Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 18:16, курсовая работа
Как известно, краеугольным камнем фундамента правового демократического государства является право, закон. Именно закон должен управлять государством. Обеспечение верховенства, диктатуры закона, неукоснительная охрана закрепленных в нем прав и свобод граждан, достижение социальной справедливости — это основные задания правового государства. Такое государство не может существовать без совершенной правовой системы, стержнем которой является законодательство. поэтому в настоящее время идет активный процесс законотворчества.
Введение……………………………………………………… 2
Глава 1 Правотворчество: вопросы теории………………… 3
1.1 Понятие нормы права……………………………………. 3
1.2 Вопрос о соотношении истинности и нормы права…... 3
Глава 2 Понятие и принципы правотворчества……………. 5
2.1 Виды правотворчества……………………………………9
2.2 Стадии правотворческого процесса……………………...13
2.3 Правотворческая техника и правотворческие ошибки.....17
Заключение……………………………………………………..20
Литература……………………………………………………...21
Правотворческая инициатива означает не просто право внесения проекта в правотворческий орган. Правом обратиться в правотворческий орган с проектом нового нормативно-правового акта в демократическом обществе обладают все граждане и иные лица. Специфика законодательной инициативы состоит в том, что проект нормативно-правового акта, внесенный в порядке правотворческой инициативы, должен быть непосредственно рассмотрен тем правотворческим органом, куда произошло обращение, а не каким-либо его структурным подразделением.
Правотворческий орган не может игнорировать правотворческую инициативу, а обязан рассмотреть ее и принять соответствующее решение — отклонить предлагаемый проект либо принять его за основу и провести необходимую доработку.
Теоретически возможен и третий вариант, когда проект нормативно-правового акта, внесенный в порядке правотворческой инициативы, будет одобрен правотворческим органом и принят в качестве нормативно-правового акта. Таким образом, может сложиться исключительная ситуация, когда начало правотворческого процесса и его завершение будут осуществлены одним актом правотворческого органа.
Однако чаще всего первая стадия правотворческого процесса завершается принятием решения готовить проект нормативно-правового акта либо провести тщательный анализ проекта нормативно-правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы. В этих целях может создаваться специальная рабочая группа, либо исполнение решения возлагается на какое-либо структурное подразделение правотворческого органа или иной орган.
На второй стадии подготовки проекта нормативно-правового акта или доработки проекта, внесенного в порядке правотворческой инициативы, решаются две задачи: разработка так называемой концепции проекта и подготовка его текста. К решению обеих задач привлекаются компетентные специалисты, в том числе и представители науки.
Концепция нормативно-правового акта представляет собой письменный документ, в котором дается научное обоснование основных положений будущего проекта нормативно-правового акта. В частности, в концепции излагаются недостатки действующих норм права, объективные причины, вызывающие потребность в совершенствовании этих норм права, цели проекта нормативно-правового акта, основные способы и пути достижения этих целей, результаты, которые могут быть получены при условии приятия предлагаемых вариантов правового регулирования общественных отношений.
После того, как разработчики проекта выработают согласованное понимание основных положений (концепции) проекта, начинается процесс непосредственной подготовки текста нормативно-правового акта, проектирования конкретных правил поведения. На этой стадии закладываются основы будущего нормативно-правового акта, хотя первый вариант проекта неизбежно будет подвергаться существенным корректировкам и дополнениям. Однако для того, чтобы считать успешно завершившейся работу на этом этапе, достаточно согласованного решения разработчиков проекта, их уверенности в том, что предлагаемые ими нормы права способны обеспечить надлежаще регулирование общественных отношений. Согласованный и одобренный разработчиками проект вносится на рассмотрение правотворческого органа.
Разработчики должны также дать квалифицированную оценку альтернативным проектам, подготовленным другими творческими коллективами, если такие проекты будут представлены в правотворческий орган.
Третья стадия — стадия рассмотрения проекта правотворческим органом предполагает выявление позиции этого органа относительно представленных на его рассмотрение проектов или одного проекта. Основное внимание уделяется уяснению концепции проекта и предлагаемых норм права. В этих целях обычно предусматривается заслушивание докладов инициаторов проектов, органа, осуществляющего их доработку или подготовку оригинального проекта, мнений членов правотворческого органа, заключений авторитетных специалистов. Обсуждение в итоге может привести к решению продолжить доработку проекта. В этом случае проект возвращается на предыдущую стадию. Однако может приниматься и иное решение — одобрить представленный проект и осуществить его обсуждение с заинтересованными лицами. Данная работа поручается обычно, органу, который осуществлял разработку или доработку проекта.
Стадия обсуждения и согласования проекта нормативно-правового акта предполагает выявление мнений заинтересованных лиц о проекте и получение от них предложений по совершенствованию, доработке проекта. На этой стадии проект нормативно-правового акта впервые предстает перед общественностью, заинтересованными лицами, которые оценивают проект с позиции своих интересов и способности предлагаемых новых норм права отвечать этим интересам. Чем больше лиц вовлекается в процесс обсуждения, тем больше гарантий того, что будут выявлены все его недостатки и недоработки.
Процесс обсуждения проектов нормативно-правовых актов может проводиться различными способами. Правотворческая практика знает случаи, когда проекты законов выносятся на всенародное обсуждение, либо на обсуждение широкого круга квалифицированных специалистов путем проведения парламентских слушаний, конференций, круглых столов и др.. Правотворческий орган может устанавливать перечень органов и организаций, в адрес которых надлежит направлять проекты нормативно-правовых актов в обязательном порядке.
С учетом поступивших замечаний и предложений, а также собственных инициатив разработчики проекта дорабатывают его либо принимают мотивированное решение о невозможности или нецелесообразности учета тех или иных замечаний или предложений.
Доработанный проект нормативного акта, поступившие на него замечания и возражения против них вносятся на рассмотрение правотворческого органа.
Рассмотрение правотворческим органом представленных документов проводится в том же порядке, что и на третьей стадии правотворческого процесса.
Однако на этот раз результаты рассмотрения характеризуют переход правотворческого процесса в принципиальное иное качество, если правотворческий орган приходит к выводу, что предлагаемый проект достоин принятия в качестве нормативно-правового акта и принимает такое решение. Воля правотворческого органа тем самым завершила свое формирование и выразилась в нормативно-правовых велениях, закрепленных в принятом нормативно-правовом акте.
Стадией, завершающей правотворческий процесс, признается процедура официального опубликования вновь принятых нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
2.3 Правотворческая техника и правотворческие ошибки
Любой правотворческий орган стремится создать такой нормативно-правовой акт, который был бы качественно совершенен как по форме, так и по содержанию. Качественное совершенство нормативно-правового акта означает, что все закрепленные им нормы права обладают свойствами нормативности, формальной определенности и общеобязательности, не содержит пробелов и противоречий. Нормативно-правовой акт должен предусматривать также действенный юридический механизм, обеспечивающий реальное действие норм права. Кроме того, качественное совершенство нормативно-правового акта означает, что текст нормативно-правового акта логически последовательно и в соответствии с требованиями грамматики украинского языка, четко и ясно излагает нормы права.
Обеспечению успешной правотворческой деятельности способствует умелое использование методов, приемов подготовки проектов нормативно-правовых актов. Каждый такой прием представляет собой перечень правил, как нужно поступать разработчикам проекта, чтобы подготовить качественный проект и обеспечить его успешное прохождение в правотворческом органе.
В форме метода закрепляются результаты изучения и обобщения передового правотворческого опыта, удачного решения конкретной задачи в ходе проектирования нормативно-правовых актов либо рекомендации ученых-юристов. Методы подготовки проектов нормативно-правовых актов систематизируются в виде разного рода методик, инструкций, наставлений и в своей совокупности составляют правотворческую технику.
Таким образом, правотворческая техника понимается как совокупность методов, приемов подготовки качественно совершенных как по форме, так и по содержанию нормативно-правовых актов.
Все методы правотворческой техники могут быть разнесены на четыре группы: 1) методы подготовки концепции нормативно-правового акта, 2) методы проектирования норм права и механизма их реализации в конкретных отношениях, 3) приемы составления текста нормативно-правового акта, 4) приемы составления прогнозов эффективности действия проектируемых норм права.
К сожалению, украинскими правоведами пока что не проведена работа по систематизации всех приемов правотворческой техники, хотя в этом направлении предпринимались определенные, заслуживающие внимания попытки. Подготовка нормативно-правовых актов пока что осуществляется в основном при опоре на интуицию и собственный опыт разработчиков. Такой подход, естественно, не гарантирует от недочетов, несовершенств, которые подчас не удается полностью исправить и на стадии принятия нормативно-правовых актов правотворческим органом. Современные законы и иные нормативно-правовые акты страдают существенными недостатками в виде пробелов, противоречий, нечетких формулировок, стилистических погрешностей и других недостатков, которые в теории права называются правотворческими ошибками.
Правотворческая ошибка понимается как отступление от требований правотворческой техники, логики или грамматики, которое снижает качество нормативно-правового акта, вызывает затруднения в его толковании и препятствует реализации норм права в конкретных отношениях. В зависимости от сферы содержания нарушенных правил выделяются три вида правотворческих ошибок: юридическое, логическое, грамматическое.
Несоблюдение требований правотворческой техники в тексте нормативно-правовых актов приводит к появлению таких юридических ошибок, как установление декларативных норм, а также норм, противоречащих Конституции России, отсылки к несуществующим нормативно-правовым актам либо неполное закрепление жизненных обстоятельств, имеющих существенное значение для содержания и применения норма права.
Принятие декларативных норм, т.е. не обеспеченных необходимыми материальными ресурсами, надлежащими юридическими средствами, является одной из распространенных ошибок современного законодательства и иных нормативно-правовых актов России.
К сожалению, приходится также признать, что в подготовке нормативно-правовых актов принимают участие не только лица из числа безупречно владеющих литературным языком. Привносимые ими в текст проекта значительные отступления от простых лексических, орфографических и синтаксических норм современного украинского языка не всегда удается откорректировать до принятия нормативно-правового акта. В ряде случаев текст оказывается засоренным ненормативными словоформами, нарушается сочетаемость, возникают грамматические неприемлемые либо просто отягощенные, громоздкие конструкции, сквозь которые приходится буквально продираться к смыслу фразы, а подчас становится просто невозможным однозначно его выявить. Таким образом, недоработка чисто редакторского плана существенно искажает содержание норм права и по своим негативным последствиям выходит за рамки вспомогательной проблемы, становясь в один ряд с другими правотворческими ошибками.
Логические ошибки возникают как результат несоблюдения требований логики при подготовке и принятии нормативно-правовых актов. Логика предмета в целом определяет и логику мысли. Специалист может достаточно верно мыслить, не зная законов логики. Но когда требуется подготовить проект нормативно-правового акта, интуитивного мышления оказывается недостаточно, особенно в случаях, где логические приемы, требования остаются единственным критерием оценки правильности мышления. При проектировании нормативно-правовых актов допускаются логические противоречия между отдельными положениями нормативно-правового акта, встречаются тавтология, когда определяемое повторяется в определяемом либо неизвестное определяется через другое неизвестное, нарушается соразмерность определения понятий и др.
Заключение.
Потребность общества и государства в законодательстве, обеспечивающем реальное действие прав и свобод граждан и иных лиц и способствующем прогрессивному развитию общественных отношений, вынуждает государственные органы постоянно и весьма интенсивно заниматься совершенствованием действующих норм права, вносить в них необходимые коррективы. Деятельность государственных органов, а в случаях, предусмотренным законодательством, и других лиц по подготовке и принятию норм права понимается как правотворчество.
Правотворчество — деятельность по созданию юридических норм, в которых и находит выражение право, так как оно имеет нормативный характер.
Процесс проектирования нормативно-правового акта представляет собой сложную познавательную задачу, решение которой носит к тому же многовариантный характер.
Характерно, что у разных государств, и даже у разных субъектов государства, при регулировании однотипных общественных отношений, как правило, принимаются различные варианты правового регулирования. Словом, правотворчество — это, прежде всего, творческая интеллектуальная деятельность, осуществляемая в целях разработки норм права, с принятием и действием которых вносятся новые элементы в правовом регулировании общественных отношений. Нормы становятся неотъемлемым элементом практической деятельности людей и общества в целом.
Литература