Понятие и виды актов применения права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы «Понятие и виды актов применения права» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Цель курсовой работы - изучить понятие и классификацию актов правоприменительной деятельности, а также проанализировать требования к актам применения права и пути повышения их эффективности на современном этапе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….……………… 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ……… 5
1.1. Понятие, классификация форм реализации права.……......… 5
1.2. Стадии применения норм права. ..…………………………. 10

ГЛАВА II. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА.………..………….
2.1. Понятие актов применения права …………………………….…….
2.2. Структура актов применения права.…………………………………..
2.3. Виды актов применения права………………………………
2.4. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам

ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

курсовик начисто.docx

— 47.92 Кб (Скачать)

В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно  отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только федерального, но и местного уровней. В Омской области, например, в 1994-1995 годах было принято свыше 30-ти нормативно-правовых актов различной направленности В.В. Лазарев С. В. Липень Теория государства  и права. М., 1998 г.

Правоприменительная деятельность очень  разнообразна, поскольку осуществляется на основе самых различных норм права  и правоприменением занимаются самые  разные органы. Поэтому правоприменение  можно классифицировать по самым  различным основаниям.

1. По субъекту осуществления  правоприменения выделяют правоприменительную  деятельность высших органов  государства, правоприменительную  деятельность местных органов.

2. По отраслям права, нормы  которых реализуются, выделяют:

- правоприменение норм гражданского  права,

- правоприменение норм уголовного  права,

- правоприменение норм семейного  права и так далее.

3. По правовым формам деятельности  государственного аппарата:

- применение права в правотворческой  деятельности,

- применение права в правоприменительной  деятельности,

- применение права в правоохранительной  деятельности.

4. По направленности деятельности  правоохранительных органов выделяют:

- применение регулятивных норм  права,

- применение правоохранительных  норм права.

1.2. Стадии применения норм права

Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную  задачу, и в силу этого приобретающий  относительную самостоятельность  и завершенность.

В качестве основных можно выделить три стадии:

1) установление фактических обстоятельств  дела;

2) формирование юридической основы  дела;

3) решение дела.

В качестве дополнительной стадии может  выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.

Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они  протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском  процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны Правоприменение в советском государстве. Монография / под ред. И.Н.Кузнецова, И.С.Самощенко. М.: Юридическая литература, 1999.

Стадия формирования фактической  основы протекает как процесс  доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью  фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической  основы дела) включает в себя следующие  правоприменительные действия:

а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;

6) проверка подлинности нормы  и ее действия во времени,  в пространстве и по кругу  лиц («высшая» критика);

в) проверка правильности текста нормативно-правового  акта («низшая» критика);

г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный  акт, а тоже определенный процесс, который  может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.

По результатам правоприменения  выносится акт применения права  -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Все правовые акты можно поделить на две большие группы - нормативные  и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском  праве) правоприменительный акт  отличает государственно-властный характер.

Акты применения права имеют  общие черты с нормативно-правовыми  актами:

а) представляют собой письменные акты-документы;

б) исходят от государства;

в) обладают юридической силой (порождают  правовые последствия, защищаются государством).

В то же время они существенно  различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием  правоприменительных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение - это  то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых  регулятивных норм. В порядке позитивного  правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому  можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных  норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Таким образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для  всех норм, а юрисдикционное может  коснуться любой юридической  нормы, но лишь в случае ее нарушения  Коваленко А.И. Теория государства  и права. М.: «Юридическая литература», 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА

2.1. Понятие актов применения  права

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения. Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто приданной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

Каждый акт применения права  является актом - документом. В нем  есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного. Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления -результат правоприменительной деятельности.

2.2. Структура актов применения  права.

Правоприменительные акты – документы  юрисдикционного характера, имеющие четкую структуру и состоящие из 4-х частей.

  1. Вводная часть содержит наименование акта, место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
  2. Описательная часть – здесь описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
  3. Мотивировочная часть включает в себя анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию, ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
  4. Резолютивная часть – здесь формулируется решение по делу.

Вывод: главным отличием правоприменительного акта от нормативно-правового акта является то, что нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален.

2.3. Виды актов применения  права.

Правоприменительные акты, условно,  можно разделить на группы:

а) "собственнические" акты управления;

б) властные акты в области применения права;

в) акты прямого осуществления центрального руководства;

г) координационные акты;

д) ориентировочные индивидуальные акты.

Такая классификация носит локальный  характер и не может представить  всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны быть положены все четыре правила деления объема понятия:

а) наличие одного и того же основания;

б) равенство объема членов классификации  объему классифицируемого класса;

в) необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов

классификации;

г) логическая непрерывность деления  на классы.

Также в основу разделения актов  на виды могут быть положены самые  различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:

а) цель правоприменительного акта;

б) сферу использования;

в) характер регулируемых отношений;

г) характер отражения содержания нормы права в содержании

правоприменительного акта;

д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

е) орган, издающий правоприменительный  акт;

ж) способ принятия акта;

з) особенности содержания акта;

и) форма выражения.

Акты применения права могут  быть самыми различными. В связи  с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

  • по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.
  • по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля;
  • единоличные и коллегиальные.
  • в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные
  • и правоохранительные.
  • Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.
  • Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.

Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.

  • по своему юридическому значению акты применения права различают

основные и вспомогательные. Основные акты - это акты, которые содержат

веление, выражающее конечное решение  юридического дела (приговор, решение суда). Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания,

подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий);

  • в зависимости от действия во времени правоприменительные акты

делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация

брака, зачисление в ВУЗ);

  • по предмету правового регулирования различают акты уголовно правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;
  • в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты

Информация о работе Понятие и виды актов применения права