В соответствии
с Федеральным законом от 25.12.2008
№273-ФЗ главный специалист-эксперт
обязан в установленном порядке
уведомлять руководителя Управления,
органы прокуратуры или другие государственные
органы обо всех случаях обращения
к нему каких-либо лиц в целях
склонения его к совершению коррупционных
правонарушений.
Главный специалист-эксперт в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»
должен:
- неукоснительно выполнять
основные обязанности, установленные
статьей 15 указанного закона, требования
к служебному поведению, установленные
статьей 18 указанного закона;
- соблюдать ограничения, установленные
статьей 16 указанного закона;
- не нарушать запреты, установленные
статьей 17 указанного закона.
2 Порядок
проведения государственной регистрации
прав на имущество и сделок
с ним
2.1 Порядок
проведения государственной регистрации
Порядок
проведения государственной регистрации
установлен в ст. 13 Закона о государственной
регистрации и включает следующие
действия:
- прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;
- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- внесение записей в ЕГРП на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
При выполнении
регистрационных действий органы по
регистрации прав руководствуются
Методическими рекомендациями по порядку
проведения государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, утвержденными приказом Минюста
России от 01.07.2002 № 184 (ред. от 19.01.2005) (Приложение
А)
Государственная
регистрации перехода права на объект
недвижимости, его ограничения (обременения)
или сделки с объектом имущества
возможна при условии наличия
государственной регистрации ранее
возникших прав на данный объект в
ЕГРП. Поэтому до приема документов
на государственную регистрацию
сделки государственный служащий, уполномоченный
принимать документы, обязан выяснить,
проводилась ли государственная
регистрация прав на данный объект
недвижимости в ЕГРП (в том числе,
возникших до 31 января 1998 года). При
отсутствии регистрации права продавца,
сторон (или одной из них) в договоре
мены, дарителя, получателя ренты, залогодателя,
арендодателя государственный служащий
органа по регистрации прав сообщает
о необходимости ее проведения до
регистрации сделки в соответствии
с п.2 ст.6 и п.2 ст.13 Закона о государственной
регистрации.
Порядок
подачи заявлений на государственную
регистрацию установлен ст.16 Закона
о государственной регистрации.
На основании Закона от 09.06.2003г. №69
– ФЗ, которым были внесены изменения
в указанную норму, заявления
на государственную регистрацию
независимо от того, заключен договор
в простой письменной форме или
в нотариальной форме, требуются
от всех сторон договора, если иное
не предусмотрено законом (например,
ст.26 предусматривает, что с заявлением
о государственной регистрации
договора аренды недвижимого имущества,
может обратиться одна из сторон договора
аренды недвижимого имущества).
На приеме
в соответствии со ст.16 и 18 Закона о
государственной регистрации осуществляются
следующие действия:
- установление личности заявителя;
- проверка полномочий представителей правообладателей и участников сделки;
- проверка состава документов, необходимых для осуществления регистрационных действий;
- проверка соответствия документов требованиям Закона, установленным для их принятия;
- сличение копий с подлинниками документов;
- внесение записи о принятии документов в книгу учета входящих документов;
- выдача заявителям расписки в получении документов.
2.2 Правовая
экспертиза документов
Правовая
экспертиза документов – проверка
юридической силы правоустанавливающих
и других представленных на государственную
регистрацию документов (п.1 ст.17 Закона
о государственной регистрации
прав).
В ходе правой
экспертизы проводится не только проверка
действительности поданных заявителем
документов и наличия соответствующих
прав у подготовившего документ лица,
но также установление отсутствия противоречий
между заявленными и зарегистрированными
правами на данный объект недвижимого
имущества. А также других оснований
для отказа или приостановления
государственной регистрации.
Правовая
экспертиза проводится в следующем
порядке:
- проверка записей в ЕГРП по объекту недвижимого имущества;
- проверка действительности правоустанавливающих документов. В случаях, когда правоустанавливающим документом является договор, осуществляется проверка законности сделки;
- проверка иных документов, необходимых для регистрации, на соответствие предъявляемым требованиям;
- принятие решения по результатам правовой экспертизы.
Органы
по государственной регистрации
прав проводят регистрацию только бесспорных
прав на недвижимость. Цель правовой экспертизы
заключается в определении возможности
совершения юридического акта признания
бесспорного права путем внесения
записей в ЕГРП.
Органы,
осуществляющие государственную регистрацию
прав, с учетом требований, предъявляемых
законодательством к содержанию
договоров, должны проводить проверку
следующих условий законности сделок
с недвижимостью:
- право– и дееспособность сторон (как физических, так и юридических лиц);
- наличие необходимых полномочий представителей сторон сделки;
- соблюдение формы договора, установленной законом или сознанием сторон;
- наличие установленных законом или соглашением сторон существенных условий, без которых договор нельзя признать заключенным;
- принадлежность недвижимости лицу, которое ею распоряжается, или наличие полномочия по распоряжению недвижимостью у лица, не являющегося собственником;
- соблюдение прав участников сделки и третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публичных интересов в установленных законом случаях;
- отсутствие ограничений (обременений) прав лица, распоряжающегося недвижимостью, а в случае их наличия – указания этих условий в договоре.
Проверка
законности сделки с недвижимостью
осуществляется независимо от того, влечет
ли несоответствие закону ничтожность
сделки либо делает ее оспоримой. Относительно
последствий выявления на стадии
проведения правовой экспертизы оснований
ничтожности сделки специалисты
единодушны: в государственной регистрации
такой сделки должно быть отказано.
Применительно к последствиям, обнаружения
на стадии проведения правовой экспертизы
оснований для последующего оспаривания
сделки такого единства мнений не обнаруживается.
Одни считают, что государственный
регистратор не вправе отказать в
регистрации оспоримой сделки, поскольку
признание такой сделки недействительной
находится в компетенции суда,
а отнюдь не органа по регистрации
прав. Иск о признании недействительной
оспоримой сделки вправе предъявлять
только ограниченный круг лиц, указанных
в законе. Другим представляется, что правовая
экспертиза при государственной регистрации
должна предотвращать споры в отношении
прав на недвижимость, а не увеличивать
их количество, а потому в регистрации
оспоримой сделки следует отказывать.
По мнению автора этих строк, в случае
обнаружения на стадии проведения правовой
экспертизы оснований оспоримости сделки
следует незамедлительно поставить в
известность об этом стороны сделки. В
этом случае:
- сторонам предоставляется возможность представить дополнительные документы и тем самым исключить ее оспаривание в будущем;
- стороне, приобретающей по такой сделке права, которые могут быть оспорены в будущем, предоставляется возможность добровольно отказаться как от сделки, так и от ее государственной регистрации. Разумеется, это возможно только в случае, если сделка подлежит государственной регистрации и до ее проведении не считается заключенной.
Вместе
с тем остается вопрос о возможности
проведения государственной регистрации,
в случае, если стороны не воспользуются
правом отказаться от государственной
регистрации или не предоставят
необходимых документов. Представляется,
что решение о государственной
регистрации должно приниматься
в каждом конкретном случае в зависимости
от возможности нарушения прав и
законных интересов сторон сделки,
третьих лиц, общества или государства,
а также иных юридически значимых
обстоятельств.
Следует
заметить, что правовая экспертиза
при государственной регистрации
ограничена своей целью – проверкой
юридической силы правоустанавливающих
документов и других, представленных
на государственную регистрацию, документов
и не должна выходить за указанные
пределы и означать проверку и
оценку законности деятельности иных
государственных или муниципальных
органов и организаций.
2.3 Основания
для государственной регистрации
прав
В соответствии
с п.1 ст.17 Закона о государственной
регистрации основаниями для
государственной регистрации наличия,
возникновения, прекращения, перехода,
ограничения (обременения) прав на недвижимое
имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации и на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
2.4 Основания,
порядок и сроки проведения
государственной регистрации
Государственная
регистрация может быть приостановлена
как по инициативе органа по регистрации
прав, так и по инициативе правообладателя
или участника сделки. Кроме того,
приостановление государственной
регистрации может быть произведено
по решению или определению суда,
а также в силу указания закона.
Государственный
регистратор вправе приостановить
государственную регистрацию прав
на срок не более одного месяца при
возникновении у него сомнений:
- в наличии оснований ля государственной регистрации прав;
- в подлинности представленных документов;
- в достоверности указанных в них сведений.
Государственный
регистратор обязан принять необходимые
меры по получению дополнительных сведений
и (или) подтверждению подлинности
документов или достоверности указанных
в нем сведений.
Государственный
регистратор обязан в день принятия
решения о приостановлении государственной
регистрации прав в письменной форме
уведомить заявителя о приостановлении
государственной регистрации прав.
Заявители вправе представить дополнительные
доказательства наличия у них
оснований для государственной
регистрации, а также подлинности
документов и достоверности указанных
в них сведений.
Деятельность
органов по регистрации прав детально
регламентирована Законом о государственной
регистрации, а также Административным
регламентом исполнения государственной
функции по государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним (утв. Приказом Минюста РФ от
14.09.2006 №293). Сроки действий, совершаемых
органами по регистрации прав, установлены
Законом о государственной регистрации
прав (Приложение Б) и Законом об ипотеке.
2.5 Основания
для отказа в государственной
регистрации прав
В Законе
о государственной регистрации
содержится перечень оснований для
отказа в государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним. Первое основание для возможного
отказа указано в п.1 ст.13 Закона:
противоречие между заявленными
и уже зарегистрированными правом.
Другие основания для отказа установлены
п.1 ст.20 Закона. В государственной
регистрации прав может быть отказано
в следующих случаях:
- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества для регистрации сделки, перехода данного права, ограничения (обременения);
- не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
- не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть представлен в частную собственность (п.5 ст.25.2 Закона о регистрации в ред. Федерального закона от 30.06ю2006 №93-ФЗ)