Содержание
Введение
В
процессе коммерческой деятельности может
возникнуть необходимость преобразовать
фирму из одной организационно-правовой
формы в другую. Причиной может служить
желание расширить производство или привлечь
дополнительные финансовые средства для
развития бизнеса. Например, производственный
кооператив может иметь строго определенный
лимит работников. Если у предпринимателей
есть желание увеличить производственные
мощности путем увеличения количества
сотрудников, необходимо преобразовать
кооператив в другой вид коммерческой
организации. Для привлечения финансовых
средств путем выпуска акций компания
должна быть преобразована в акционерное
общество.
Так
или иначе, реформировать организационно-правовую
форму без соблюдения требований закона
не получится.
Общие
требования по реорганизации компаний
различного вида содержатся в ст.ст. 57
– 60 главы 4 «Юридические лица» Гражданского
кодекса РФ.
Вместе с тем, в законодательстве
установлены лишь общие принципы реорганизации
юридических лиц. Поскольку речь идет
о сложном правовом институте, необходимо
не только привести в соответствие отдельные
противоречивые действующие правовые
нормы, но и детализировать их, а также
ввести дополнительные нормы, что позволит
упорядочить процедуру реорганизации
юридических лиц в Российской Федерации,
защитить права кредиторов, а также поможет
обеспечить стабильность гражданского
оборота в целом.
Этим обусловлена актуальность
темы настоящей работы, которая посвящена
особенностям реорганизации юридических
лиц как института гражданского права.
1. Понятие и признаки
реорганизация юридического лица
Правовой
институт реорганизации юридического
лица является относительно новым в
системе российского законодательства.
Важно
отметить, что в действующем
законодательстве отсутствует формулировка
понятия "реорганизация юридического
лица". В литературе же встречаются
разные определения реорганизации юридического
лица. Так, Е.А. Суханов называет реорганизацией
юридических лиц их прекращение, влекущее,
однако, переход прав и обязанностей ранее
существовавших юридических лиц к другим
юридическим лицам, т.е. правопреемство.1
По
мнению М.И. Брагинского, реорганизация
означает прекращение юридического
лица с переходом прав и обязанностей.
При этом предполагается,
что деятельность данной организации
продолжают другие юридические лица.2 В.С. Мартемьянов
считает, что реорганизация означает только
прекращение существовавшего предприятия
в его прежнем виде (путем слияния, разделения,
присоединения, преобразования в иную
организационно-правовую форму) без прекращения
его дел и имущества на основе правопреемства.3
В.В.
Лаптев полагает, что ранее существовавшее
предприятие, как производственно-хозяйственный
комплекс, может при реорганизации
не подвергнуться никакому изменению,
но с правовой точки зрения это предприятие
либо прекращает свое существование как
субъект права, либо сохраняется, но в
измененном виде - с иными составом имущества,
уставным фондом и т.д.4
Е.В.
Аксенова под реорганизацией юридических лиц понимает
процесс перемены лиц в имущественных
и иных правоотношениях, прекращение или
изменение организации, связанное с изменением
ее организационно-правовой формы, имущественного
состава и состава участников, характеризующееся
изменением комплекса их прав и обязанностей
и влекущее универсальное правопреемство.5
Из
приведенных понятий следует, что
реорганизация рассматривается
как процесс прекращения юридических
лиц. Однако важно отметить, что прекращение
юридического лица не является целью
проводимой реорганизации.
В.В. Долинская подчеркивает, что реорганизация
тесно связана с универсальным правопреемством,
производными основаниями возникновения
и относительными основаниями прекращения
права собственности и иных вещных прав.
Ее существенные признаки: специфика субъектного
состава, форм, содержания и правовых последствий.6
С.В.
Мартышкин к числу признаков
реорганизации относит следующие:
1) субъектом
реорганизации может выступать
только юридическое лицо;
2) при
реорганизации происходит прекращение существующих и
(или) создание новых юридических лиц;
3) в
результате реорганизации имеет
место правопреемство.7
По
мнению ряда авторов, реорганизация
представляет собой сделку, и, как
любая сделка, форма реорганизации
требует заключения соответствующего договора.8
Б.П.
Архипов указывает, что реорганизационные
сделки представляют собой самостоятельный
правовой институт в российском гражданском
праве. Это сделки, предметом которых
является имущественный комплекс.9
Однако
иные выводы по данной проблематике делаются арбитражными
судами РФ. Так, в настоящее время в российской
судебно-арбитражной практике утвердилась
точка зрения, в соответствии с которой
реорганизация юридического лица не квалифицируется
в качестве гражданско-правовой сделки,
а рассматривается как сложный состав,
включающий в себя множество юридических
фактов.
Так,
в Постановлении Федерального арбитражного
суда Московского округа от 14 января
2004 г. по делу № КГ-А40/9804-03 судом
сделан вывод о том, что, поскольку решение
о реорганизации и сама реорганизация
соотносятся как волевой акт, направленный
на определенный правовой результат, и,
собственно, этот правовой результат,
а права и обязанности в результате решения
о реорганизации возникают по иным, чем
предусмотренные в п. 1 ч. 1 ст. 8 и ст. 153 ГК
РФ, законным основаниям, сама по себе
реорганизация не может расцениваться
в качестве сделки и является установленным
законом способом прекращения и возникновения
юридических лиц. В связи с чем на нее не
распространяются нормы ст. ст. 167, 168 ГК
РФ, регулирующих условия недействительности
сделок и применения последствий их недействительности.10
Этим
же судом в Постановлении от 6
мая 2004 г. по делу № Г-А41/2438-04 указано,
что реорганизация общества не может быть
признана сделкой, а представляет собой
способ прекращения или возникновения
юридических лиц.11
С.В.
Мартышкин, исходя из того, что при
реорганизации происходит, как правило,
прекращение действующей организации,
сравнивает реорганизацию с ликвидацией
- основной формой прекращения юридических
лиц. Главное различие
между реорганизацией и ликвидацией в
юридической литературе проводится в
большинстве случаев по гражданско-правовым
последствиям, наступающим в результате
проведения соответствующих процедур.12
Ученые-цивилисты
указывают на правопреемство как такой признак
реорганизации, который позволяет отграничить
ее от ликвидации. Реорганизация юридического
лица не связана с прекращением его прав
и обязанностей.13
Права
и обязанности, которые имеются
у юридического лица на момент реорганизации,
сохраняются и после проведения
реорганизации, но уже у других организаций
- субъектов гражданского права. Ликвидация
же - это прекращение юридического лица
без перехода прав и обязанностей в порядке
правопреемства к другим лицам.
Таким
образом, правопреемство является абсолютным
признаком, позволяющим разграничить
реорганизацию и ликвидацию юридических
лиц.
В литературе
также характеризуют реорганизацию
как относительное прекращение
юридического лица при сохранении для
функционирования в гражданском
обороте его имущественной массы
и переходе его прав и обязанностей в порядке
правопреемства к другим лицам, а ликвидацию
- как абсолютное прекращение юридического
лица без перехода его прав и обязанностей
в порядке правопреемства к другим лицам.14
На
значение института реорганизации юридических
лиц обращает внимание в своем исследовании
Е.В. Аксенова, подчеркивая, что с помощью
института реорганизации сохраняется
стабильность гражданского оборота, обеспечивается
правопреемство по всему комплексу прав
и обязанностей в отношении третьих лиц,
а как следствие, прочность договорных
связей; максимально гарантируются права
кредиторов; отпадает необходимость уплаты
дополнительных налогов; сокращаются
временные издержки, производительный
капитал остается цельным, не дробится
между участниками юридического лица
и не изымается из сферы производства.
В итоге использование механизма реорганизации
приводит к достижению значительного
организационного и финансового эффекта.15
Следует
обратить внимание на то, что переименование
названия юридического лица
не может отождествляться с понятием реорганизации
юридического лица, формы которой определены
в п. 1 ст. 57 ГК РФ, что подтверждается также
судебно-арбитражной практикой.
Так,
5 февраля 2007 г. Федеральный арбитражный
суд Поволжского округа в Постановлении
по делу № А72-144/01-Х11 сделал вывод о том,
что переименование названия юридического
лица не может отождествляться с понятием
реорганизации предприятия, формы которой
определены в п. 1 ст. 57 ГК РФ. Следовательно,
по мнению суда, изменение в рассматриваемом
случае названия МУП "Левый берег"
на "Теплоком" не являлось правовым
основанием для применения к нему правил,
предусмотренных ст. 32 ФЗ "Об исполнительном
производстве" и ст. 48 АПК РФ.16
2. Виды и формы реорганизации
Реорганизация юридического
лица по общему правилу проводится
им добровольно, по решению его учредителей
либо уполномоченного на то учредительными
документами его органа, например
общего собрания его участников.
17
Добровольная реорганизация
в форме слияния, присоединения или преобразования
в предусмотренных законом случаях может
осуществляться с предварительного согласия
государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ18). Такое согласие требуется получить
от антимонопольных органов, контролирующих
появление хозяйствующих субъектов, которые
могли бы занять доминирующее положение
на товарном рынке».
В соответствии с п. 1 ст.
17 Закона о конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках19 предварительное согласие антимонопольных
органов требуется в случаях слияния и
присоединения любых объединений коммерческих
организаций (ассоциаций и союзов); слияния
и присоединения коммерческих организаций,
если общая сумма их активов превышает
100 тыс. минимальных зарплат (а если она
превышает 50 тыс. минимальных зарплат,
то требуется обязательное уведомление
антимонопольного органа о состоявшейся
реорганизации); разделения и выделения
унитарных предприятий, размер активов
которых превышает 50 тыс. минимальных
зарплат (если это приводит к появлению
хозяйствующего субъекта, доля которого
на соответствующем товарном рынке будет
превышать 35%). При нарушении этих требований
антимонопольный орган вправе требовать
в судебном порядке признания недействительной
состоявшейся реорганизации.
Статья 27 Федерального закона «О
защите конкуренции»20
предусматривает, что с предварительного
согласия антимонопольного органа осуществляются
следующие действия:
1) слияние коммерческих организаций
(за исключением финансовых организаций),
если суммарная стоимость их
активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским
балансам по состоянию на последнюю отчетную
дату, предшествующую дате представления
ходатайства (далее также - последний баланс,
в случае представления в антимонопольный
орган уведомления последним балансом
считается бухгалтерский баланс по состоянию
на последнюю отчетную дату, предшествующую
дате представления уведомления), превышает
три миллиарда рублей или суммарная выручка
таких организаций (их групп лиц) от реализации
товаров за календарный год, предшествующий
году слияния, превышает шесть миллиардов
рублей либо если одна из таких организаций
включена в реестр хозяйствующих субъектов,
имеющих долю на рынке определенного товара
более чем тридцать пять процентов (далее
- реестр);
2) присоединение коммерческой организации
(за исключением финансовой организации)
к иной коммерческой организации (за исключением
финансовой организации), если суммарная
стоимость их активов (активов их групп
лиц) по последним балансам превышает
три миллиарда рублей или суммарная выручка
таких организаций (их групп лиц) от реализации
товаров за календарный год, предшествующий
году присоединения, превышает шесть миллиардов
рублей либо если одна из таких организаций
включена в реестр;
3) слияние финансовых организаций
или присоединение финансовой
организации к другой финансовой организации,
если суммарная стоимость их активов по
последним балансам превышает величину,
установленную Правительством Российской
Федерации (при слиянии или присоединении
кредитных организаций такая величина
устанавливается Правительством Российской
Федерации по согласованию с Центральным
банком Российской Федерации);
4) создание коммерческой организации,
если ее уставный капитал оплачивается
акциями (долями) и (или) имуществом
другой коммерческой организации
(за исключением финансовой организации),
создаваемая коммерческая организация
приобретает в отношении данных акций
(долей) и (или) имущества права, предусмотренные
статьей 28 настоящего Федерального закона,
и суммарная стоимость активов по последнему
балансу учредителей создаваемой организации
(их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции
(доли) и (или) имущество которых вносятся
в качестве вклада в уставный капитал,
превышает три миллиарда рублей, либо
если суммарная выручка учредителей создаваемой
организации (их групп лиц) и лиц (их групп
лиц), акции (доли) и (или) имущество которых
вносятся в качестве вклада в уставный
капитал, от реализации товаров за последний
календарный год превышает шесть миллиардов
рублей, либо если организация, акции (доли)
и (или) имущество которой вносятся в качестве
вклада в уставный капитал, включена в
реестр;
5) создание коммерческой организации,
если ее уставный капитал оплачивается
акциями (долями) и (или) имуществом финансовой
организации, создаваемая коммерческая
организация приобретает в отношении
таких акций (долей) и (или) имущества права,
предусмотренные статьей 29 настоящего
Федерального закона, и стоимость активов
по последнему балансу финансовой организации,
акции (доли) и (или) имущество которой
вносятся в качестве вклада в уставный
капитал, превышает величину, установленную
Правительством Российской Федерации
(при внесении в качестве вклада в уставный
капитал акций (долей) и (или) имущества
кредитной организации такая величина
устанавливается Правительством Российской
Федерации по согласованию с Центральным
банком Российской Федерации).