Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:54, курсовая работа
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы «Понятие и виды актов применения права» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Цель курсовой работы - изучить понятие и классификацию актов правоприменительной деятельности, а также проанализировать требования к актам применения права и пути повышения их эффективности на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….……………… 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ……… 5
1.1. Понятие, классификация форм реализации права.……......… 5
1.2. Стадии применения норм права. ..…………………………. 10
ГЛАВА II. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА.………..………….
2.1. Понятие актов применения права …………………………….…….
2.2. Структура актов применения права.…………………………………..
2.3. Виды актов применения права………………………………
2.4. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………. 25
применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;
устными и письменными;
права: диспозиция и санкция.
а) первичные;
б) производственные;
в) смешанные.
а) хозяйственные;
б) социально-культурные;
в) административно-политические.
2.4. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам.
Правоприменение всегда связано с уяснением смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительной деятельности являются:
ОБОСНОВАННОСТЬ - это означает, что:
1. Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
2. Такие факты должны быть
тщательно и объективно
3. Все недоказанные и
Обоснованность - это подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами. Важность этого требования подтверждается хотя бы тем, что правило по которому неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, прописано в части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации Конституция РФ.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Проблема целесообразности
в праве имеет два
Второй аспект целесообразности в
праве - это соответствие деятельности
лиц в рамках закона конкретным условиям
места и времени, наиболее целесообразное
осуществление нормы в
Орган, применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должен в то же время действовать инициативно, с максимальным учетом особенностей места и времени исполнения.
ЗАКОННОСТЬ - означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.
Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам общества, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.
Справедливость акта применения права - это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества. От того насколько убедительно и морально оправдано решение компетентного органа во многом зависит его авторитет, воспитательное действие. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая, надлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.
Вопрос пересечения интересов таких требований к правоприменению, как законность, целесообразность и справедливость, очень интересен. Например, целесообразность в ряде случаев, может выходить за пределы справедливости. Так, привлечение лица к административной или уголовной ответственности может быть законным и справедливым, но нецелесообразным. Уголовное дело может быть прекращено в связи с передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних или с привлечением лица к административной ответственности Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. М., 2002.
ГЛАВА III. Эффективность актов применения права
Результативность правового
Отсюда измерять эффективность
правоприменительных актов
Вместе с тем не во всех случаях можно говорить о социальной эффективности актов применения права. Все зависит от применяемой нормы, ее содержания. Так, многие нормы содержат императивные веления, требующие от правоприменителя принятия однозначного решения. Например, предоставить отпуск несовершеннолетнему ровно на 1 месяц. Здесь роль правоприменителя сводится к пассивному проведению в жизнь воли законодателя. От него не требуется творческого подхода к реализации данной нормы, лишь качественное ее применение.
Следовательно, качественное применение подобных норм способно обеспечить лишь их юридическую эффективность, но не повлиять на их социальную эффективность, на степень достижения социальных целей норм. Правоприменение здесь в основном сливается с такой формой реализации права, как исполнение, с той только разницей, что предполагает в данном случае издание правоприменительного акта.
Иную ситуацию можно наблюдать при применении норм, дающих свободу усмотрения правоприменителю (относительно-определенных, диспозитивных норм). В этом случае результаты индивидуального регулирования могут существенно отразиться на степени достижения целей применяемых норм, внести определенный вклад в общую эффективность правового регулирования.
Так, конкретизируя наказание, расширительно или ограничительно толкуя норму, уточняя содержание прав и обязанностей у конкретных лиц, правоприменительное решение творчески влияет на социальный эффект правового регулирования. Здесь происходит приращение степени достижения цели нормы за счет наиболее целесообразного ее применения. В этом случае можно говорить о социальной эффективности правоприменительных актов, а для ее определения необходимо установить ту долю результата, которую дает индивидуальное регулирование (правоприменение в сопоставлении с целью правовой нормы).
Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической и фактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта, законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможных последствий, целесообразности, а также от качества организации принятия решения и его реализации.
Любая деятельность плодотворна и
эффективна, когда осуществляется с
полным пониманием дела. Выявление
эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правоприменительный акт - государственно-властный
индивидуально-определенный акт, совершаемый
компетентным субъектом права по
конкретному юридическому делу с
целью определения наличия или
отсутствия субъективных прав и юридических
обязанностей и определения их меры
на основе соответствующих правовых
норм и в интересах их нормального
осуществления. Акты применения как
государственно-властные веления обеспечивают
действие закона, его претворение
в жизнь. Они представляют собой
необходимый и важнейший
Эффективность права представляет собой общую эффективность всех норм права, а эффективность отрасли права - общую эффективность норм этой отрасли. При этом, эффективность, являясь показателем действия права, должна оцениваться не только по конкретным уже существующим результатам, но (обязательно) и на стадии проектирования нормативного акта.
В свою очередь эффективность
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
II. Комментарии к нормативным актам:
1. История русской адвокатуры (1864-1917 гг.) М. : Советы присяжных поверенных, 1914-1916. Т. 1-3.
2. Архив Международно-
IV. Научная и учебная литература:
1. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов, - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
V. Периодическая печать:
1. Путин В.В. О реформировании судебной системы // Российская юстиция. - 2001. - № 9.
Юридический факультет
Отзыв на курсовую работу студента (ки) ____ курса группы № __________
______________________________
(фамилия, инициалы)
по теме ______________________________
______________________________