путем установления минимума и максимума сроков наказания.

    По  составу (строению) структурные элементы нормы права могут быть простыми, сложными и альтернативными. Простая  гипотеза предусматривает одно обстоятельство, являющееся условием действия правовых норм, а простые диспозиция и санкция  – одно правовое последствие. Сложная  гипотеза предусматривает несколько  обстоятельств, совокупность которых  является условием действия правовых норм, а сложные диспозиция или  санкция – несколько (совокупность) правовых последствий. Альтернативная гипотеза предусматривает несколько обстоятельств, наступление одного из которых является условием действия норм. Альтернативные диспозиция или санкция – наступление одного из последствий, сформулированных в норме. Большинство норм уголовного кодекса имеют альтернативные санкции, гипотезы.

    Сложными  являются санкции, предусматривающие, например, лишение свободы с конфискацией имущества и ссылкой. Нередко  встречаются альтернативно-сложное  строение структурных элементов, то есть налицо одновременно их сложность  и альтернативность.

    Таким образом, вторым элементом правовой нормы служит либо диспозиция (регулятивные), либо санкция (правоохранительные). Однако отсутствие санкции в структуре регулятивных норм предписаний не означает, что их исполнение не обеспечивается государством. Регулятивные нормы неизбежно по логике юридического регулирования, внутренние, а иногда и, текстуально связаны, функционируют в единстве с охранительными предписаниями, последние их обеспечивают и охраняют.

    Нормы права, как правило, излагаются в  нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает  со статьёй нормативного правового  акта. Существуют три основных способа  изложения элементов норм права  в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

    Законодатель  стремится так изложить правовые нормы в тексте законов, чтобы  законы были не только понятными и  ясными, но и целенаправленными и  по возможности компактными. Для  этого в законодательной практике применяется ряд приемов и  методов изложенных правовых норм в  статьях законов, при использовании  которых элементы правовой нормы, как  правило, не даются в чистом виде. По этому статья закона по своему строению во многих случаях не совпадает с логической структурой правовой нормы, что надо учитывать при изучении текста закона. Отождествление правовой нормы и статьи закона может привести к искажению, неверному пониманию структуры правовой нормы и ее содержания, а следовательно, и к неправильному применению правовой нормы. Это не значит, что надо противопоставлять правовую норму и статью закона, поскольку они соотносятся как содержание и форма, правовая норма предопределяет логический смысл статьи, которая ее выражает. Но необходимо учитывать и различие между ними, если мы желаем иметь достоверное представление о каждом из этих правовых явлений.

Информация о работе Понятие нормы права