Понятие и виды актов применения права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы «Понятие и виды актов применения права» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Цель курсовой работы - изучить понятие и классификацию актов правоприменительной деятельности, а также проанализировать требования к актам применения права и пути повышения их эффективности на современном этапе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….……………… 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ……… 5
1.1. Понятие, классификация форм реализации права.……......… 5
1.2. Стадии применения норм права. ..…………………………. 10

ГЛАВА II. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА.………..………….
2.1. Понятие актов применения права …………………………….…….
2.2. Структура актов применения права.…………………………………..
2.3. Виды актов применения права………………………………
2.4. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам

ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

курсовик начисто.docx

— 47.92 Кб (Скачать)

применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;

  • по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;
  • по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть

устными и письменными;

  • в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы

права: диспозиция и санкция.

  • по степени отражения нормативного веления в содержании актов:

а) первичные;

б) производственные;

в) смешанные.

  • по сферам использования:

а) хозяйственные;

б) социально-культурные;

в) административно-политические.

2.4. Требования, предъявляемые  к правоприменительным актам.

Правоприменение всегда связано с  уяснением смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительной  деятельности являются:

ОБОСНОВАННОСТЬ - это означает, что:

1. Должны быть выявлены все  относящиеся к делу факты;

2. Такие факты должны быть  тщательно и объективно изучены  и признаны достоверными;

3. Все недоказанные и сомнительные  факты не должны быть приняты  во внимание и отвергнуты.

Обоснованность - это подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами. Важность этого требования подтверждается хотя бы тем, что правило по которому неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, прописано в части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации Конституция РФ.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных  аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными  решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление  закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее  достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при  его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности ссылками на целесообразность.

Второй аспект целесообразности в  праве - это соответствие деятельности лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права  в силу своего общего характера не может учесть все особенности  каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать  их. В пределах содержащий правоприменительный  акт следует выбирать наиболее эффективное  решение, максимально полно и  правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.

Орган, применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридические  предписания, должен в то же время  действовать инициативно, с максимальным учетом особенностей места и времени  исполнения.

ЗАКОННОСТЬ - означает, что при решении  конкретного случая правоприменительный  орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо  относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать  ее точному смыслу, а также действовать  в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые  не зафиксированы в законе.

Немаловажное значение имеет также  строгое соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения, установленной  формы акта применения права.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это требование к  актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения  дела с точки зрения интересов  народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также  окружающих в том, что принятое решение  служит интересам общества, а также  наиболее полно и последовательно  отвечает потребностям и интересам  отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

Справедливость акта применения права - это соответствие общественного  мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями  общества. От того насколько убедительно  и морально оправдано решение  компетентного органа во многом зависит  его авторитет, воспитательное действие. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами  юридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая, надлежащего  разрешению, должны обязательно учитываться  при применении права.

Вопрос пересечения интересов  таких требований к правоприменению, как законность, целесообразность и справедливость, очень интересен. Например, целесообразность в ряде случаев, может выходить за пределы справедливости. Так, привлечение лица к административной или уголовной ответственности может быть законным и справедливым, но нецелесообразным. Уголовное дело может быть прекращено в связи с передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних или с привлечением лица к административной ответственности Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. М., 2002.

 

ГЛАВА III. Эффективность актов применения права

Результативность правового регулирования  во многом зависит от эффективности  правоприменительных актов. Включенные в механизм правового регулирования, эти акты призваны обеспечить его  четкую работу. Правоприменительные  акты являются важным средством для  достижения тех целей (конкретных и  перспективных), которые стоят перед  нормой права. Таким образом, у правоприменителя не может быть каких-либо иных, не предусмотренных  правом целей.

Отсюда измерять эффективность  правоприменительных актов следует  так же, как и эффективность  правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый результат их действия с целями соответствующих правовых норм.

Вместе с тем не во всех случаях  можно говорить о социальной эффективности  актов применения права. Все зависит  от применяемой нормы, ее содержания. Так, многие нормы содержат императивные веления, требующие от правоприменителя принятия однозначного решения. Например, предоставить отпуск несовершеннолетнему  ровно на 1 месяц. Здесь роль правоприменителя сводится к пассивному проведению в  жизнь воли законодателя. От него не требуется творческого подхода  к реализации данной нормы, лишь качественное ее применение.

Следовательно, качественное применение подобных норм способно обеспечить лишь их юридическую эффективность, но не повлиять на их социальную эффективность, на степень достижения социальных целей  норм. Правоприменение здесь в  основном сливается с такой формой реализации права, как исполнение, с  той только разницей, что предполагает в данном случае издание правоприменительного акта.

Иную ситуацию можно наблюдать  при применении норм, дающих свободу  усмотрения правоприменителю (относительно-определенных, диспозитивных норм). В этом случае результаты индивидуального регулирования  могут существенно отразиться на степени достижения целей применяемых норм, внести определенный вклад в общую эффективность правового регулирования.

Так, конкретизируя наказание, расширительно  или ограничительно толкуя норму, уточняя  содержание прав и обязанностей у  конкретных лиц, правоприменительное  решение творчески влияет на социальный эффект правового регулирования. Здесь  происходит приращение степени достижения цели нормы за счет наиболее целесообразного  ее применения. В этом случае можно  говорить о социальной эффективности  правоприменительных актов, а для  ее определения необходимо установить ту долю результата, которую дает индивидуальное регулирование (правоприменение в  сопоставлении с целью правовой нормы).

Эффективность правоприменительных  актов зависит от их юридической  и фактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта, законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможных  последствий, целесообразности, а также  от качества организации принятия решения  и его реализации.

Любая деятельность плодотворна и  эффективна, когда осуществляется с  полным пониманием дела. Выявление  эффективности правоприменительного акта связано с определением целей  издания данного акта, результатов  его действия, соизмерения результатов  с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его  цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным  ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные  сроки Коваленко А.И. Теория государства  и права. М.: «Юридическая литература», 2002.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правоприменительный акт - государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый  компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с  целью определения наличия или  отсутствия субъективных прав и юридических  обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального  осуществления. Акты применения как  государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение  в жизнь. Они представляют собой  необходимый и важнейший элемент  правовой системы государства. Большинство  актов применения права являются актами - документами.

Эффективность права представляет собой общую эффективность всех норм права, а эффективность отрасли  права - общую эффективность норм этой отрасли. При этом, эффективность, являясь показателем действия права, должна оцениваться не только по конкретным уже существующим результатам, но (обязательно) и на стадии проектирования нормативного акта.

В свою очередь эффективность правореализации  зависит от следующего. Во-первых, эффективность  правореализации зависит от качества закона и вида правовых норм, содержащихся в нем, который обуславливает  форму правореализации и соответствующий  механизм. Во-вторых, эффективным может  быть только такая правореализация, которая во всем соответствует требованиям законодательства. Это же относиться к подзаконным актам, необходимым для правильной реализации права. В-третьих, для всех форм правореализации необходимым условием эффективности реализации права является обеспеченность правовой и другой информацией всех субъектов, ответственных за реализацию права. В-четвертых, необходимо обеспечить качественную работу всех органов правореализации в соответствии с положениями менеджмента. В-пятых, реализация права должна органично вливаться во все силы и механизмы, воздействующие на регулируемые правом отношения и взаимодействующие между собой. В-шестых, качество правореализации непосредственно зависит от правосознания и правовой культуры всех субъектов правореализации. В-седьмых, особо строгие требования должны предъявляться к качеству правоприменения, результатом которой являются правоприменительные акты. И в-восьмых, всякая правореализационная деятельность (и в особенности правоприменительная) должна основываться не только на законодательных и подзаконных актах, но и учитывать интересы и потребности граждан и юридических лиц и конкретных фактических обстоятельствах.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Нормативные акты:
  1. Конституция Российской Федерации. Инфра-М., М.: 2003.
  1. Административный кодекс Российской Федерации. Инфра-М., М.: 2004.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Юрайт, М.: 2004.

II. Комментарии к нормативным актам:

  1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». М.: Издательство «Юристъ», 2003. - 128 с.
    1. Исторические источники:

1. История русской адвокатуры (1864-1917 гг.) М. : Советы присяжных поверенных, 1914-1916. Т. 1-3.

2. Архив Международно-договорного  департамента. Дело № 12. Том 1. Листы 167-168.

IV. Научная и учебная литература:

1. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов, - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

  1. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов, - М.: Академический Проект, 2005.
  2. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права, - Мн, 2002.
  3. Корельский В.М. Теория государства и права: учебное пособие для вузов. - М, 2000.
  4. Дмитрук В.Н. Теория государства и права: Учеб. пос., - Мн.: «Амалфея», 1998.
  5. Азаров И.И. Теория государства и права, - М., 1998.
  6. Коваленко А.И. Общая теория государства и права: Учебное пособие, - М.: ТЕИС, 1996.
  7. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: Учебник, - М.: Юристъ, 1996.
  8. Теория права: Курс лекций. Учебное пособие для юридических факультетов и вузов, - М.: Вентури, 1996.
  9. Лифшиц Р.З. Теория права. - М., 1995.

 

V. Периодическая печать:

1. Путин В.В. О реформировании  судебной системы // Российская  юстиция. - 2001. - № 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московский гуманитарно-экономический  институт

Новороссийский филиал

Юридический факультет

Отзыв на курсовую работу студента (ки) ____ курса группы № __________

____________________________________________________________________

(фамилия, инициалы)

по теме _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Информация о работе Понятие и виды актов применения права