Введение
Место прохождение
учебной практики Управление Федеральной
службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Курганской
области Макушинский отдел. Срок практики
с 6 декабря 2010 года по 6 февраля 2011 года.
Производственная
практика является одной из неотъемлемых
частей подготовки квалифицированных
специалистов всех специальностей. Во
время прохождения практики происходит
закрепление и конкретизация
результатов теоретического обучения,
приобретение навыков практической
работы по избранной специальности
и присваиваемой квалификации.
Основными
целями производственной практики
являются:
- знакомство с реальной практической работой учреждения;
- развитие навыков самостоятельного решения проблем и задач, связанных с проблематикой, выбранной специализации;
- овладение методикой работы, применяемой в данном учреждении;
- проработка теоретических вопросов, связанных с деятельностью организации на котором проводится практика в рамках выбранной специальности и специализации;
- применение полученных в процессе обучения знаний для подготовки и последующего анализа юридических документов и дел;
Основными
задачами производственной практики являются:
- закрепление приобретенных теоретических знаний (акцентируя внимание на тех дисциплинах, которые являются базовыми по выбранной специализации);
- приобретение опыта работы в трудовых коллективах при решении производственно-правовых вопросов;
- получение дополнительной информации, необходимой им для написания отвечающей требованиям государственного образовательного стандарта письменных работ;
- изучение конкретной производственной и другой деловой документации;
- знакомство с вопросами техники безопасности.
В ходе прохождения
производственной практики была изучена
деятельность Управления Федеральной
службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Курганской
области (далее по тексту – Росреестр)
в общем плане. Помимо этого были
прослежены связи данной организации
с другими организациями. Была изучена
структура данного учреждения, основная
документация.
При сборе
материалов для написания отчета
по практике основными источниками
информации стали плановые и отчетные
документы, нормативно-справочные материалы,
должностные инструкции, статистические
данные и ряд другой документации.
1 Характеристика
предприятия
1.1 История
создания Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра
и картографии по Курганской
области. Организационно-правовая
форма
Прообраз
Единого государственного реестра
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним начал формироваться
с XVI века. С этой целью в XVI веке в
период царствования Иоанна Грозного
образуется Поместная изба, в ведении
которой находилась в том числе
регистрация изменений в сфере
феодального землевладения. К XVI веку
получило обязательный характер предписание
предъявлять купчие в приказы. Подьячие
записывали акты о продаже, дарении,
мене в книги приказа, после чего
приобретатель признавался собственником
вотчины или поместья. К XVII веку любая
сделка по отчуждению недвижимости записывалась
в приказах.
Полноценный
государственный характер укреплению
прав на недвижимость придал Петр I. С
целью пресечения злоупотреблений
в приказах со стороны подьячих он
в 1719 году при Юстиц-коллегии создал
Палату крепостных дел, в которой
совершалась запись крепостей на
крестьян и земли. В 1721 году была учреждена
Вотчинная коллегия – центральное
правительственное учреждение, которое
ведало делами, касавшимися землевладения
и межевания совместно с крепостной
конторой.
При Екатерине
II функции регистрации залоговых
прав перешли к губернским органам.
Со второй
половины XIX века государственную регистрацию
стали осуществлять нотариусы. При
каждом окружном суде имелся нотариальный
архив, им заведовал старший нотариус,
состоявший на государственной службе.
В 1866 году было издано Положение о
нотариальной части.
При Александре
III работа по совершенствованию системы
регистрации велась в русле устранения
недостатков «крепостного» (нотариального)
порядка регистрации. Комиссия, работающая
над составлением проекта Гражданского
уложения, в 1892 году составила Вотчинный
устав, который предусматривал введение
института вотчинных книг, куда вносились
записи о правах на недвижимость и сделках
с ней при отчуждении недвижимости, ее
залоге, при совершении сделок с недвижимым
имуществом, требующих согласно закону
совершения крепостного акта, при производстве
межевания земли в порядке, установленном
межевыми законами, и которые являлись
единственным источником сведений о правовом
положении каждого объекта недвижимости.
С последующими
изменениями политического и
экономического уклада нашей страны
государственная регистрация прав
на недвижимость утратила необходимость.
Ведущее место занимали проблемы
учета и инвентаризации, которые
зачастую относили к государственной
регистрации.
Закон Российской
Федерации от 24 декабря 1992 № 4218-1 «Об
основах федеральной жилищной политики»
(часть 3 статьи 6) установил, что частная
собственность на недвижимость или
ее часть в жилищной сфере подлежит
регистрации в местной администрации.
Статья 7 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года
№ 1541-1 «О приватизации жилищного фонда
в РСФСР» установила, что право
собственности на приватизированное
жилье возникает с момента
регистрации договора в исполнительном
органе местного Совета народных депутатов.
Указ
Президента Российской Федерации от
27 октября 1993 года № 1767
«О регулировании
земельных отношений и развитии
аграрной реформы в России» установил,
что каждому собственнику земельного
участка должно выдаваться свидетельство
на право собственности на землю,
подлежащее регистрации в регистрационной
(поземельной) книге.
11 декабря
1993 года Президент Российской
Федерации издал Указ «О государственном
земельном кадастре и регистрации
документов о правах на недвижимость»,
предусматривавший необходимость
создания единой системы регистрации
и оформления документов о
правах на недвижимость. Организация
ведения земельного кадастра, регистрации
прав на недвижимость возлагалась
данным указом на Комитет Российской Федерации
по земельным ресурсам и землеустройству
и его территориальные органы на местах.
21 июля 1997
года был принят Федеральный
закон «О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество
и сделок с ним».
С 31 января
1998 года до создания в субъектах
Российской Федерации учреждений юстиции
регистрацию прав должны были осуществлять
органы кадастрового и технического
учета.
В октябре
2004 года была создана Федеральная
регистрационная служба,
а с 1 января 2005 года центральный
аппарат и территориальные органы
Федеральной регистрационной службы приступили
к осуществлению государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним на всей территории Российской Федерации.
В соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы
и структуры федеральных органов
исполнительной власти» Федеральная
регистрационная служба была переподчинена
Министерству экономического развития
Российской Федерации. Согласно Указу
Президента Российской Федерации от
25 декабря 2008 года № 1847 Росрегистрация
переименована в Федеральную
службу государственной регистрации,
кадастра и картографии с возложением
на нее с 1 марта 2009 года функций упраздненных
Роснедвижимости и Роскартографии.
В настоящее
время систему государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним на территории Российской
Федерации составляют:
- федеральный орган в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
- территориальные органы – управления Росреестра в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, расположенные на территории субъектов Российской Федерации.
Росреестр
и его территориальные органы
осуществляют государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним в соответствии с Федеральным
законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О
государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок
с ним» (далее – Закон), Положением
о Федеральной службе государственной
регистрации, кадастра и картографии,
утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 июня 2009 года
№ 457.
21 декабря
2009 года принят Федеральный закон
№ 334-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные
акты Российской Федерации», направленный
на создание условий для функционирования
единой федеральной системы в
сфере государственного кадастрового
учета и государственной регистрации
прав на недвижимость.
Управление
Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии
по Курганской области (сокращенное
наименование – Управление Росреестра
по Курганской области) создано в результате
реорганизации Управления Федерального
агентства кадастра объектов недвижимости
по Курганской области путем присоединения
к Управлению Федеральной регистрационной
службы по Курганской области.
Правовой
основой создания новой службы послужил
Указ Президента РФ от 25.12.2008 №1847, имеющий
целью формирование единой системы
государственного кадастрового учета
и государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним.
Процесс
реорганизации органов государственной
регистрации прав и кадастрового
учета на территории Курганской области
был начат в сентябре 2009 года в
соответствии с приказом Росреестра
от 31.08.2009 №220 «О реорганизации некоторых
территориальных органов Федеральной
службы государственной регистрации,
кадастра и картографии» и завершен
9 ноября 2009 года, когда в ЕГРЮЛ
были внесены соответствующие записи
о создании Управления Росреестра по
Курганской области.
В соответствии
с утвержденным приказом Росреестра
от 27.10.2009 №306 Положением к полномочиям
Управления относятся:
- государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним;
- ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- прием на учет бесхозяйных недвижимых вещей;
- предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним;
- проведение проверок саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций оценщиков;
- ведение государственного кадастра недвижимости;
- государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
- предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
- контроль за проведением землеустройства;
- государственный мониторинг земель в Российской Федерации;
- государственный земельный контроль;
- проведение государственной экспертизы землеустроительной документации;
- регистрация геодезических и картографических работ;
- лицензирование геодезической и картографической деятельности; иные функции, определенные Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.10.2009 №395.
1.2 Должностные
обязанности руководителя организации
и основных структурных подразделений
Главный специалист-эксперт в соответствии
с задачами и функциями, возложенными
на отдел, исполняет следующие должностные
обязанности:
- осуществляет установленные действующим законодательством полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – государственная регистрация прав) на территории Макушинского района Курганской области;
- устанавливает наличие или отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества;
- при принятии решения о приостановлении (об отказе) государственной регистрации прав формирует на официальном бланке письменное уведомление (сообщение) о приостановлении государственной регистрации прав (об отказе в государственной регистрации прав);
- при принятии решения о проведении государственной регистрации прав вносит записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), совершает регистрационные надписи на документах, выражающих содержание сделок, подписывает заполненное свидетельство;
- вносит записи в ЕГРП, руководствуясь правилами ведения ЕГРП и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок заполнения ЕГРП и содержание вносимых записей;
- принимает документы и заявления на государственную регистрацию, устанавливает (идентифицирует) личность заявителя, проверяет полномочия представителя правообладателя и (или) участников сделки действовать от их имени;
- вносит в ЕГРП записи о принятом заявлении о государственной регистрации права, ограничении (обременении) права или сделки с объектом недвижимости, которые указывают на существование правопритязания в отношении данного объекта;
- предоставляет заявителям консультации по перечню документов, необходимых для государственной регистрации прав;
- осуществляет подготовку статистической отчетности по направлениям деятельности отдела;
- осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями Управления по направлению своей деятельности;
- координирует деятельность специалистов, ответственных за прием и выдачу документов;
- при принятии решения о проведении государственной регистрации прав вносит записи в ЕГРП, совершает регистрационные надписи на документах, выражающих содержание сделок, подписывает заполненное свидетельство;
- формирует выписку из ЕГРП, уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений по форме и в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- осуществляет выдачу правоустанавливающих и иных документов после проведения государственной регистрации, свидетельств о государственной регистрации прав. Оставшиеся документы передает на хранение в архив.
- делает записи в книге выданных свидетельств о государственной регистрации прав в соответствии с Правилами ведения книг учета документов;
- представляет интересы Управления в суде;
- принимает участие в разработке проектов по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регламентирующих деятельность отдела;
- осуществляет прием, обработку и регистрацию поступающей в отдел корреспонденции, получение и отправку электронной почты;
- разрабатывает предложения по обеспечению государственной регистрации прав на территории Макушинского района Курганской области по основным задачам, формам и содержанию государственной политики в данном направлении;
- отвечает за правильность ведения книги учета арестов в отделе, за внесение записей в ЕГРП о праве требования;
- осуществляет установленные действующим законодательством полномочия по оказанию государственных услуг в сфере кадастровой деятельности, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции государственного земельного контроля на территории Макушинского района Курганской области;
- осуществляет государственный земельный контроль;
- осуществляет мониторинг земель, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы;
- участвует в подготовке годовых и квартальных планов работ по проверкам соблюдения земельного законодательства;
- участвует в оказании методической и консультативной помощи заинтересованным юридическим, должностным и физическим лицам по вопросам земельного контроля;
- готовит оперативную, периодическую и ежегодную отчетность и обеспечивает своевременное представление ее в Управление;
- ведет учет проведенных проверок по контролю за соблюдением земельного законодательства, производит оформление и учет административных дел, информирует проверяемых лиц о контрольных мероприятиях, готовит письма, извещения, повестки;
- осуществляет работу по ведению государственного фонда данных, включая копирование, создание страховых копий, ведение баз метаданных, предоставление отчетности по ведению государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
- контролирует работу по выполнению топографо-геодезических, картографических и других обследовательских, землеустроительных и проектно-изыскательских работ специального назначения для обеспечения ведения государственного земельного кадастра, землеустройства;
- участвует в рассмотрении устных и письменных обращений, заявлений и жалоб граждан, должностных и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции отдела, отвечает на поступившие запросы;
- участвует в проведении работ по государственной кадастровой оценке земель.
- исполняет иные функции в соответствии
с указаниями руководителя Управления,
начальника отдела.