Понятие франчайзинга. Виды франчайзинга. История возникновения договора франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:21, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является ознакомление с международным франчайзингом, источниками его правового регулирования и основными положениями договора.
В работе приводится история возникновения данного договорного института, анализ источников правового регулирования международного договора франчайзинга.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА……………………...5
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………………………….….............10
2.1. Права и обязанности франчайзи в соответствии с договором международного франчайзинга………………………………….………….......13
2.2.Права и обязанности франчайзера в соответствии с договором международного франчайзинга…………………………………………………19
2.3. Ответственность сторон в договоре международного договора франчайзинга…………………………………………………………………….24
ГЛАВА 3. РАСТОРЖЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА…….................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........31

Файлы: 1 файл

курсовая работа Международный франчайзинг.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

6)     разрешать своим лицам иметь лич­ный доступ к документам, относящимся к бизнесу, в течение всего срока действия договора.

7)     контролировать содержание рекламы при проведении франчайзи рекламной кампа­нии самостоятельно[8].

По поводу последнего следует заметить, что белорусское законо­дательство о лицензировании товарных знаков закрепляет за лицен­зиаром - владельцем знака право контроля за качеством товаров, выпускаемых лицензиатом (пользователем), на которых помещен товар­ный знак.

Франчайзер обязан:

1)     обеспечить регистрацию договора в установленном порядке;

2)     не предоставлять другим лицам комплекс ис­ключительных прав, предусмотренных договором, для их исполь­зования на закрепленной за франчайзи территории, указанной в приложении к договору. Территория определяется исходя из интересов сторон и обозначается на карте. Карта является неотъемлемой частью договора. Это очень важно, так как франчайзёр не имеет права заключения аналогичных до­говоров на этой территории;

3)     в минимально возможный срок обязуется уведомить фран­чайзи об утрате права на товарный знак или его изменение;

4)     проводить программу маркетинга, продвиже­ния товар­ного знака с помощью методов, которые считает приемлемыми, используя средства рекламного взноса;

5)     по письменной просьбе франчайзи представляет ему сме­ты всех расходов на рекламу и маркетинг за любой финансовый год в течение срока действия договора;

6)     провести достаточную начальную подготовку франчайзи, а при необходимости, и его служащих. Возможна также последую­щая пе­реподготовка уже после открытия предприятия. Обучение, проводи­мое владельцем франшизы, может включать следующие аспекты:

а)               Подготовка по вопросам сбыта. Франчайзер обучает франчай­зи организовывать сбыт его товаров, продавать и рекламировать их, знакомит его с преимуществами своих товаров над другими и дает рекомендации по их использованию;

б)               Обучение по вопросам технологии. Франчайзер проводит обу­чение по технологии изготовления или переработки продуктов и спо­собам их доставки потребителям;

в)               Обучение по вопросам ремонта. Франчайзеру часто приходит­ся обучать франчайзи ремонту продаваемого товара, а также обеспе­чивать его в достаточном количестве запасными частями, диагности­ческой и сервис­ной аппаратурой;

г)               Обучение по вопросам общей торговли. Франчайзер может обу­чать франчайзи ведению бухгалтерского учета, составлению отчетов по инвентаризации, продаже в кредит, кадровым вопросам, налогам и прочим финансовым и административным операциям.

Программа обучения, независимо от ее объема, должна быть четкой и содержать перечень расходов в связи с обучением. Во франшизном соглашении нужно указать, кто берет на себя этих расходы. Например в п. 3.1 договора о сотрудничестве (франчай­зинге) НПФ «Дока-Пицца» указано, что франчайзер проводит бес­платное обучение двух работников франчайзи в специализирован­ном учебном центре франчайзера;

7)     в случае необходимости проведения дополнительного обучения для ру­ководителей и сотрудников франчайзи, франчайзер оказывает поддержку в выборе тематики обучения, которое оплачивается за счет франчайзи;

8)     проводит консультации по установке оборудования, оформле­нию помещений и сопредельной территории. Изменения всех типов, дополнения и переустройство могут производиться только с письменного согласия франчайзера;

9)     оказывает содействие (при необходимости) в осуществ­лении заказов на оборудование, консультирует по вопросам приобретения оборудования по лизингу, в аренду. Всю ответ­ственность по окончательному выбору оборудования и поставщика оборудования, а также затраты на оформление и приобретение осуществляет франчайзи за свой счет. Это для варианта, если сам Франчайзер не является арендодателем или лизингодателем;

10) консультирует франчайзи по текущим вопросам, отно­сящимся к ведению бизнеса, в течение срока действия договора. Эта услуга должна быть бесплатной;

11) консультирует франчайзи по вопросам разработки биз­нес-планов и инвестиционных проектов. Разработка бизнес-планов и инве­стиционных проектов по письменному требованию франчайзи может осу­ществляться франчайзером за счёт франчайзи;

12) осуществляет контроль качества товаров (работ, ус­луг), реализуемых (выполняемых, оказываемых) франчайзи на основании договора;

13) при условии успешного ведения бизнеса франчайзи по сво­ему усмотрению может предоставлять гарантию по выданным франчайзи финансовыми и банковскими структурами суммам. Франчайзер по своему усмотрению может также выступать гарантом по лизингу и другим сделкам;

14) обязуется не конкурировать с франчайзи на террито­рии, на которую распространяется действие договора;

15) не предоставлять другим лицам анало­гичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории. Одна­ко, устанавливая подобные ограничения, стороны должны иметь в виду, что их договорные условия, направленные на ограничение конкуренции, могут подпадать под действие нормативных положений о конкуренции и быть признаны недействительными. Поэтому любые положения договора франчайзинга должны соответствовать законодательству о конкуренции. Так, законодательством Республики Бела­русь (ст. 6 Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. .№ 2034-ХП «О противодействии монополистической дея­тельности и развитии конкуренции», в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 364-31) запрещается и в установленном порядке признается недей­ствительным заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствую­щими субъектами, если это имеет целью или результатом:

а)               раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объе­мам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

б)               исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

в)               необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;

г)               необоснованное ограничение производства товарок, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;

д)               осуществление операций с ценными бумагами, кредит­ными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение сохранение или усиление доминирующего положениям товарных рынках;

е)               отказ от заключения договоров с определенными продав­цами или покупателями (заказчиками);

ж)               иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установ­лению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установле­нию или развитию);

 

 

 

2.3 Ответственность сторон международного договора франчайзинга

 

              Правообладатель и пользователь по договору франчай­зинга несут ответственность как друг перед другом, так и перед третьими лицами по договорам, заключенным с ними. Ответственность правообладателя и поль­зователя друг перед другом устанавливается договором франчайзинга и наступа­ет в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых ими на себя обязан­ностей.

Ответственность франчайзера

              В гл. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, регули­рующей договоры коммерческой концессии (т.е. франшизы), не предусматриваются спе­циальные нормы об ответственности сторон за нарушение встреч­ных договорных обязательств. Следовательно, если стороны не со­гласуют в договоре основания, форму и размер имущественной от­ветственности, то к стороне, не выполнившей обязательства или вы­полнив­шей его ненадлежащим образом, будут применяться санкции исходя из общих норм обязательственною права, установленных в гл. 25 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации[2]. Не понимаю при чем здесь Россия. Речь должна идти либо о международном законодательстве или в крайнем случае сравниваем с РБ.

           Также, исходя из специфики российского гражданско-правово­го законодательства, следует учитывать, что договор регулирует от­ношения, связанные с предпринимательской деятельностью, следо­вательно, сторона, нарушившая договор, будет нести ответственность и при отсутствии ее вины, согласно п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Феде­рации.

              ГК каким ГК? специальные нормы об от­ветственности сторон друг перед другом также не предусматриваются. Подобная неурегулированность порождает на практике благодат­ную почву для согласования сторонами по собственному усмотрению ряда условий в договоре, при наступлении которых одна из них будет иметь право на возмещение ущерба в случае нарушения другой сто­роной важного положения договора.

      Если же сторонами в договоре не предусмотрено никаких спе­циальных санкций, то по действующему законодательству Республи­ки Беларусь виновная сторона, в соответствии со статьями 366, 372 ГК Республики Беларусь, будет нести ответственность исходя из об­щих правил ответственности за нарушение обязательств, предусмот­ренных гл. 25 ГК Республики Беларусь[1].

   Франчайзер не несет никакой ответственности за действия фран­чайзи, включая его договорные отношения с третьими лицами, не относя­щиеся к условиям договора.

Франчайзер несет ответственность перед франчайзи:

1)    субсидиарную по предъ­являе­мым к франчайзи требованиям о несоот­ветствии качества товаров (работ, услуг), производимых, реализу­емых (выполняемых, оказываемых) фран­чайзи в рамках договора;

2)    солидарную по требованиям, предъявляемым к франчайзи как к изготовителю продукции, если товар поступил франчайзи из системы франчайзера;

Ответственность франчайзи

Франчайзи обязуется выполнять обязанности, принятые на себя заключением договора франчайзинга.

              В случае невыполнения своих обязанностей франчайзи несет ответственность, предусмотренную в договоре (пример подобной ответственности можно привести из франчайзингового договора НПФ «Дока-Пицца». В договоре предусмотрено, что за разглашение предоставленной франчайзером конфиденциальной ин­формации (в частности рецептуры) посторонним лицам франчайзи исключается из франчайзинговой системы «Дока-Пицца» и уплачи­вает франчайзеру штраф в размере, обусловленном договором.), либо согласно национальному законодательству (исходя из об­щих правил ответственности за нарушение обязательств, предусмот­ренных гл. 25 ГК).

Ответственность перед третьими лицами

              Франчайзи, занимающийся оказанием услуг на своей тер­ритории, несет ответственность за их качество и эффективность.

              Обычно, качество то­варов (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) франчайзи, должно быть не ниже, чем у франчайзера. Последний, в свою очередь, обязан контролировать качество товаров (работ, услуг), если договором франшизы не предусмотрено иное. При таких обсто­ятельствах логично установление особой ответственности франчайзера перед третьими лицами за ненадлежащее качество товаров (ра­бот, услуг). Такая ответственность может быть как субсидиарной, так и солидарной с франчайзи.

              В частности. Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г.  «О защите прав потребителей» предусмотрено, что произ­водитель товара (правообладатель) несет имущественную ответственность наряду с продавцом товара (пользователем) перед потребителем за вред, причинен­ный жизни, здоровью или имуществу потребителя, вследствие конструк­ционных, производственных и иных недостатков товаров, а также примене­ния материалов, оборудования, приборов, инструментов, при­способ­лений либо иных средств, не обеспечивающих безо­пасность жизни, здоровья или имущества потребителя[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Расторжение и прекращение договора международного франчайзинга

 

              Договор международного франчайзинга прекращается как по общим основаниям прекращения обязательств, так и по специальным основаниям. Одно из таких специальных оснований - несостоятельность (банкротство) любой из сторон договора. Поскольку договор международного франчайзинга относится к чисто предпринимательским договорам, действие его не может продолжаться, если одна из сторон утрачивает статус предпринимателя[7].

              Договор также прекращается вследствие отпадения существенных элементов предоставленного по договору комплекса исключительных прав. К существенным элементам комплекса относятся права на фирменное наименование и коммерческое обозначение. Эти права считаются отпавшими, если правообладатель утратил их без приобретения других аналогичных прав. Право на фирменное наименование прекращается при ликвидации юридического лица (что является общим основанием прекращения обязательств) или его реорганизации (за исключением случаев реорганизации, не влекущих прекращения юридического лица - обладателя фирменного наименования). Право на коммерческое обозначение утрачивается в случае его неиспользования в течение длительного срока.

              Изменение правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения само по себе не влечет прекращения договора. «Однако учитывая, что при изменении существенного элемента комплекса исключительных прав договор в значительной степени утрачивает для пользователя ценность, он вправе потребовать уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения либо расторжения договора и возмещения убытков»[9].сошлитесь на автора в тексте, н-р Сидоров В.В. отмечает, что…..и укажите то что идет после кавычек, кавычки убираем, а в конце строки пишем сноску.

Информация о работе Понятие франчайзинга. Виды франчайзинга. История возникновения договора франчайзинга