В примечании к этой
статье говорится, что под должностным
лицом в КоАП РФ понимается
лицо, постоянно, временно или в
соответствии со специальными
полномочиями осуществляющее функции
представителя власти, то есть
наделенное в установленном законом
порядке распорядительными полномочиями
в отношении лиц, не находящихся
в служебной зависимости от
него, а равно лицо, выполняющее
организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные функции
в государственных органах (это
прямо относится к государственным
служащим - должностным лицам).
Таким образом, Кодекс
об административных правонарушениях
регулирует исполнение постановлений
о наложении административных
взысканий. Его соблюдение является
гарантией соблюдения прав гражданских
служащих, которые привлекаются
к административной ответственности.
Гражданско-правовая
ответственность государственного
служащего выражается в следующем:
он обязан возместить вред, причиненный
имуществу государственного органа
или третьего лица в ходе
неисполнения либо ненадлежащего
исполнения им своих должностных
обязанностей. Имущественный вред будет
также возмещен и после прекращения им
государственной службы в установленном
законом порядке.
Обязанность гражданского
служащего возместить причиненный
материальный ущерб действует
только в отношении государственного
органа, если же вред причинен
имуществу физического либо юридического
лица по вине государственного
служащего при исполнении им
должностных обязанностей и предъявлен
иск о возмещении, то согласно
статье 1069 части второй Гражданского
кодекса РФ вред возмещается
за счет соответственно казны
Российской Федерации или казны
субъекта Российской Федерации.
Также, статьями 1099 и 1100 Гражданского
законодательства России введен
порядок компенсации и морального
вреда, причиненного гражданину
в ходе действий (бездействия) государственного
служащего в случаях, предусмотренных
нормами, в том числе, когда:
- причиняется вред жизни
или здоровью гражданина источником
повышенной опасности;
- вред причинен гражданину
в результате его незаконного
осуждения, незаконного привлечения
к уголовной ответственности, незаконного
применения в качестве меры
пресечения заключение под стражу
или подписки о невыезде, незаконного
наложения административного наказания
в виде ареста;
- вред причинен распространением
информации, порочащих честь, достоинство
и деловую репутацию.
В случае применения
мер гражданско-правовой ответственности
отдельно или совместно с мерами
дисциплинарной или административной,
не освобождает его от материальной
ответственности. Более того, привлечение
государственного гражданского
служащего к уголовной или
административной ответственности выступает
в качестве условия привлечения его и
к материальной ответственности.
Материальная ответственность
наступает за служебный проступок,
в результате которого наносится
материальный ущерб государству,
предприятию, организации, учреждению.
Материальная ответственность проявляется
в возмещении гражданским служащим
причиненного им имущественного
ущерба. Наступает или в административном
порядке, или в судебном порядке.
Согласно Трудовому
законодательству, под прямым действительным
ущербом понимается реальное
уменьшение наличного имущества
нанимателя или ухудшение состояния
указанного имущества, а также
необходимость для работодателя
(нанимателя) произвести затраты
либо излишние выплаты на приобретение
или восстановление имущества.
Нормативного правового
акта, регулирующего материальную ответственность
государственных гражданских служащих
не существует. В современное время они
несут эту ответственность в таком же
порядке, как и лица, к ним не относящиеся,
в соответствии с главой 39 Трудового кодекса
РФ. Некоторые моменты регулирует также
Кодекс об административных правонарушениях
РФ.
Также по отдельным
моментам на гражданского служащего
в полном объеме распространяется
действие норм, которые содержаться
в главе 39 «Материальная ответственность
работника» (статьи 238 - 250) Трудового
кодекса РФ.
Государственный гражданский
служащий может привлекаться
к ограниченной либо полной
материальной ответственности на
условиях и в порядке, установленных
Трудовым кодексом РФ.
Ограниченную материальную
ответственность несут гражданские
служащие, допустившие по их вине
причинение ущерба, в размере
непосредственного (прямого) имущественного
ущерба, но не свыше среднего
месячного денежного заработка (размера
оклада месячного денежного содержания).
Полная материальная ответственность
гражданского служащего состоит в его
обязанности возмещать причиненный ущерб
в полном размере лишь в случаях, предусмотренных
Трудовым кодексом РФ или иными федеральными
законами (ст. 243 Трудового кодекса), а именно:
1) в случаях, когда на
государственного гражданского
служащего в соответствии с
законом возложена материальная
ответственность в полном размере
за ущерб, причиненный государственному
органу при исполнении им служебных
обязанностей (письменные договоры
о полной индивидуальной материальной
ответственности заключаются с
гражданскими служащими, непосредственно
обслуживающими или использующими
денежные, товарные ценности или
иное имущество, в устанавливаемом
Правительством РФ порядке;
2) недостачи ценностей, вверенных
ему на основании специального
письменного договора или полученных
им по разовому документу;
3) умышленного причинения
ущерба;
4) причинения ущерба в
состоянии алкогольного, наркотического
или токсического опьянения;
5) причинения ущерба в
результате его преступных действий,
установленных приговором суда;
6) причинения ущерба в
результате административного правонарушения,
если таковой установлен соответствующим
государственным органом;
7) разглашения сведений,
составляющих охраняемую законом
тайну (государственную, служебную, коммерческую
или иную), в случаях, предусмотренных
федеральными законами;
8) причинения ущерба не
при исполнении гражданским служащим
служебных обязанностей.
Наконец, материальная
ответственность в полном размере
причиненного государственному
органу ущерба может быть установлена
трудовым договором, заключаемым с
руководителем государственного органа,
его заместителем и главным бухгалтером.
Ну и наконец, последний
вид ответственности – уголовная.
Уголовная ответственность
распространяется на государственных
гражданских служащих как наравне
со всеми гражданами, так и
в специальных случаях, прямо
связанных с их должностным
статусом в соответствии с
установленными нормами Уголовного
кодекса Российской Федерации.
Составы уголовных
преступлений, непосредственно зависящих
от юридического статуса гражданского
служащего, закреплены в главе 30
Уголовного кодекса РФ (УК РФ)
«Преступления против государственной
власти, интересов государственной
службы и службы в органах
местного самоуправления»: ст. 285 - 293
УК РФ:
ст. 285 «Злоупотребление должностными
полномочиями»,
ст. 286 «Превышение должностных
полномочий»,
ст. 287 «Отказ в предоставлении
информации Федеральному Собранию РФ
или Счетной палате РФ»,
ст. 288 «Присвоение полномочий
должностного лица»,
ст. 289 «Незаконное участие в
предпринимательской деятельности»,
ст. 290 «Получение взятки» и
ст. 291 «Дача взятки»,
ст. 292 «Служебный подлог»,
ст. 293 «Халатность».
Также можно отметить
и статью 140 УК РФ «Отказ в
предоставлении гражданину информации
должностным лицом», за которую
государственные служащие могут быть
привлечены к уголовной ответственности;
воспрепятствование законной профессиональной
деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ);
воспрепятствование проведению собрания,
митинга, демонстрации, шествия, пикетирования
или участию в них (ст. 149 УК РФ); воспрепятствование
законной предпринимательской деятельности
и некоторых других.
Как заметил А. Ф. Ноздрачев,
государственные служащие могут быть
подвергнуты уголовному наказанию за
деяния, совершенные ими как должностными
лицами, если неисполнение либо ненадлежащее
исполнение ими служебных обязанностей
подлежит уголовной ответственности.
При этом нужно говорить о деяниях, за
которые могут быть уголовно наказаны
и недолжностные лица. Но должностные
лица за те же деяния подлежат более строгому
наказанию. Это, например, в случае совершения
ими преступлений против свободы, чести
и достоинства личности на службе (ст.
127 - 130 УК РФ).
Прямое отношение к
уголовной ответственности гражданских
служащих имеется такой вид
уголовного наказания, как лишение
права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью, которое в соответствии
со статьей 47 УК РФ состоит
в запрещении занимать должности
на государственной службе, устанавливаемом
на срок от одного года до
пяти лет в качестве основного
наказания и на срок от шести
месяцев до трех лет в качестве
дополнительного вида наказания.
В случае совершения
тяжкого или особо тяжкого
преступления с учетом личности
виновного суд может лишить
государственного служащего специального,
воинского или почетного звания,
классного чина и государственных
наград (ст. 48 УК РФ).
Итак, в заключение
можно сказать, что выделяются
четыре основных вида юридической
ответственности государственных гражданских
служащих: дисциплинарная, административная,
гражданско-правовая и уголовная, которые
регулируются соответствующими нормативно-правовыми
актами. Также в отдельную группу можно
выделить – конституционно-правовую ответственность,
который не имеет специального нормативного
регулирования.
3.Субъективные публичные права государственных служащих
Субъективными публичными
статусными правами наделяются лица, обладающие
особым публично-правовым статусом, например,
депутата, судьи, государственного служащего.
У государственного служащего имеются
должностные обязанности по исполнению
полномочий, а также права, относящиеся
к статусу государственного служащего.
В основе статусных прав лежит публичный
интерес: это право должно быть оправданно
в качестве целесообразного и справедливого
с публичной точки зрения. Статусное функциональное
право может стать субъективным правом
лица, обладающего таким статусом, только
в силу его личной заинтересованности,
вследствие проявленной им активности
собственной воли.
Отличительными признаками
статусного права или субъективного публичного
права являются следующие: они адресуются
не лицу как таковому, а связываются с
его определенным публично-правовым статусом;
легитимационной основой и критерием
эффективности этого права является степень
реализации публичного интереса; пользование
статусными правами ограничено во времени,
оно прекращается вместе с утратой статуса,
после чего лицо может пользоваться лишь
отдельными статусными правами, если это
прямо предусмотрено законом. Данным видом
прав обладает широкий круг субъектов,
чья непосредственная профессиональная
деятельность находится в рамках служения
государству.
Сначала необходимо определиться
с тем, кого же необходимо относить к категории
гражданских служащих. Из смысла статьи
13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ можно
вывести следующее определение: государственным
служащим является гражданин Российской
Федерации, который взял на себя обязательства
по прохождению гражданской службы, осуществляющий
профессиональную служебную деятельность
на определенной должности гражданской
службы в строгом соответствии с актом
о назначении на должность и со служебным
контрактом и получающий денежное вознаграждение
за службу из средств федерального бюджета
или бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья 14 Федерального закона № 79-ФЗ
содержит следующий комплекс прав государственных
гражданских служащих:
1) право на обеспечение надлежащих
организационно-технических условий,
необходимых для исполнения должностных
обязанностей;
2) право на ознакомление с
должностным регламентом и иными
документами, определяющими их права
и обязанности по замещаемой
должности гражданской службы, критериями
оценки эффективности исполнения
должностных обязанностей, показателями
результативности профессиональной
служебной деятельности и условиями
должностного роста;
3) право на отдых, обеспечиваемый
установлением нормальной продолжительности
служебного времени, предоставлением
выходных дней и нерабочих
праздничных дней, а также ежегодных
оплачиваемых основного и дополнительных
отпусков;
4) право на оплату труда и
другие выплаты в соответствии
с законодательством Российской
Федерации и со служебным контрактом;
5) право на получение в установленном
порядке информации и материалов,
необходимых для исполнения должностных
обязанностей, а также на внесение
предложений о совершенствовании
деятельности государственного
органа;
6) право на доступ в установленном
порядке к сведениям, составляющим
государственную тайну, если исполнение
должностных обязанностей связано
с использованием таких сведений;
7) право на доступ в установленном
порядке в связи с исполнением
должностных обязанностей в государственные
органы, органы местного самоуправления,
общественные объединения и иные
организации;
8) право на ознакомление с
отзывами об их профессиональной
служебной деятельности и другими
документами до внесения их
в личное дело, материалами личного
дела, а также на приобщение
к личному делу их письменных
объяснений и других документов
и материалов;