Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:54, курсовая работа
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы «Понятие и виды актов применения права» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Цель курсовой работы - изучить понятие и классификацию актов правоприменительной деятельности, а также проанализировать требования к актам применения права и пути повышения их эффективности на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….……………… 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ……… 5
1.1. Понятие, классификация форм реализации права.……......… 5
1.2. Стадии применения норм права. ..…………………………. 10
ГЛАВА II. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА.………..………….
2.1. Понятие актов применения права …………………………….…….
2.2. Структура актов применения права.…………………………………..
2.3. Виды актов применения права………………………………
2.4. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………. 25
В-пятых правоприменительная
Правоприменительная деятельность очень разнообразна, поскольку осуществляется на основе самых различных норм права и правоприменением занимаются самые разные органы. Поэтому правоприменение можно классифицировать по самым различным основаниям.
1. По субъекту осуществления
правоприменения выделяют
2. По отраслям права, нормы которых реализуются, выделяют:
- правоприменение норм
- правоприменение норм
- правоприменение норм
3. По правовым формам
- применение права в
- применение права в
- применение права в
4. По направленности
- применение регулятивных норм права,
- применение правоохранительных норм права.
1.2. Стадии применения норм права
Применение права, как определенный
процесс, распадается на ряд стадий.
Вообще стадия - это отрезок какого-либо
процесса, имеющий свою, промежуточную
задачу, и в силу этого приобретающий
относительную
В качестве основных можно выделить три стадии:
1) установление фактических
2) формирование юридической
3) решение дела.
В качестве дополнительной стадии может
выступить государственно-
Первые две стадии имеют подготовительный
характер и разделение их достаточно
условное. В реальной жизни они
протекают практически
Стадия формирования фактической
основы протекает как процесс
доказывания наличия или
Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).
Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.
По результатам
Все правовые акты можно поделить на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.
Акты применения права имеют
общие черты с нормативно-
а) представляют собой письменные акты-документы;
б) исходят от государства;
в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).
В то же время они существенно
различаются: если нормативно-правовые
акты содержат государственно-властные
предписания общего характера, то содержанием
правоприменительных актов
Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.
Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.
Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).
Таким образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения Коваленко А.И. Теория государства и права. М.: «Юридическая литература», 2002.
ГЛАВА 2. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
2.1. Понятие актов применения права
Итогом правоприменительной
Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто приданной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.
Каждый акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного. Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления -результат правоприменительной деятельности.
2.2. Структура актов применения права.
Правоприменительные акты – документы юрисдикционного характера, имеющие четкую структуру и состоящие из 4-х частей.
Вывод: главным отличием правоприменительного акта от нормативно-правового акта является то, что нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален.
2.3. Виды актов применения права.
Правоприменительные акты, условно, можно разделить на группы:
а) "собственнические" акты управления;
б) властные акты в области применения права;
в) акты прямого осуществления
г) координационные акты;
д) ориентировочные индивидуальные акты.
Такая классификация носит локальный характер и не может представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны быть положены все четыре правила деления объема понятия:
а) наличие одного и того же основания;
б) равенство объема членов классификации объему классифицируемого класса;
в) необходимость взаимного
классификации;
г) логическая непрерывность деления на классы.
Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:
а) цель правоприменительного акта;
б) сферу использования;
в) характер регулируемых отношений;
г) характер отражения содержания нормы права в содержании
правоприменительного акта;
д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;
е) орган, издающий правоприменительный акт;
ж) способ принятия акта;
з) особенности содержания акта;
и) форма выражения.
Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.
основные и вспомогательные. Основные акты - это акты, которые содержат
веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда). Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания,
подготавливающие издание
делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация
брака, зачисление в ВУЗ);