Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 18:16, курсовая работа
Как известно, краеугольным камнем фундамента правового демократического государства является право, закон. Именно закон должен управлять государством. Обеспечение верховенства, диктатуры закона, неукоснительная охрана закрепленных в нем прав и свобод граждан, достижение социальной справедливости — это основные задания правового государства. Такое государство не может существовать без совершенной правовой системы, стержнем которой является законодательство. поэтому в настоящее время идет активный процесс законотворчества.
Введение……………………………………………………… 2
Глава 1 Правотворчество: вопросы теории………………… 3
1.1 Понятие нормы права……………………………………. 3
1.2 Вопрос о соотношении истинности и нормы права…... 3
Глава 2 Понятие и принципы правотворчества……………. 5
2.1 Виды правотворчества……………………………………9
2.2 Стадии правотворческого процесса……………………...13
2.3 Правотворческая техника и правотворческие ошибки.....17
Заключение……………………………………………………..20
Литература……………………………………………………...21
Таким образом, правотворчество представляет собой деятельность правотворческих органов по подготовке и принятию нормативно-правовых актов либо решений об отмене или изменении действующих норм права.
В основе многообразной правотворческой деятельности лежат принципы законности, научной обоснованности нормативно-правовых актов, демократизма, системности. Названные принципы создают такую базу правотворческой деятельности, без которой она при любых условиях не может быть плодотворной и эффективной.
Принцип законности правотворчества означает следующее: 1) правотворческий орган может принимать новые нормы права лишь по вопросам, отнесенным к его компетенции; 2) решение принять нормативно-правовой акт принимается в строгом соответствии с установленным порядком, при проведении всех необходимых процедур и непосредственно органом, правомочным принимать такие решения. Правотворческий орган не может передавать своим структурным подразделениям предоставленное ему право принимать нормативно-правовые акты; 3) принятые нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции Росии и актам вышестоящих органов. При наличии таких противоречий вновь принятый акт признается не действующим полностью или частично; 4) нормативно-правовой акт должен приниматься в надлежащей форме и с указанием всех необходимый официальных реквизитов.
Принцип научной обоснованности нормативно-правовых актов не сводится к требованию проведения правотворческим органом научных исследований с целью получения необходимых данных о закономерностях развития отношений, подлежащих правовому регулированию.
Суть названного принципа выражается в другом, в том, чтобы проект нормативно-правового акта был подготовлен с учетом наличия научных достижений в соответствующей отрасли права и других юридических науках.
Творческое применение этого принципа становится возможным при условии, что правотворческий орган привлекает ученых-юристов к подготовке концепции и текста проекта нормативно-правового акта, а также к проведению исследований, направленных на выявление передового правотворческого опыта, составлению прогноза эффективности действия проектируемых норм права и экспертизы проекта.
Демократизм правотворческой деятельности выражается прежде всего в привлечении граждан, широких слоев общественности к участию в обсуждении проектов нормативно-правовых актов, обеспечении возможности для граждан обращаться в правотворческий орган с предложениями по совершенствованию законодательства, а также в соблюдении права граждан принимать законы и иные нормативно-правовые акты в ходе референдума. Демократизм выступает также руководящим принципом содержания подготавливаемого проекта и выражается в требовании разрабатывать и закреплять нормы, отвечающие интересам всех граждан или большинства населения, не предусматривать дискриминационных мер в отношении той или иной части населения.
Принцип системности требует органически увязывать подготавливаемые нормы права с действующим законодательством, не дублировать действующих норм, не содержать пробелов, устанавливать соответствие проектируемых норм общим нормам и принципам конкретной отрасли права.
Названные принципы правотворчества ориентируют правотворческие органы на создание эффективно действующих норм права, но творческое претворение в жизнь этих принципов может оказаться под силу лишь компетентным специалистам и при условии надлежащей организации правотворческой деятельности.
2.1 Виды правотворчества
Из понимания права как системы правил поведения, установленных государством, логически следует вывод о том, что основной формой правотворчества, творения права выступает деятельность государства. Именно оно претендует на формирование и выражение всеобщей воли в обществе и придает этой воле общеобязательный характер.
Абсолютное большинство правовых норм, действующих в современном обществе, является результатом правотворческой деятельности государства, его органов и должностных лиц.
Право государственных органов и должностных лиц на подготовку и принятие нормативно-правовых актов не является равным, а зависит от места, которое занимает соответствующий орган в системе органов государства и осуществляемых им функций. Последовательное проведение современными демократическими государствами принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную выразилось прежде всего в создании специальных представительных органов, занимающихся правотворческой деятельностью.
Законы и их нормативные установления образуют основу, ядро всей системы права. Правотворческая деятельность остальных органов государства и должностных лиц осуществляется на основе и в соответствии с действующими законами, а принимаемые ими нормы не могут противоречить законодательным установлениям. В силу этой особой значимости законов в правовом регулировании деятельность по их подготовке и принятию образует самостоятельный вид правотворческой деятельности государства — законотворчество.
Нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов, называются подзаконными, а деятельность государственных органов и должностных лиц по их подготовке и принятию составляет другой вид правотворческой деятельности государства — подзаконное правотворчество. В России подзаконные нормативно-правовые акты принимают Президент России, Государственная Дума, министерства и иные центральные органы исполнительной власти.
Нормативно-правовые акты могут также издаваться руководителями государственных предприятий, учреждений, организаций.
Существование подзаконного правотворчества наряду с законотворчеством представительных органов государства обусловливается прежде всего тем, что представительные органы неспособны собственными силами подготовить и принять весь массив нормативно-правовых актов, необходимых для регулирования всех сфер общества. Сказывается сложность процедур законотворческого процесса, прохождение которых требует длительность времени и не позволяет оперативно вносить изменения в действующее законодательство. Члены представительского органа не обладают той глубиной профессиональных знаний, которая требуется для компетентных решений в специальных, предметных сферах. Следует учитывать и сравнительно небольшой количественный состав представительных органов. Так или иначе, но ни одно современное государство не обходится без предоставления органами исполнительной власти права принимать нормы права.
К правотворчеству государственных органов тесно примыкает правотворчество органов местного самоуправления. Право готовить и принимать нормативно-правовые акты предоставляется представительным органам и должностным лицам муниципальных образований города, иного населенного пункта, территории. Некоторые авторы правотворческую деятельность этих органов рассматривают как вид государственного правотворчества, что не совсем верно. Органы местного самоуправления создаются населением для решения задач местного значения и не входят в систему органов государства, о чем прямо говорится в Конституции России. Соответственно, и правотворчество органов местного самоуправления образует особый, отделенный от государства вид правотворческой деятельности.
В современных условиях значительно расширяется число нормативно-правовых актов, принимаемых не государством, его органами, а членами гражданского общества, в том числе: населением, а также учредителями негосударственных организаций, учреждений, акционерных обществ, общественными организациями. Действующее законодательство предусматривает принятие ими уставов, нормативных договоров, соглашений. Особой формой участия населения в правотворчестве выступает референдум.
В юридической литературе референдум понимается как особый вид правотворчества. Признание референдума как особого вида правотворчества вполне правомерно, поскольку инициатива в его проведении принадлежит самому населению и их общественным объединениям. Инициаторами референдума готовится проект закона, выносимого на референдум.
Таким образом, благодаря референдуму гражданское общество выступает самостоятельным субъектом правотворчества на всех его этапах и стадиях — от подготовки инициативного законопроекта до придания ему силы закона, по своей юридической значимости не уступающего законам государства. Однако население почему то не спешит реализовывать свое право как субъекта законотворчества.
Действующее законодательство предоставляет право общественным объединениям, трудовым коллективам, государственным органам и работодателям принимать нормативно-правовые акты с целью регулирования социально-трудовых отношений.
Работникам организаций, предприятий, учреждений предоставляется право заключать с работодателем коллективные договоры, предусматривающие регулирование таких вопросов, как форма, система и размер оплаты труда, условия и охрана труда работников, добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование, рабочее время и время отдыха и иные трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения.
Благодаря коллективным договорам и соглашениям предоставляется возможность членам гражданского общества, работникам и работодателям самостоятельно устанавливать права и обязанности и тем самым сузить вмешательство государства в сферу, предоставляющую частный интерес. Однако государство, не устраняется полностью из этой сферы. Оно сохраняет свои функции принуждения и применяет действенные меры к лицам, не выполняющим своих обязательств по коллективным договорам и соглашениям.
Самостоятельным видом нормативно-правовых актов являются уставы организаций, учреждений, образуемых гражданами, коммерческими либо общественными организациями. Такими актами определяются права и обязанности организации, учреждения, порядок их деятельности, реорганизации и ликвидации. Нормативно-правовые акты издаются также и руководителями названных организаций, учреждений в процессе управления ими, решения конкретных производственных и иных задач. Понятно, что все такие нормативные решения имеют силу постольку, поскольку соответствуют действующим нормативно-правовым актам, и принимаются в пределах правомочий учредителей и руководства организации, учреждения.
Таким образом, в России правотворчество осуществляется в двух видах: как правотворческая деятельность государства и как правотворческая деятельность гражданского общества, его отдельных субъектов.
В свою очередь каждый вид правотворческой деятельности осуществляется в присущих ему формах. Правотворческая деятельность государства выражается в форме законотворчества и подзаконного правотворчества, т.е. деятельности органов исполнительной власти по подготовке и принятию подзаконных нормативно-правовых актов.
Правотворчеству гражданского общества присущи также две основные формы: 1) законотворчество, осуществляемое гражданским обществом страны или отдельного региона путем подготовки и принятия закона в ходе референдума; 2) подзаконное правотворчество, осуществляемое органами местного самоуправления, общественными организациями, учредителями и руководством негосударственных организаций и учреждений.
2.2 Стадии правотворческого процесса
Как и всякая сложная деятельность, правотворчество подразделяется на ряд взаимосвязанных операций, процедур, которые в теории права называются стадиями. В юридической литературе имеется несколько подходов к пониманию совокупности стадий, на которые подразделяется единый правотворческий процесс. Все они имею право на существование, поскольку авторами применяются различные критерии выделения правотворческих стадий.
Некоторые авторы выделяют в правотворческом процессе следующие стадии:
1) Принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права.
2) Подготовка проекта нормативно-правового акта либо доработка проекта, внесенного в порядке правотворческой инициативы.
3) Рассмотрение проекта нормативно-правового акта правотворческим органом.
4) Обсуждение и согласование проекта заинтересованными лицами.
5) Принятие нормативно-правового акта.
6) Опубликование нормативно-правового акта.
Принятие правотворческим органом решения внести изменения в систему действующих норм права может мотивироваться различными обстоятельствами. Наиболее распространенными являются следующие обстоятельства.
Решение может приниматься по собственной инициативе правотворческого органа, признавшего, что его нормативно-правовой акт в той или иной части устарел и не соответствует целям правового регулирования, вызывает обоснованные нарекания заинтересованных лиц и нуждается в изменении или коренной переработке.
Вторым обстоятельством, с которым может связываться решение готовить проект нормативно-правового акта, является вступление в силу нормативно-правового акта вышестоящего органа. Принятые ранее акты правотворческого органа, противоречащие новому нормативно-правовому акту, подлежат приведению в соответствие с ним. Правотворческий орган должен подготовить новые нормы права, которые согласуются с вновь принятыми нормами и последовательно их развивают. Нередки случаи, когда во вновь принятом акте вышестоящего органа содержатся прямые поручения правотворческому органу подготовить и принять новые акты или изменить действующие.
Возможны также ситуации, когда начальная стадия процесса связывается с поступлением в адрес правотворческого органа проекта нормативно-правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы.
Правотворческая инициатива является важным демократическим правом компетентных органов и должностных лиц ставить перед правотворческим органом вопрос о необходимости принятия конкретного нормативного акта. В действующем законодательстве специально определяется круг органов, которые могут вносить проекты нормативно-правовых актов в соответствующий правотворческий орган.