Понятие и признаки реорганизации юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

В процессе коммерческой деятельности может возникнуть необходимость преобразовать фирму из одной организационно-правовой формы в другую. Причиной может служить желание расширить производство или привлечь дополнительные финансовые средства для развития бизнеса. Например, производственный кооператив может иметь строго определенный лимит работников. Если у предпринимателей есть желание увеличить производственные мощности путем увеличения количества сотрудников, необходимо преобразовать кооператив в другой вид коммерческой организации. Для привлечения финансовых средств путем выпуска акций компания должна быть преобразована в акционерное общество.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и признаки реорганизации юридического лица 4
2. Виды и формы реорганизации 9
3. Процедура реорганизации 19
4. Особенности реорганизации отдельных видов юридических лиц 26
Заключение 34
Задание 1 36
Задание 2…………………………………………………………………..39
Задание 3…………………………………………………………………..42
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

1-412_ГП_вар_2_переделка_30.11[1].doc

— 393.50 Кб (Скачать)

Учитывая принципиальную разницу в правовом режиме имущества различных видов унитарных предприятий, следовало бы законодательно признать изменение вида унитарного предприятия реорганизацией.

В отношении остальных форм реорганизации  унитарных предприятий каких-либо принципиальных двусмысленных частных  вопросов в судебно-арбитражной  практике не возникает. В случае же возникновения они решаются аналогично реорганизации других видов коммерческих организаций, поскольку порядок реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных предприятий основан на общем порядке реорганизации и ликвидации юридических лиц с особенностями, исходящими из природы унитарного предприятия.

Так, одним из общих вопросов при  реорганизации на практике является вопрос, связанный с требованиями кредиторов о досрочном исполнении обязательств или определении правопреемника по обязательствам, и в этих случаях суд вынужден растолковывать действующие нормы права и указывать на их верную взаимосвязь.

Так, например, по одному из имевших  место дел арбитражный суд  указал, что возможность реализации кредитором права требовать досрочного исполнения обязательств реорганизованным предприятием не зависит от того, наступил ли срок для осуществления соответствующего права, а также от способности надлежащего исполнения должником своих обязательств в будущем.39

Реорганизация акционерного общества может быть проведена добровольно, по инициативе самого общества.

Такая инициатива может быть вызвана  различными факторами: это и желание  расширить, укрупнить бизнес (при  слиянии и присоединении), и избавление от несвойственной обществу деятельности (выделение), и раздор между акционерами, и желание "разойтись по-хорошему" (выделение и разделение).

Предложение о проведении реорганизации  общества в той или иной форме  выносит на рассмотрение общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) общества.

В соответствии с п. 3 ст. 49 Закона об акционерных обществах40 решение по вопросу реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не установлено уставом общества. Вместе с тем п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17, п. 2 ст. 18, п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 20 Закона об акционерных обществах не содержат возможности акционерным обществам в своих уставах по-иному, кроме как по предложению Совета директоров (наблюдательного совета), решать вопрос о включении в повестку дня общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества.

Решение о проведении добровольной реорганизации принимается общим собранием акционеров41 реорганизуемого общества квалифицированным большинством в три четверти голосов, причем в голосовании по этому вопросу участвуют владельцы как обыкновенных, так и привилегированных акций.

Решение по вопросу о преобразовании акционерного общества в некоммерческое партнерство может быть принято только единогласно.

В некоторых прямо предусмотренных законом случаях реорганизация акционерного общества в форме разделения и выделения может быть проведена и при отсутствии на то воли акционеров, по решению уполномоченных органов или по решению суда.

В некоторых случаях реорганизация  в форме слияния, присоединения и преобразования акционерного общества может быть осуществлена лишь с предварительного согласия антимонопольного органа (об этом уже говорилось выше).

Особенности реорганизации общества - субъекта естественной монополии, более 25% акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются Законом от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях".42

Очень важным является положение п. 3 ст. 15 Закона об акционерных обществах, устанавливающее, что формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ.

Это означает, что при реорганизации  общества исключается возможность внесения дополнительных вкладов в уставный капитал создаваемых юридических лиц, а также привлечения средств других лиц.43

Отметим, что речь идет не только об уставном капитале реорганизуемого общества, но и о любом другом имуществе, в том числе об имущественных правах, принадлежащих этому обществу.

Уставный капитал создаваемых  в результате реорганизации обществ не может составлять меньше предусмотренного Законом минимума.

Учитывая, что создаваемое в  результате реорганизации общество, в силу специфики реорганизации, будет наделено не только правами  реорганизуемого общества, но и его обязанностями, размер уставного капитала создаваемого общества не должен превышать стоимость его чистых активов.

Вновь возникает вопрос о реальной цене неденежных взносов, передаваемых реорганизуемым обществом в уставный капитал создаваемого в результате реорганизации общества.

Считаю, что ст. 15 Закона об акционерных обществах должна быть дополнена нормой, обязывающей реорганизуемые общества (такая обязанность может быть возложена на совет директоров (наблюдательный совет)) для определения рыночной стоимости неденежных взносов в уставные капиталы создаваемых обществ привлекать независимых оценщиков. В этом случае, по аналогии с п. 3 ст. 34 Закона об акционерных обществах, величина денежной оценки имущества, произведенной советом директоров (наблюдательным советом), не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

Необходимо предусмотреть ответственность  оценщика за завышение стоимости  объекта оценки, в размере такого завышения.

В случае реорганизации в форме  выделения к ответственности за завышение стоимости неденежного взноса в уставный капитал создаваемого общества должно привлекаться и общество, из которого происходит выделение.

В юридической литературе44 и в комментариях к Закону об акционерных обществах45 высказывается мнение о возможности участия в реорганизации акционерного общества юридических лиц иных организационно-правовых форм.

В этом вопросе я присоединяюсь к мнению Шапкиной Г.С.46 и считаю, что слияние, присоединение, разделение и выделение могут производиться лишь в рамках одной организационно-правовой формы, поскольку ничего иного из анализа норм Закона об акционерных обществах, регулирующих условия реорганизации акционерных обществ, не следует.

Закон об акционерных обществах  является специальным законом, поскольку  к нему отсылают нормы ГК РФ по вопросу жизнедеятельности акционерных обществ, и только этот Закон на сегодняшний день определяет основания и порядок реорганизации акционерных обществ. Иные толкования могут привести только к злоупотреблениям, которых и без того хватает.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона об акционерных обществах общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Государственная регистрация вновь  возникших в результате реорганизации обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ.

В частности, вопросам государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, посвящена 5 глава вышеназванного Закона, статьи 14 - 16.

 

Заключение

 

Гражданским кодексом РФ определены только общие моменты, относящиеся к реорганизации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.

Действующее гражданское законодательство не дает понятия "реорганизация юридического лица", выделяя лишь формы реорганизации.

В литературе под реорганизацией принято понимать установленную законом процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства.

Единственными участниками реорганизации выступают  юридические лица, которые и участвуют  в слиянии, присоединении, разделении, выделении и преобразовании.

Реорганизация юридического лица - это прекращение его деятельности, характеризующееся универсальным правопреемством, так как единоличное правопреемство при реорганизации невозможно.

В результате процесса реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Реорганизация не может расцениваться в качестве сделки и является установленным  законом способом прекращения и  возникновения юридических лиц.

Переименование  названия юридического лица не может  отождествляться с понятием реорганизации  юридического лица.

Правопреемство при реорганизации  юридического лица, как и правопреемство при наследовании, именуется универсальным, поскольку в обоих случаях права и обязанности переходят от одного лица к другому (другим) в неизменном виде как единое целое в один и тот же момент.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

– слияние нескольких юридических  лип в одно;

– присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;

– разделение юридического лица на несколько  самостоятельных организаций;

– выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;

– преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).

Правопреемство имеет свои особенности применительно к отдельным формам реорганизации. Так, при проведении выделения реорганизуемое юридическое лицо не прекращает свое существование и, следовательно, сохраняет часть своих прав и обязанностей. Поэтому к правопреемникам юридического лица, реорганизованного в форме выделения, его права и обязанности не переходят как единое целое. В результате при проведении реорганизации в форме выделения возможны два варианта: во-первых, реорганизуемое юридическое лицо может передать правопреемникам определенный объем своих прав и обязанностей, сохранив за собой лишь их незначительную часть; во-вторых, ситуация может быть прямо противоположной, если к выделившимся правопреемникам переходят отдельные права и обязанности, а реорганизуемый субъект сохраняет основную их массу.

При проведении выделения возможно как преемство в отдельных правах и обязанностях (сингулярное правопреемство), так и переход определенной совокупности прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, который также не является универсальным правопреемником.

 

Задание 1.

В установленном законодательством объеме правомочий опекуна и попечителя существуют как сходства, так и различия.

В соответствии со статьями 32  и  33 ГК РФ опекуны являются представителями подопечных в силу закона  и  совершают от их имени  и  в их интересах все необходимые сделки, а  попечители  дают согласие на совершение всех сделок, которые граждане, находящиеся под попечичительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того,  попечители  оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав  и  исполнении обязанности, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Таким образом, в гражданско-правовых отношениях  опекун  является представителем подопечного, а  попечитель - не является. В этом и заключается отличие их правового статуса, и связано оно с разными  функциями  указанных лиц. Задача опекуна состоит в том, чтобы, действуя от имени подопечного, заменить последнего в качестве субъекта правоотношений, на  попечителе  же лежит обязанность обеспечить должный контроль над действиями подопечного в той части тех правомочий, которые ограничены в силу неполного объема дееспособности (целью такого контроля может быть предотвращение неразумных расходов со стороны подопечного, профилактика правонарушений, особенно в отношении несовершеннолетнего подопечного).

Как опекуны, так и попечители, прежде всего обязаны:

  • заботиться о содержании подопечных (то есть предоставить им в необходимых случаях питание, одежду  и  т.п.);

  • обеспечить подопечного уходом  и  лечением (физической помощью, называемой в гражданском законодательстве «посторонний уход», а также в необходимых случаях медицинской помощью).

Это фактические действия, которые статья 36 ГК РФ обязывает совершать  опекунов  над недееспособными лицами, а также  опекунов   и   попечителей  над несовершеннолетними. Не несет таких обязанностей  попечитель  над гражданином, ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками  и  наркотическими средствами. Дополнительные обязанности опекунов и попечителей несовершеннолетних граждан состоят в том, чтобы заботиться об обучении и воспитании последних, а также проживать с ними совместно.

Опекун, в отличие от попечителя, имеет право и (или) обязан:

  • совершать от имени подопечного сделки. Речь идет о любых сделках, за исключением тех, которые по своему характеру могут быть совершены только лично, а равно других сделок, указанных в законе (пункт 4 статьи 182 ГК РФ). Это означает, например, что  опекун  не вправе составить от имени подопечного завещание;

Информация о работе Понятие и признаки реорганизации юридического лица