Особенности порядка внесения изменений в Конституцию РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в настоящей работе необходимо последовательно решить ряд промежуточных задач:
Раскрыть значение и возможность изменения Конституции.
Рассмотреть учредительную власть, правомочная изменять Конституцию.
Раскрыть порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию.
Рассмотреть изменение состава Российской Федерации и наименования субъектов Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Кон. право.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Обратим внимание и на важное заключительное положение Федерального закона 1998 г.: в случае, если закон о поправке не получит одобрения законодательных {представительных) органов не менее чем двух третей субъектов РФ, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона о поправке к Конституции РФ.

 

 

Глава 2. Особенности порядка внесения изменений в Конституцию РФ

2.1. Порядок пересмотра и внесения  поправок в Конституцию

Порядок пересмотра Конституции регулируется ст. 135. Детально он должен быть отражен в федеральном конституционном законе «О Конституционном Собрании», который пока не принят. Есть предложения о разных путях формирования Конституционного Собрания. Один вариант закона в Государственной Думе отклонили, другой вариант подготовлен, но его перспективы еще не обозначены. Основные вопросы, связанные с созывом и работой Конституционного Собрания, будут рассмотрены далее.

Процесс пересмотра Конституции РФ и, следовательно, принятия новой Конституции по ст. 135 можно разбить (для удобства изложения) на следующие этапы.

Первый этап: внесение и рассмотрение предложений о пересмотре Конституции. Обычный законодательный процесс начинается с того, что законопроекты поступают в Государственную Думу. Скорее всего, предложения о пересмотре Конституции также должны поступать в Государственную Думу — во всяком случае проекты законов «О Конституционном Собрании» говорят об этом. Предложения о пересмотре вносятся как единый документ16.

Предложения рассматриваются Государственной Думой и при их одобрении тремя пятыми голосов от общего числа депутатов передаются и Совет Федерации. Там они должны получить поддержку также трех пятых от установленного числа членов Совета Федерации. Неодобрение предложений хотя бы одной палатой прекращает все дальнейшие процедуры.

Второй этап: созыв Конституционного Собрания. Статья 135 Конституции гласит: если предложения о пересмотре Конституции РФ получили поддержку обеих палат федерального парламента, созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание можно охарактеризовать как учредительный орган государственной власти Российской Федерации, создание и деятельность которого нацелены на подтверждение неизменности действующей либо разработку новой Конституции, ее принятие или вынесение на референдум17.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование (ч. 3 ст. 135).

Конституция не отвечает на вопрос: можно ли подготовить новый текст Конституции, вынести его на референдум, принять таким путем и тем самым «опрокинуть» действующую Конституцию с ее усложненным порядком пересмотра?

По Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации» 1995 г., референдум — всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения (ст. 1). Достаточно очевидно, что проект новой Конституции — также законопроект. Следовательно, вроде бы его можно выносить на референдум. Однако в ст. 3 сказано, что на референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование ее проекта.

Федеральный конституционный закон 2004 г. не сохранил прежнего определения референдума, и теперь мы читаем в ст. 1, что референдум есть всенародное голосование «по вопросам государственного значения». Л из ст. 6 Закона, называющей вопросы референдума, можно сделать вывод, что проект новой Конституции выносит на референдум только Конституционное Собрание. Проект нормативного акта или вопрос, влияющий на международно-правовое положение Российской Федерации, выносит на референдум соответствующий государственный орган. А вот иные вопросы государственного значения, не указанные выше, могут вноситься на референдум другим инициатором, названным в Законе, — не менее чем двумя миллионами граждан путем сбора их подписей.

Таким образом, Федеральный конституционный закон 2004 г. ограничил право граждан инициировать референдум по вопросу принятия новой Конституции. Правомерно ли это? Думается, один вариант принятия новой Конституции отнюдь не исключает другой. Если новая Конституция принимается в порядке пересмотра действующей Конституции, т.е. ее реформы, тогда надо применять порядок, установленный ст. 135. Но если самостоятельно решается вопрос о принятии новой Конституции, вполне возможны после разработки проекта сбор двух миллионов подписей за вынесение его на референдум, проведение референдума и принятие таким путем новой Конституции, Только такое толкование природы референдума соответствует ст. 3 Конституции, закрепляющей принцип народовластия в качестве основополагающего в конституционном строе России18.

2.2. Изменение состава Российской  Федерации и наименования субъектов  Российской Федерации

Согласно ч. 1 ст. 137 Конституции такие изменения вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии и Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта. Как уже видел читатель, есть Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» 2001 г. Данный Федеральный конституционный закон регулирует лишь порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта и порядок образования в ее составе нового субъекта. Согласно Закону 1001 г. принятие — категория, касающаяся иностранного государства либо части территории иностранного государства, они могут быть приняты в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. Образование — это путь создания нового субъекта путем объединения двух и более соседних (т.е. имеющих общие границы) субъектов19.

Федеральный конституционный закон 2001 г. не коснулся такой категории, как изменение конституционно-правового статуса субъекта Г'1> обозначенной в ч. 1 ст. 137, а также в ч. 5 ст. 66 Конституции РФ. Конечно, образование нового субъекта — это изменение определением образом статуса объединяющихся субъектов (их упразднение). Только этим проблема изменения статуса не исчерпывается. Можно допустить упразднение субъекта с включением его в состав другого субъекта как территориальной единицы; включение одного субъекта в состав другого с сохранением статуса субъекта (как это сейчас сделано в отношении девяти автономных округов); создание нового субъекта путем выхода из существующего субъекта части его территории; создание нового субъекта за счет выделения частей территорий из смежных субъектов; образование нового субъекта на базе существующего субъекта и присоединяемой к России иностранной территории; преобразование субъекта в иной вид субъектов и др. По всем подобным вопросам можно ожидать принятия специального федерального конституционного закона о порядке решения вопросов, связанных с изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Изменения Конституции Российской Федерации, касающиеся наименования субъекта Российской Федерации В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта подлежит включению в ст. 65 Конституции. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137, субъект самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования. На основании решения субъекта, принятого в установленном им самим порядке, наименование субъекта включается в текст ст. 65 Конституции указом Президента 1*Ф. В спорных случаях (т.е. когда новое наименование затрагивает интересы Федерации и других ее субъектов, изменение состава Федерации, конституционно-правового статуса субъекта, права и свободы граждан, интересы иностранных государств и т.п.) Президент использует согласительные процедуры. При недостижении согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

 

 

Заключение

Конституция является основным законом государства, регулирующим наиболее существенные общественные отношения, стержнем правовой системы государства, неотъемлемым символом правового государства, важнейшим институтом демократии. Такая социальная значимость конституции как регулятора основных, наиболее значимых общественных отношений, как основы правовой системы общества обуславливает одно из основных свойств конституции — стабильность основного закона.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституций РФ. Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ):

  1. Президент РФ;
  2. Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов;
  3. Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;
  4. Правительство РФ;
  5. законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3-8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России. Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе.

 

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. №237. 25 декабря.
  1. Александров А. И. Конституционное развитие современной России // История государства и права. 2009. № 9. С. 5-8.
  2. Анненкова В. Г. Перспективы развития конституционализма в российском государстве // История государства и права. 2006. № 1. С. 16-17.
  3. Арбузкин А. М. Конституционное право РФ / А. М. Арбузкин. – М.: Инфра-М, 2010. – 557 с.
  4. Баширов А. Н. Правовые основы изменения Конституции Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2009. № 7. С. 136-138.
  5. Виноградов О. В. Изменение Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики конституционно-правового регулирования // Ленинградский юридический журнал. 2010. № 4. С. 28-42.
  6. Гунаев Е. А. Порядок изменения Конституции Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4-1. С. 45-47.
  7. Карпов А. В. Конституционное право России / А. В. Карпов. – М.: Омега-Л, 2010. – 208 с.
  8. Киреев В. В. Конституционная реформа: политика и доктрина // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 22. С. 14-18.
  9. Муртазина Р. Р. К вопросу о пределах изменения Конституции Российской Федерации // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 2. С. 158-163.
  10. Царёв А. Ю. О развитии Конституции Российской Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2009. № 1. С. 132-134.
  11. Червонюк В. И. Изменение и пересмотр (ревизия) Конституции // Образование.Наука. Научные кадры. 2008. № 4. С. 38-40.
  12. Шершнева Е. А. Проблемы совершенствования конституционного законодательства в отечественном государстве // Мониторинг правоприменения. 2012. № 4. С. 66-68.

 

1 Виноградов О. В. Изменение Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики конституционно-правового регулирования // Ленинградский юридический журнал. 2010. № 4. С. 28.

2 Гунаев Е. А. Порядок изменения Конституции Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4-1. С. 45.

3 Виноградов О. В. Изменение Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики конституционно-правового регулирования // Ленинградский юридический журнал. 2010. № 4. С. 29.

4 Гунаев Е. А. Порядок изменения Конституции Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4-1. С. 46.

Информация о работе Особенности порядка внесения изменений в Конституцию РФ