Понятие франчайзинга. Виды франчайзинга. История возникновения договора франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:21, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является ознакомление с международным франчайзингом, источниками его правового регулирования и основными положениями договора.
В работе приводится история возникновения данного договорного института, анализ источников правового регулирования международного договора франчайзинга.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА……………………...5
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………………………….….............10
2.1. Права и обязанности франчайзи в соответствии с договором международного франчайзинга………………………………….………….......13
2.2.Права и обязанности франчайзера в соответствии с договором международного франчайзинга…………………………………………………19
2.3. Ответственность сторон в договоре международного договора франчайзинга…………………………………………………………………….24
ГЛАВА 3. РАСТОРЖЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА…….................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........31

Файлы: 1 файл

курсовая работа Международный франчайзинг.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

              В некоторых странах франшизой называют "условия использования бренда и системы, срок такого использования, прекращения, продления и возобновления пользования системой, контроля за деятельностью франшизиата". При этом под брендом чаще понимают только торговую марку, используемую при производстве товаров или оказании услуг. Однако брендом может быть и торговое наименование либо совокупность всех элементов имиджа франчайзера: от наименования и торговой марки до определенного интерьера торговых помещений, в которых ведется предпринимательская деятельность[9].

              И наконец, франчайзинг может рассматриваться как разновидность лицензионных договоров. Хотя, и в этом автор разделяет точку зрения В. Евдокимовой, более корректно рассматривать не договор франчайзинга как разновидность традиционных лицензионных договоров, а лицензионный договор как составную часть более сложного и комплексного договора франчайзинга9, ведь если по лицензионному договору предоставляется разрешение использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности (фирменное наименование, товарный знак, секреты производства), то договор франчайзинга предусматривает передачу прав на использование нескольких объектов одновременно. Более того, франчайзинг предполагает помощь пользователю со стороны франчайзера, постоянное консультационное содействие, контроль качества, совместную рекламу и многое другое, что намного шире традиционных лицензионных отношений.

              Итак, можно отметить следующие характерные черты франчайзинга: франчайзинг — это особый вид длящихся деловых отношений между двумя заинтересованными сторонами — субъектами хозяйствования, при которых правообладатель за вознаграждение предоставляет пользователю на определенное время для использования на оговоренной территории свои средства индивидуализации, передает охраняемую коммерческую информацию, оказывает постоянное содействие в организации бизнеса пользователя[12].

 

 

2.1 Права и обязанности франчайзи в соответствии с договором международного франчайзинга

 

Франчайзи обычно наделяется следующими правами:

1)     самостоятельно устанавливать цены на то­вары и оказываемые услуги, но с учетом методов ценообразования франчай­зера и соображений коммерческой целесообразности Ценовая политика, как правило, отражается в Руководстве по фран­чайзингу, так как антимонопольным законодательством большинства стран запрещено заключение каких-либо соглашений между организациями по установлению цены;

2)     вносить предложения по совершенствованию системы, и, если они будут положительно оценены франчайзером и рас­пространены на систему, франчайзи имеет, выплачивае­мую франчайзером;

3)     по прошествии установленного договором срока вносить (по согласованию с франчайзером) изменения в ассортиментный перечень товаров, услуг изменения, разрабатывать новые методы и технологии производства товаров и оказания услуг. Так, например, во франчайзинговой системе «Дока-Пиццы» франчайзи на этапе освоения производства пиццы обязан в течение установленного срока использовать только рецептуру франчайзера. Однако в дальнейшем франчайзи не связан предостав­ляемыми франчайзером рецептурами и вправе самостоятельно работать в облас­ти создания новых оригинальных рецептов приготовления продук­тов. Однако, как член франчайзин­говой системы «ДОКА-ПИЦЦА», франчайзи должен предварительно ознакомить со своей рецепту­рой франчайзера и получить его заключение.

Франчайзи обязуется: очень много пунктов с нумерацией, сделайте все без нумерации, просто как текст, т.е. к каждому предложению добавьте что-то типа франчайзер обязуется, обязан, принимает на себя обязательство и т.д. Это замечание относится ко всем правам и обязанностям сторон, т.к. это не конспект , а курсовая работа.

1)     незамедлительно оформить ор­ганизацию в соответствии со стандар­тами франчайзера;

2)     соблюдать инструкции и указания франчайзера, направленные на обеспечение соответствие характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав характеру их использования франчайзером, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений и площадей, используемых франчайзи для осуществления своей деятельности по договору;

3)     неразглашать секреты производства и другой предоставленной ему правообладателем конфиденциаль­ной коммерческой информации. Поскольку любая коммерческая информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность только в случае неизвестности ее третьим лицам (ст. 140 ГК), сохранение ее в тайне является важной предпосылкой как для расширения бизнеса правообладателя, так и для успешного ведения бизнеса самим пользователем. Со всеми своими сотрудниками, имеющими доступ к конфиденциальной информации, франчайзи обязан заключать соглашение о неразглашении информации и не принимать на работу в организацию ни од­но лицо без подписания соглашения о неразглашении. Форма соглашения одоб­ряется франчайзером[1];

4)     покупать товары в соответствии с процедурой заказа и условиями продажи франчайзера (если речь идет о франчайзинге товара);

5)     Франчайзи обязуется работать по согласованной с франчайзером программе производства (если речь идет о производственном франчайзинге);

6)     оказывать покупателям (заказчикам) допол­нительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у франчайзера или в систе­ме его дочерних организаций;

7)     выполнять план развития, если подобный включен в договор.  План развития опреде­ляет количество единиц франшизы, магазинов или других рынков сбыта, которые франчайзи должен открыть по ус­ловиям договора в согласованный срок. От своевременного открытия единиц франшизы зависит не только доход обеих сто­рон договора, но и формирование клиентуры, размер доли участия в рынке. В договоре франчайзинга можно оговорить условие, по которо­му отклонение от согласованного плана развития может привести к ограничению или утрате статуса исключительного права франчайзи;

8)     не чинить препятствий франчайзеру или его уполномоченным представителям в любое время инспектировать товар, про­верять и брать образцы на анализ;

9)     обеспечить соответствие качества реализуе­мых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям фран­чайзера. Например в договоре о франчайзинге НПФ «Дока-Пицца» предусмотрено, что франчайзи высоким качеством производимого продукта (пиццы) обязуется поддерживать и укреп­лять авторитет торговой марки франчайзера, соблюдать тех­нологические инструкции и санитарные нормы, при производстве пиццы использовать пищевые продукты, отвечающие установлен­ным санитарным и гигиеническим требованиям качества. Условия относительно контроля качества товаров или услуг фран­чайзи франчайзер обычно оговаривает в договоре и инструкции по эксплуатации и требует права на инспектирование работы франчай­зи. Одним из основных методов контроля, используемых во фран­чайзинговой деятельности, является истребование у франчайзи отче­тов о проводимых им мероприятиях в рамках франшизированного бизнеса. Отчетность включается в договор как обязанность франчай­зи, обычно с указанием конкретных сроков исполнения;

10) предоставлять франчайзеру или его доверен­ным лицам полный, свободный и неограниченный доступ в служебные поме­щения в целях проверки соответствия ведения бизнеса предусмотренным договором нормам и внутренним стандартам[5];

11) не заниматься прямо или косвенно (в качестве директора, собственника, пайщика или иным образом) какой-либо деятельностью, конкурирующей с бизнесом или товарным знаком франчайзера, на оговоренной территории;

12) не отчуждать, перепоручать, закладывать, вносить в другие организации в виде вклада свои права и обязанности по договору без предварительного письменного согласия франчайзера;

13) не позволять любой другой организации осуще­ствлять деятельность на своих площадях и не расширять направления дея­тельности без согласования с франчайзером. Франчайзи гарантирует, что деятельность, осуществляемая на его площадях, будет предметом договора;

14) обеспечивать периодическое обучение своих со­трудников, необходимое для поддержания уровня квалификации;

15) информировать франчайзера о состоянии конкуренции на сопредель­ных с ним территориях и сообщать другую информацию, имеющую отношение к продукции и рынкам сбыта;

16) вести бухгалтерские книги и документы отдельно от до­кументов, имеющих отношение к вопросам, не связанным с деятельностью в качестве франчайзи;

17) вести документацию и составлять отчетность, исполь­зуя при этом стандартные формы, рекомендуемые франчайзером, и предос­тавлять франчайзеру отчетность в сроки и способом, согласованные с фран­чайзером;

18) своевременно вносить плату по договору;

19) оплачивать задолженность, образовавшуюся по суммам, выданным под гарантию, предоставленную франчайзером каким-либо способом, и строго выполнять гарантированные франчайзером обяза­тельства. Этот пункт включается для случаев, если в договоре предусмотрена вы­дача гарантии;

20) своевременно производить оплату всем постав­щикам, согласованным с франчайзером, и незамедлительно ставить в извест­ность франчайзера о неспособности выполнить свое обязательство;

21) своевременно вносить арендную плату и иные платежи, предусмотренные договором аренды. Для варианта, если договор аренды предусмотрен или будет заключен в течение всего срока действия договора;

22) не нарушать и не срывать ни одного из условий лизинга. Для варианта, если отношения лизинга предусмотрены или возникнут в течение всего срока действия договора;

23) своевременно оплачивать все дополнительные услуги, оказываемые франчайзером;

24) предоставляет франчайзеру сведения об имеющихся договорах страхования и справки о выплате страховых сумм;

25) информировать франчайзера о резком ухуд­шении своего финансового положения;

26) укомплектовать свою организацию достаточ­ным количеством работников с целью обеспечения эффективной деятельности и нормального графика работы;

27) к моменту регистрации договора оформить все права на пользование земельным участком и имуществом, а также получить все лицензии на право заниматься предусмотренной деятель­ностью;

28) содержать все помещения и территорию в хоро­шем состоянии, т. е. осуществлять текущий ремонт, оформлять интерьер и поддерживать порядок, проводить работы по озеленению территории и т. д.;

29) консолидировать рекламную и маркетинговую политику с политика франчайзера. Несмотря на то, что в отдельных случаях франчайзи ос­вобождается от основной массы франчайзинговых платежей за рекламу, в большин­стве случаев он обязуется нести расходы по рекламно-пропагандистской деятельности на местном уровне. Ведь в подавляющем числе франчайзинговых договоров реклама имеет исключительно важное значение для успеха как отдельных элементов, так и системы фран­шизы в целом, поскольку обеспечивает продолжительную потребность в товарах или услугах единиц франшизы. В связи с этим франчайзер требует, чтобы франчайзи брал на себя определенные расходы по рек­ламе. Так например во франчайзинговом договоре «Дока-Пицца» франчайзи обязуется, исходя из своих возможностей и необходимости, прово­дить рекламную кампанию для себя в своем регионе, а также ежемесячно перечислять указанную в договоре сумму в рек­ламный фонд франчайзинговой системы «Дока-Пицца»;

30) выступать под фирменным наименованием правообладателя, ука­зывая фирму на ярлыках товаров, в документации, реклам­ных материалах, на вывесках, а также любым иным, обусловленным в договоре, образом. Однако франчайзер не вправе вводить потребителя в заблуждение и должен информировать его о том, что торговля товаров или иная деятельность осуществляется им по договору о франчайзинге. В действующем белорусском законодательстве это зафиксиро­вано следующим образом. Так, например, уступка прав на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара и его изготовителя ст. 26 Закона о товарных знаках и знаках об­служивания. А в лицензионном договоре на товар­ный знак должно быть оговорено, что лицензиат имеет право исполь­зовать данный товарный знак, только сопровождая его указанием: товарный знак по лицензии[15].

2.2. Права и обязанности франчайзера в соответствии с договором международного франчайзинга

 

Франчайзер, как правило, оставляет за собой право:

1)    прямо или косвенно предлагать и осуществлять поставки любому по­купателю или потенциальному покупателю товаров, за исключением прямой поставки в пределах определенной территории. Франчайзер оставляет за собой безусловное право поставки това­ров и не несет ответственности за появление товаров на территории фран­чайзи.

2)    в любое время изменять цены на товары и условия продажи. Т.е. франчайзи ведет самостоятельную коммерческую деятельность по собственному усмотрению[11];

3)    изменять качественные характеристики товаров, прекращать про­изводство некачественных товаров. Т.е. франчайзи, заключив договор франчайзинга не обязуется тем самым постоянно производить одинаковую номенклатуру товаров;

4)    по окончании финан­сового года проводить аудит финансовой и бухгалтерской отчетности фран­чайзи (включая право на изготовление копий) за свой счет. В случае несвое­временной сдачи отчетности и задержки платежей (на срок указанный в договоре) франчайзер имеет право на проведение аудита в любое удобное время, расхо­ды на проведение которого оплачивает франчайзи[10].

5)     имеет право контролировать соблюдение франчайзи общепринятых для конкретного типа производства технологических, санитарных и других норм при производстве про­дукта (оказании услуг). В случае, если указанные нормы франчайзи систематически нарушаются, франчайзер (либо  его уполномоченный представитель) после предупреждения вправе немедленно в одностороннем порядке отменить действие договора в части предоставления права использования товарного знака. Акт нарушения технологии оформляется инспектором франчайзера в двух экземплярах за его подписью;

Информация о работе Понятие франчайзинга. Виды франчайзинга. История возникновения договора франчайзинга