Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа
Цель работы: всесторонне исследовать законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. 7
1.1. Источники правового регулирования, общая характеристика законодательства о правовом положении иностранных граждан 7
1.2. Общая характеристика правоспособности и дееспособности иностранных граждан 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РФ. 24
2.1. Правовые основания пребывания иностранных граждан в России 24
2.2. Трудовые права иностранцев 36
2.3. Право иностранных граждан заниматься предпринимательской деятельностью 58
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ СЕМЕЙНОГО И НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН 66
3.1. Основания заключения и расторжения брака иностранных граждан 66
3.2. Личные неимущественные и имущественные отношения между супругами 76
3.3. Вопросы усыновления 77
3.4. Наследственные права иностранцев и защита наследственных прав 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 97
Таким образом, можно говорить о том, что в каждом государстве иностранцы должны пользоваться таким объемом прав и свобод, который позволял бы им нормально жить, учиться, работать.
Известный специалист в
области международного права профессор
Л. Н. Галенская еще в советское
время говорила о том, что при
регулировании правового режима иностранцев государства обязаны
учитывать также наличие специальных
принципов, касающихся данной области
и, в частности:
1. На граждан, находящихся на территории
того или иного государства, распространяется
юрисдикция этого государства. Каждое
государство определяет правила пребывания
иностранцев на своей территории и требует
от последних выполнения этих правил.
Исключением пользуется ограниченный
круг лиц, обладающих иммунитетами и привилегиями,
к которым относятся: дипломатические
и консульские представители государств,
члены их семей; должностные лица международных
организаций; представители государств
в международных организациях и др.
2. Государство, гражданином которого является
лицо, находящееся за пределами границ
этого государства, имеет право на защиту
такого лица.
В этом принципе предусматривается возможность
осуществления защиты в тех случаях, когда
личности или собственности граждан причинен
вред (ущерб) и в иных правомерных случаях.
Такая защита может осуществляться дипломатическими
и консульскими учреждениями в соответствии
с Венской конвенцией о дипломатических
сношениях (1961г.) и Венской конвенцией
о консульских сношениях (1963г.), а также
двусторонними договорами. Разумеется,
такая защита может осуществляться и другими
государственными организациями. Правда,
нужно сказать, что действие этого специального
принципа ограничено другими общепризнанными
принципами международного права, в том
числе принципом невмешательства во внутренние
дела государств. Из этого следует, что
защита граждан за границей, включая их
трудовые права, может производиться в
соответствии с законами страны пребывания.
3. Права и законные интересы призвано
защищать государство их местопребывания,
в частности, защиту их личности и имущества
на равных основаниях со своими собственными
гражданами.
4. В соответствии с
международными стандартами в
области прав человека (Международный
пакт о гражданских и
5. Не менее важным является специальный
принцип недискриминации, включая трудовые
отношения, отдельных групп иностранцев
по причинам их расы, вероисповедания,
национальности, социального происхождения
и т.д. Запрещение дискриминации предусмотрено
в положениях ряда международных документов.
В частности, ст. 2 Всеобщей декларации
прав человека (1948г.) провозглашающей право
каждого человека обладать всеми правами
и свободами без какой-либо дискриминации…;
п.2 ст. 2 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах (1966г.),
а также в п.1 ст.2 Международного пакта
о гражданских и политических правах (1966г.)
обязывают государства не допускать какой
бы то ни было дискриминации в предоставлении
и осуществлении перечисленных в пактах
прав. Указанная Декларация признает за
каждым человеком право на труд, на свободный
выбор работы, на справедливые и благоприятные
условия труда и на защиту от безработицы
(ст. 23).
Государства – участники Международного
пакта об экономических, социальных и
культурных правах признают право на труд,
которое включает право каждого человека
на получение возможности заработать
себе на жизнь трудом, который он свободно
выбирает или на который он свободно соглашается,
и предпримут надлежащие шаги к обеспечению
этого права (ст.6), участвующие в этом Пакте
государства гарантируют права каждого
на справедливые и благоприятные условия
труда, включая вознаграждение, обеспечивающее,
как минимум, всем трудящимся справедливую
зарплату и равную оплату за труд равной
ценности без какого бы то ни было различия.
Между тем, нельзя рассматривать как дискриминацию
предоставление государством иностранцам
меньшего объема прав и свобод, чем собственным
гражданам. Установление определенных
изъятий, в том числе в трудовых отношениях,
не запрещено международным правом и является
свидетельством того, что иностранцы имеют
несколько иной круг прав и обязанностей,
чем граждане того или иного государства.
В международном праве правовое положение,
при котором иностранные граждане наделены
в целом такими же правами и обязанностями
как и граждане своего государства, получил
наименование национального режима.
В тех случаях, когда одно государство
представляет гражданам другого государства
такие же возможности, в том числе в трудовых
отношениях, какие оно гарантирует гражданам
третьего государства, имеет место режим
наибольшего благоприятствования.
Может иметь место
и такое положение, когда государства
договариваются, что их граждане будут
иметь несколько большие
Кроме того, существует понятие специальный
режим, который касается определенной
категории иностранцев. Международные
документы, например, предопределяют несколько
особое положение иностранных граждан
с дипломатическими рангами на территории
государства и членов их семей.
Разумеется, Россия придерживается
указанных принципов. Что же касается
правового положения иностранце
Конституция РФ (ч.3 ст.61) гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации».
Нормативно-правовые акты:
Литература:
1 См. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 июля 2002г. - №30. - Ст.3032.
2 См. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 19 августа 1996г. - №34. - Ст.4029.
3 См. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 714 "Об утверждении на 2005 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 6 декабря 2004г. - №49. - Ст. 4915.
4 См. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 793 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 12 января 2004г. - №2. - Ст. 120.
5 См. Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2003 г. N731 "О признании действительными до 1 января 2006 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 8 декабря 2003г. - №49. - Ст.4783.
6 См. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2003 г. N 532 "Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 сентября 2003г. - №35. - Ст. 3448.
7 См. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 241 "Об утверждении Положения о подтверждении иностранным гражданином или лицом без гражданства наличия средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявлении гарантии предоставления таких средств при обращении за визой либо в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 апреля 2003г. - №17. - Ст.1622.
8 См. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. №199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 14 апреля 2003г. - №15. - Ст.1369.
9 См. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. №193 "Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 14 апреля 2003г. - №15. - Ст. 1364.
10 См. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998г.
11 См. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976г. - №17(1831).
12 См. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976г. - №17(1831). - Ст. 291.
13 См. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.)
14 См. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) // Гражданин и право. - №6. - 2002г.
15 См. Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.) / Сборник «Действующее международное право». - т. 1 – М.Юнита. – 1995.
16 См. Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (Москва, 28 апреля 1998 г.) // Российская газета. - 12 мая 1998г.
17 См. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 29 августа 1997г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25 февраля 2002г. - №8. - ст.747.
18 См. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Тбилиси, 15 сентября 1995 г.) // Российская газета. - 14 октября 1995г.
19 См. Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 11 августа 1997г. - №32. - Ст.3748.
20 См. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25 августа 1997г. - №34. - Ст.3950.