Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:33, реферат
Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»[1]. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников.
Определены следующие разрешенные активы:
1) государственные
ценные бумаги Российской
2) облигации российских эмитентов, помимо указанных выше;
3) государственные
ценные бумаги субъектов
4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
5) ипотечные
ценные бумаги, выпущенные в соответствии
с законодательством
6) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
7) денежные средства
в рублях на счетах в
8) депозиты в
рублях в кредитных
9) иностранная валюта на счетах в кредитных организациях.
При этом средства пенсионных накоплений не могут быть использованы для приобретения ценных бумаг, во-первых, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и, во-вторых, эмитентами которых выступает какой-либо участник правоотношений по инвестированию пенсионных накоплений, а также банкроты. Кроме того, установлены определенные ограничения, определяющие максимальную долю того или иного актива. Так, максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле не должна превышать 5%, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации; депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10% инвестиционного портфеля; максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10% его капитализации. Актуальные проблемы совершенствования пенсионного законодательства в Российской Федерации (к вопросу о пенсионной реформе). Основные проблемы социального развития России - 46 //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 33(189), 2002Инвестирование пенсионных накоплений по предложенным законодательством направлениям, за исключением вложений в зарубежные активы, можно успешно реализовать только в условиях макроэкономической стабилизации в стране, укрепления позиций рубля, роста валового внутреннего продукта, что и будет являться залогом эффективного функционирования накопительной системы пенсионного обеспечения.
Глава II. Реформирование Пенсионного фонда РФ
2.1 Пенсионная реформа в России и мировой опыт
Критическая ситуация
в области пенсионного
В результате резко сократилось число плательщиков взносов и масштабы облагаемого социальными налогами фонда заработной платы.
Кризис пенсионной системы усугубляли недостатки ее внутренней структуры. Она все более теряла страховой характер, пенсионные выплаты были слабо увязаны с уплатой страховых взносов. Широкое распространение получили досрочные пенсии на льготных условиях - за особые условия труда, работу на Севере, выслугу лет. Постоянно выбивались новые пенсионные льготы. В результате фактический возраст выхода на пенсию был на десять лет ниже законодательно установленного. Сюда следует добавить и неразвитость финансовых, особенно страховых, институтов.
Как и весь мир,
российское общество быстро стареет. По
данным Центра демографии и экологии
человека Института
В 90-е годы в пенсионную систему России вносились постоянные изменения. В 1992 году вступило в действие новое пенсионное законодательство, главной особенностью которого была ярко выраженная социальная направленность: унификация всех категорий занятых, включая священнослужителей, творческих работников и т.п.: расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа, установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, а также многое другое, связанное с формой расчетов пенсионных выплат. Одним из главных новшеств было введение выплаты полного размера пенсии всем работающим пенсионерам.
Первые попытка системного пенсионного реформирования была предпринята в 1995 году. В августе 1995 года правительством России была одобрена «Концепция реформы пенсионного обеспечения». В ней было выделено пять основных принципов пенсионной реформы: всеобщность пенсионного обеспечения, то есть охват системой всех нетрудоспособных членов общества; обязательность государственного пенсионного страхования для работающих по найму; установление трудовой пенсии в зависимости от стажа и заработка (трудового вклада); солидарность поколений, ответственность бюджета за пенсионное обеспечение незастрахованных.
Фактически первый
вариант реформы имел своей целью
не разрушение, а сохранение и укрепление
сложившейся государственной
Из намеченных в Концепции мер практическое воплощение получила в то время лишь одна идея - система индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных взносов. С 1 января 1998 года был осуществлен переход на принципиально новую систему определения размера трудовой пенсии путем применения индивидуального коэффициента, вводимого для каждого пенсионера.
В 1997 году Министерством труда и социального развития России была представлена «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренная Правительством в мае 1998 года. В ее основе были предложения о поэтапном, через возрастные группы населения (до 30 лет в обязательном порядке, от 30 до 40 лет - на добровольной основе), перевода трудовых пенсий на обязательные частные накопления и замене социальной пенсии на социальную помощь нуждающимся. Суть новаций Программы сводилась к внедрению в практику пенсионного обеспечения страховых механизмов в различных формах: индивидуальных именных накопительных и условно накопительных счетов, профессиональных и добровольных накопительных схем.
Эти предложения были подвергнуты критике, прежде всего за чрезмерный радикализм. Программа критиковалась за отсутствие идеологии реформы, позволяющей учесть и согласовать интересы подавляющего большинства населения, за недостаточную проработку финансовых механизмов и пенсионных технологий и за ряд других положений.
Результатом дальнейших дискуссий и согласований интересов различных ведомств и институтов стал третий вариант пенсионной реформы, реализация которого началась с 1 января 2002 года.
В основе новой пенсионной системы - три федеральных закона, принятых в конце 2001 г. Это, прежде всего, федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (регулирует условия и нормы предоставления пенсионного обеспечения за счет средств федерального бюджета военнослужащим, федеральным государственным служащим, лицам, пострадавшим от техногенных и радиационных катастроф, а также лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию). Как и в большинстве стран мира, эти категории пенсионеров выводятся за рамки страхового пенсионного обеспечения, их пенсии устанавливаются государством и финансируются из государственного бюджета за счет общих налогов. Пенсионное обеспечение основной массы населения, то есть так называемые трудовые страховые пенсии, регулируются двумя федеральными законами - «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (регулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному страхованию) и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение субъектов - федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лиц). Важную роль играет также Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Предстоит принять Федеральный закон «Об обязательных профессиональных пенсиях в Российской Федерации».Суть новой пенсионной схемы заключается в том, что вводится новая формула расчета пенсии и формирование ее из трех составляющих: базовой части, устанавливаемой в фиксированном размере, с поэтапным приближением этого размера к величине прожиточного минимума пенсионера в России; страховой части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете (система условно накопительных счетов); накопительной части, формируемой из части страховых взносов, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и доходов от ее инвестирования.
Размер базовой
пенсии устанавливается государством
в твердой сумме и
Финансирование новой конструкции пенсионной системы осуществляется следующим образом: половина (14 %) пенсионного взноса, равного в целом 28 % фонда начисленной заработной платы, направляется в бюджет для выплаты базовой пенсии; 12% предназначено для финансирования страховой части трудовой пенсии, эти активы не инвестируются и подлежат выплате сегодняшним пенсионерам; от 2 до 6 % (к 2010 году) пенсионного взноса перечисляется в Пенсионный фонд для формирования накопительной части трудовой пенсии. Эти средства должны накапливаться и инвестироваться в соответствии с законом, который еще не принят.Новая конструкция пенсионной системы рассчитана на возрастные когорты моложе 50 лет, для нынешних пенсионеров и работников 50 лет и старше пенсионная система остается прежней. Таким образом, по меньшей мере в течение тридцати лет будут действовать две системы. С 1 января 2002 года производится оценка пенсионных прав работников путем их конвертации (преобразования) в расчетные пенсионные средства.
Естественно, что вокруг новых законодательных положений развернулись дебаты, они критикуются и «за чрезмерный радикализм» и за «недостаточную смелость».Как известно, уровень развитости и эффективности пенсионной системы зависит, во-первых, от внешних условий, связанных с функционированием экономики в целом, а также ее финансовых страховых институтов и, во-вторых, от параметров самой пенсионной системы (ее структуры и организации, прежде всего - ее собственных финансовых механизмов). Что касается конструкции самой пенсионной системы (в мире насчитывается до 168 вариантов различных пенсионных схем), то российский вариант не лучше и не хуже многих других, его конструкция весьма близка к шведскому варианту. Это попытка создания многоукладной модели со смешанным финансированием, сочетающей элементы перераспределительной и накопительной систем социального и личного страхования. Основные проблемные узлы российской пенсионной системы находятся, как представляется, вне ее организационной структуры.