Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:21, реферат
Целью данной курсовой работы является ознакомление с международным франчайзингом, источниками его правового регулирования и основными положениями договора.
В работе приводится история возникновения данного договорного института, анализ источников правового регулирования международного договора франчайзинга.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА……………………...5
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………………………….….............10
2.1. Права и обязанности франчайзи в соответствии с договором международного франчайзинга………………………………….………….......13
2.2.Права и обязанности франчайзера в соответствии с договором международного франчайзинга…………………………………………………19
2.3. Ответственность сторон в договоре международного договора франчайзинга…………………………………………………………………….24
ГЛАВА 3. РАСТОРЖЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА…….................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........31
6) разрешать своим лицам иметь личный доступ к документам, относящимся к бизнесу, в течение всего срока действия договора.
7) контролировать содержание рекламы при проведении франчайзи рекламной кампании самостоятельно[8].
По поводу последнего следует заметить, что белорусское законодательство о лицензировании товарных знаков закрепляет за лицензиаром - владельцем знака право контроля за качеством товаров, выпускаемых лицензиатом (пользователем), на которых помещен товарный знак.
Франчайзер обязан:
1) обеспечить регистрацию договора в установленном порядке;
2) не предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав, предусмотренных договором, для их использования на закрепленной за франчайзи территории, указанной в приложении к договору. Территория определяется исходя из интересов сторон и обозначается на карте. Карта является неотъемлемой частью договора. Это очень важно, так как франчайзёр не имеет права заключения аналогичных договоров на этой территории;
3) в минимально возможный срок обязуется уведомить франчайзи об утрате права на товарный знак или его изменение;
4) проводить программу маркетинга, продвижения товарного знака с помощью методов, которые считает приемлемыми, используя средства рекламного взноса;
5) по письменной просьбе франчайзи представляет ему сметы всех расходов на рекламу и маркетинг за любой финансовый год в течение срока действия договора;
6) провести достаточную начальную подготовку франчайзи, а при необходимости, и его служащих. Возможна также последующая переподготовка уже после открытия предприятия. Обучение, проводимое владельцем франшизы, может включать следующие аспекты:
а) Подготовка по вопросам сбыта. Франчайзер обучает франчайзи организовывать сбыт его товаров, продавать и рекламировать их, знакомит его с преимуществами своих товаров над другими и дает рекомендации по их использованию;
б) Обучение по вопросам технологии. Франчайзер проводит обучение по технологии изготовления или переработки продуктов и способам их доставки потребителям;
в) Обучение по вопросам ремонта. Франчайзеру часто приходится обучать франчайзи ремонту продаваемого товара, а также обеспечивать его в достаточном количестве запасными частями, диагностической и сервисной аппаратурой;
г) Обучение по вопросам общей торговли. Франчайзер может обучать франчайзи ведению бухгалтерского учета, составлению отчетов по инвентаризации, продаже в кредит, кадровым вопросам, налогам и прочим финансовым и административным операциям.
Программа обучения, независимо от ее объема, должна быть четкой и содержать перечень расходов в связи с обучением. Во франшизном соглашении нужно указать, кто берет на себя этих расходы. Например в п. 3.1 договора о сотрудничестве (франчайзинге) НПФ «Дока-Пицца» указано, что франчайзер проводит бесплатное обучение двух работников франчайзи в специализированном учебном центре франчайзера;
7) в случае необходимости проведения дополнительного обучения для руководителей и сотрудников франчайзи, франчайзер оказывает поддержку в выборе тематики обучения, которое оплачивается за счет франчайзи;
8) проводит консультации по установке оборудования, оформлению помещений и сопредельной территории. Изменения всех типов, дополнения и переустройство могут производиться только с письменного согласия франчайзера;
9) оказывает содействие (при необходимости) в осуществлении заказов на оборудование, консультирует по вопросам приобретения оборудования по лизингу, в аренду. Всю ответственность по окончательному выбору оборудования и поставщика оборудования, а также затраты на оформление и приобретение осуществляет франчайзи за свой счет. Это для варианта, если сам Франчайзер не является арендодателем или лизингодателем;
10) консультирует франчайзи по текущим вопросам, относящимся к ведению бизнеса, в течение срока действия договора. Эта услуга должна быть бесплатной;
11) консультирует франчайзи по вопросам разработки бизнес-планов и инвестиционных проектов. Разработка бизнес-планов и инвестиционных проектов по письменному требованию франчайзи может осуществляться франчайзером за счёт франчайзи;
12) осуществляет контроль качества товаров (работ, услуг), реализуемых (выполняемых, оказываемых) франчайзи на основании договора;
13) при условии успешного ведения бизнеса франчайзи по своему усмотрению может предоставлять гарантию по выданным франчайзи финансовыми и банковскими структурами суммам. Франчайзер по своему усмотрению может также выступать гарантом по лизингу и другим сделкам;
14) обязуется не конкурировать с франчайзи на территории, на которую распространяется действие договора;
15) не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории. Однако, устанавливая подобные ограничения, стороны должны иметь в виду, что их договорные условия, направленные на ограничение конкуренции, могут подпадать под действие нормативных положений о конкуренции и быть признаны недействительными. Поэтому любые положения договора франчайзинга должны соответствовать законодательству о конкуренции. Так, законодательством Республики Беларусь (ст. 6 Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. .№ 2034-ХП «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 364-31) запрещается и в установленном порядке признается недействительным заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом:
а) раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;
б) исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
в) необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;
г) необоснованное ограничение производства товарок, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
д) осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение сохранение или усиление доминирующего положениям товарных рынках;
е) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
ж) иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию);
2.3 Ответственность сторон международного договора франчайзинга
Правообладатель и пользователь по договору франчайзинга несут ответственность как друг перед другом, так и перед третьими лицами по договорам, заключенным с ними. Ответственность правообладателя и пользователя друг перед другом устанавливается договором франчайзинга и наступает в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых ими на себя обязанностей.
Ответственность франчайзера
В гл. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей договоры коммерческой концессии (т.е. франшизы), не предусматриваются специальные нормы об ответственности сторон за нарушение встречных договорных обязательств. Следовательно, если стороны не согласуют в договоре основания, форму и размер имущественной ответственности, то к стороне, не выполнившей обязательства или выполнившей его ненадлежащим образом, будут применяться санкции исходя из общих норм обязательственною права, установленных в гл. 25 Гражданского кодекса Российской Федерации[2]. Не понимаю при чем здесь Россия. Речь должна идти либо о международном законодательстве или в крайнем случае сравниваем с РБ.
Также, исходя из специфики российского гражданско-правового законодательства, следует учитывать, что договор регулирует отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, следовательно, сторона, нарушившая договор, будет нести ответственность и при отсутствии ее вины, согласно п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ГК каким ГК? специальные нормы об ответственности сторон друг перед другом также не предусматриваются. Подобная неурегулированность порождает на практике благодатную почву для согласования сторонами по собственному усмотрению ряда условий в договоре, при наступлении которых одна из них будет иметь право на возмещение ущерба в случае нарушения другой стороной важного положения договора.
Если же сторонами в договоре не предусмотрено никаких специальных санкций, то по действующему законодательству Республики Беларусь виновная сторона, в соответствии со статьями 366, 372 ГК Республики Беларусь, будет нести ответственность исходя из общих правил ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных гл. 25 ГК Республики Беларусь[1].
Франчайзер не несет никакой ответственности за действия франчайзи, включая его договорные отношения с третьими лицами, не относящиеся к условиям договора.
Франчайзер несет ответственность перед франчайзи:
1) субсидиарную по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), производимых, реализуемых (выполняемых, оказываемых) франчайзи в рамках договора;
2) солидарную по требованиям, предъявляемым к франчайзи как к изготовителю продукции, если товар поступил франчайзи из системы франчайзера;
Ответственность франчайзи
Франчайзи обязуется выполнять обязанности, принятые на себя заключением договора франчайзинга.
В случае невыполнения своих обязанностей франчайзи несет ответственность, предусмотренную в договоре (пример подобной ответственности можно привести из франчайзингового договора НПФ «Дока-Пицца». В договоре предусмотрено, что за разглашение предоставленной франчайзером конфиденциальной информации (в частности рецептуры) посторонним лицам франчайзи исключается из франчайзинговой системы «Дока-Пицца» и уплачивает франчайзеру штраф в размере, обусловленном договором.), либо согласно национальному законодательству (исходя из общих правил ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных гл. 25 ГК).
Ответственность перед третьими лицами
Франчайзи, занимающийся оказанием услуг на своей территории, несет ответственность за их качество и эффективность.
Обычно, качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) франчайзи, должно быть не ниже, чем у франчайзера. Последний, в свою очередь, обязан контролировать качество товаров (работ, услуг), если договором франшизы не предусмотрено иное. При таких обстоятельствах логично установление особой ответственности франчайзера перед третьими лицами за ненадлежащее качество товаров (работ, услуг). Такая ответственность может быть как субсидиарной, так и солидарной с франчайзи.
В частности. Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» предусмотрено, что производитель товара (правообладатель) несет имущественную ответственность наряду с продавцом товара (пользователем) перед потребителем за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, вследствие конструкционных, производственных и иных недостатков товаров, а также применения материалов, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений либо иных средств, не обеспечивающих безопасность жизни, здоровья или имущества потребителя[3].
Глава 3. Расторжение и прекращение договора международного франчайзинга
Договор международного франчайзинга прекращается как по общим основаниям прекращения обязательств, так и по специальным основаниям. Одно из таких специальных оснований - несостоятельность (банкротство) любой из сторон договора. Поскольку договор международного франчайзинга относится к чисто предпринимательским договорам, действие его не может продолжаться, если одна из сторон утрачивает статус предпринимателя[7].
Договор также прекращается вследствие отпадения существенных элементов предоставленного по договору комплекса исключительных прав. К существенным элементам комплекса относятся права на фирменное наименование и коммерческое обозначение. Эти права считаются отпавшими, если правообладатель утратил их без приобретения других аналогичных прав. Право на фирменное наименование прекращается при ликвидации юридического лица (что является общим основанием прекращения обязательств) или его реорганизации (за исключением случаев реорганизации, не влекущих прекращения юридического лица - обладателя фирменного наименования). Право на коммерческое обозначение утрачивается в случае его неиспользования в течение длительного срока.
Изменение правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения само по себе не влечет прекращения договора. «Однако учитывая, что при изменении существенного элемента комплекса исключительных прав договор в значительной степени утрачивает для пользователя ценность, он вправе потребовать уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения либо расторжения договора и возмещения убытков»[9].сошлитесь на автора в тексте, н-р Сидоров В.В. отмечает, что…..и укажите то что идет после кавычек, кавычки убираем, а в конце строки пишем сноску.