Предусмотрена законодательством,
но не разработана нормативная правовая
база предоставления следующих социальных
гарантий:
- медицинское страхование гражданских
служащих и членов их семей (п. 5 ч. 1 ст.
52) - из-за недостаточного нормативного
правового обеспечения и финансирования
не все государственные служащие охвачены
системой медицинского обслуживания государственных
служащих, что касается членов семей, то
обеспечены только члены семей отдельных
высокопоставленных государственных
служащих;
- обязательное социальное страхование
либо сохранение денежного содержания
на случай заболевания или утраты трудоспособности
в период прохождения гражданской службы
(п. 6 ч. 1 ст. 52), однако не установлен порядок
выбора между этими двумя видами социальной
защиты и не обеспечены соответствующая
нормативная правовая база и финансирование;
- не установлен порядок предоставления
единовременной субсидии на приобретение
жилья (ч. 4 ст. 53);
- пенсионное обеспечение (п. 11 ч. 1 ст. 52)
предусматривает издание федерального
закона о государственном пенсионном
обеспечении граждан Российской Федерации,
проходивших государственную службу,
и их семей.
- Предусмотрены законодательством, но
не утверждены следующие нормативные
правовые документы и формы документов,
опосредованно затрагивающие права государственных
служащих: Положение о комиссии по соблюдению
требований к служебному поведению и урегулированию
конфликтов интересов (ч. 8 ст. 19);
- Положение о кадровом резерве на гражданской
службе (ч. 8 ст. 64);
- Перечень должностей, исполнение должностных
обязанностей по которым связано с использованием
сведений, составляющих государственную
тайну, и при назначении на которые может
не проводиться конкурс (п. «а» ч. 4 Положения
«О конкурсе на замещение вакантной должности
государственной гражданской службы Российской
Федерации», утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 Собрание
законодательства Российской Федерации,
2005, № 6, ст. 439.);
- форма медицинского заключения (согласно
п. «ш» ч. 16 Положения «О персональных данных
государственного гражданского служащего
Российской Федерации и ведении его личного
дела», утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 30.05.2005 № 609 Собрание
законодательства Российской Федерации,2005,
№ 23, ст. 2242. Далее - «Положение».;
- перечень заболеваний, препятствующих
поступлению на гражданскую службу или
ее прохождению (там же);
- форма реестра гражданских служащих,
в том числе на электронных носителях,
ведущегося в федеральных государственных
органах и государственных органах субъектов
Российской Федерации (ч. 8 Положения);
- не установлен порядок передачи личного
дела гражданского служащего в другой
государственный орган по новому месту
замещения должности гражданской службы
(согласно ч. ч. 21 и 23 Положения).
Проекты федеральных
законов, необходимость принятия которых
вытекает из Федерального закона № 59-ФЗ
(о правоохранительной службе, о муниципальной
службе, о медицинском страховании государственных
служащих, о государственном пенсионном
обеспечении граждан, проходивших государственную
службу, и их семей и др.), находятся в стадии
подготовки.
2.Ответственность государственных
гражданских служащих
В ходе развития государственности
в современном обществе образуются какие-либо
отношения между гражданами и публично-властными
органами в форме взаимных прав и обязанностей
в государственно-служебной сфере. Неисполнение
этих прав и несоблюдение определенных
нормой отношений в системе государственной
власти рассматривается как нарушение
интересов государства и общества и влечет
за собой ответственность в различных
формах ее проявления: в виде политической
ответственности, общественной, нравственной
и юридической. Однако, о политической,
общественной и моральной ответственности
можно говорить касательно к лицам, которые
осуществляют политическую власть, а это
уже категория государственных должностей,
которые не входят в структуру государственной
службы. Поэтому в данном случае основным
предметом для рассмотрения будет являться
юридическая ответственность.
Вопросы, касающиеся ответственности
стоят всегда остро в любой сфере деятельности
и, поэтому данная тема всегда будет являться
актуальной.
Основным актом, регулирующим
данную сферу является Федеральный закон
от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»,
который дает ссылки к иным различным
законодательным актам, таким, как Гражданский
кодекс Российской Федерации, Трудовой
кодекс Российской Федерации, Кодекс РФ
об административных правонарушениях,
Уголовный кодекс РФ и др.
Ответственность выражается
в применении тех или иных
мер наказания, взысканий, мер имущественного
характера за виновное совершение
правонарушения, т.е. такие действия
(бездействие), которые законодательством
признаны запрещенными и опасными.
Законодательство, которое
регулирует государственную гражданскую
службу, не дает ясного определения
термина «ответственность государственного
гражданского служащего», также нет и
четкого определения видов этой ответственности.
В пункте 3 статьи 15 Федерального закона
«О государственной гражданской службе
Российской Федерации» приводится перечень
видов ответственности, наступающих в
случае исполнения служащим неправомерного
поручения руководителя: дисциплинарная,
гражданско-правовая, административная
и уголовная. Именно эти виды ответственности
приводятся учеными по вопросам гражданской
cлужбы как оcновные. Так, В. Д. Граждан в
своей работе выделяет четыре вида ответственности
государственного гражданcкого cлужащего:
1) дисциплинарная; 2) административная;
3) материальная; и 4) уголовная.
Также, можно отметить,
что некоторые исследователи
выдвигают еще один вид ответственности
- конcтитуционную ответcтвенность.
В отличие от указанных ранее
четырех видов, нормы этой ответcтвенности,
также как и процедуры применения
ее мер в четком виде не
прописаны в каких-либо актах.
Важно отметить, что
четыре основных вида ответственности
государственных гражданских служащих,
выделяемых учеными, являются разновидностями
юридической ответcтвенности.
Итак, начнем с дисциплинарной
ответственности, которая является
наиболее распространенной и
широко применяемой.
Диcциплинарная ответcтвенность
- это применение мер дисциплинарного
воздействия в порядке служебного
подчинения за совершение дисциплинарного
проступка или за другие неправомерные
действия, не преследуемые в уголовном
праве. Привлечение к диcциплинарной ответcтвенности
кардинально касаются прав государственных
служащих и, влечет отрицательные для
них правовые последствия, именно поэтому
оно строго регулируется различными нормативными
правовыми актами.
Правовое регулирование
дисциплинарной ответственности
гражданского служащего - статья 57 Федерального
закона «О государственной гражданской
службе Российской Федерации», которая
называется - «Диcциплинарные взыcкания».
В ней говорится, что за неисполнение или
ненадлежащее исполнение гражданским
служащим по его вине возложенных на него
должностных обязанностей, представитель
нанимателя имеет право применить следующие
дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном
должностном cоответствии;
4) оcвобождение от замещаемой
должности гражданской службы
– он отличается от увольнения
тем, что при освобождении гражданского
служащего от замещаемой должности
гражданской службы в связи
с дисциплинарным взысканием
он включается в кадровый резерв
для замещения иной должности
гражданской службы на конкурсной
основе;
5) увольнение c гражданской
cлужбы.
Важно отметить, что
за один дисциплинарный проступок
применяется только одно дисциплинарное
взыскание
Тут можно заметить,
что установленные Трудовым законодательством
РФ нормы, касающиеся дисциплинарного
взыскания, которые работодатель
вправе применить к работникам
(статья 192 - замечание, выговор и
увольнение по соответствующим
основаниям) на государственных
гражданских служащих не распространяются,
так как для них установлены
уже представленные выше пять
видов дисциплинарных взысканий,
закрепленные в Федеральном законе
о государственной гражданской службе.
Однократным грубым
нарушением дисциплины в системе
государственной службы, влекущим
применение к виновным должностным
лицам и служащим федеральных
и региональных органов исполнительной
власти мер дисциплинарной ответственности
вплоть до освобождения от
занимаемой должности, являются: Государственная
гражданская служба.
а) нарушение федеральных
законов и указов Президента
РФ;
б) неисполнение или
ненадлежащее исполнение федеральных
законов, указов Президента РФ
и решения судов, которые вступили
в законную силу.
Часто, такие проступки
проявляются в виде нарушении
государственными служащими порядка
реализации и сроков исполнения
поручений, установлении не предусмотренных
федеральными законами и указами
Президента процедур реализации
прав граждан, в выполнении норм
и поручений не в полном
объеме либо их искажении.
Следующим видом юридической
ответственности является административная
ответственность, которую государственный
гражданский служащий несет по
общим правилам наравне со
всеми гражданами РФ, как это
установлено Кодексом Российской
Федерации об административных
правонарушениях (КоАП) и другими
нормативными правовыми актами.
Административная ответственность
- это применение судьями, органами
и должностными лицами установленных
государством мер административного
наказания к физическим и юридическим
лицам за совершение административных
правонарушений. Административная ответственность
это совокупность административных взысканий,
которые налагаются на гражданских служащих
за административные правонарушения соответствующими
органами и должностными лицами.
Отличие административной
ответственности от дисциплинарной
состоит в следующем:
1. Административную ответственность
могут устанавливать не только
органы законодательной власти,
но также и органы исполнительной
и судебной властей в пределах
своей компетенции.
2. Если наложение дисциплинарных
взысканий исполняется в порядке
служебной подчиненности, то наложение
административных наказаний осуществляется
должностными лицами исполнительной
власти, назначаемых Президентом
РФ, и в исключительных случаях
судами (судьями).
3. Административная ответственность
более формализована (хватит и
самого факта нарушения).
4. В отличие от дисциплинарной,
административная ответственность
распространяется не только на
граждан и должностных лиц, но
и на предприятия, организации, учреждения.
5. Меры воздействия также
отличаются от дисциплинарной. Все
меры административного принуждения
в основном подразделяются на
три группы: административно-предупредительные;
меры административного пресечения;
административные взыскания.
Итак, можно сказать, что
административная ответственность
находится между дисциплинарной
и уголовной ответственностью.
В то же время
между административной и дисциплинарной
ответственностью есть и свои
общие черты. Как отмечает В. А.
Козбаненко: «Основанием административной
ответственности государственных
служащих выступает деяние, которое
одновременно расценивается и
как административный, и как дисциплинарный
проступок». Государственная гражданская
служба.
Ю. Н. Старилов выделяет
следующие условия, наступления
административной ответственности:
1) совершение таких действий,
которые содержат прямое нарушение
общеобязательных административных
правил или правил поведения;
2) издание приказов (распоряжений)
и указаний, которые не соответствуют
общеобязательным правилам;
3) невыполнение свойственных
им обязанностей по осуществлению
контроля за исполнением подчиненными
лицами установленных в нормативных
актах общеобязательных правил
поведения или административных
процедур;
4) соблюдение установленных
правил входит в круг должностных
обязанностей и определяются
в соответствующих должностных инструкциях.
Основаниями для привлечения
к административной ответственности
государственных служащих могут
выступать специальные составы
административных правонарушений,
а также нарушений санитарно-эпидемиологического,
природоохранного, таможенного, земельного,
налогового и иного законодательства,
за которые особенной частью КоАП РФ установлена
административная ответственность в виде
следующих административных наказаний:
1. предупреждение;
2. административный штраф;
3. дисквалификация.
Административного штрафа
это денежное взыскание, которое
не может быть менее одной
десятой минимального размера
оплаты труда и не может
превышать двадцать пяти минимальных
размеров оплаты труда для
физических лиц, а для должностных
лиц - пятидесяти минимальных размеров
оплаты труда (пункт 3 статьи 3.5 КоАП
РФ).
Статья 2.4 КоАП РФ дает
ясное определение административной
ответственности должностных лиц,
к которой они привлекаются
в случае совершения ими административных
правонарушений в связи с неисполнением
либо ненадлежащим исполнением
своих служебных обязанностей.