Опека и попечительство в российском гражданском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Отдельные стороны проблемы применения норм гражданского законодательства об опеке и попечительстве неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты опеки и попечительства разрабатывали такие ученые, как Ершова Н.М., Шершеневич Г.Ф., Пчелинцева Л.М., Михеева Л.Ю. и другие, что показывает нам, что тема опеки и попечительства научно разрабатывалась на протяжении довольно длительного времени. Но, несмотря на это, существует ряд нерешенных проблем, требующих законодательного регулирования.

Оглавление

Введение 3
1. Опека и попечительство в российском гражданском праве 5
1.1. Понятие и задачи опеки и попечительства. Источники правового регулирования 5
1.2. Полномочия и ответственность органов опеки и попечительства 7
2. Правовое закрепление и регулирование отношений опекунов и попечителей и их подопечных 10
2.1. Правовой статус опекунов и попечителей 10
2.2. Правовой режим имущества подопечных 12
2.3. Прекращение опеки и попечительства 14
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 53.40 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение 3

1. Опека и  попечительство в российском  гражданском праве 5

1.1. Понятие  и задачи опеки и попечительства. Источники правового регулирования 5

1.2. Полномочия  и ответственность органов опеки  и попечительства 7

2. Правовое  закрепление и регулирование  отношений опекунов и попечителей  и их подопечных 10

2.1.  Правовой  статус опекунов и попечителей 10

2.2.  Правовой  режим имущества подопечных 12

2.3.  Прекращение  опеки и попечительства 14

Заключение 16

Список использованной литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Произошедшее к концу XX века резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней  идеологии, негативные миграционные и  демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в  положении личности в обществе. С  одной стороны, личность стала более  свободной, менее зависимой от государства, но с другой, она во многом утратила свою значимость как социальная единица. Масштабы многих распространенных сегодня  социальных явлений, например таких, как  рост детской безнадзорности, увеличение лиц, страдающих психическими расстройствами, создают огромную проблему для общества и государства и составляют, по мнению некоторых исследователей данной проблемы, угрозу национальной безопасности.

Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. «Так, в 2008 году в России 44,8% детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы под опеку (попечительство)». Как  мы видим, в этой форме устройства заложен огромный потенциал, позволяющий  устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, наиболее приближенным к проживанию семье, а с другой стороны, обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов  гражданина.

Законодательство об опеке  и попечительстве в течение многих десятилетий практически не менялось. Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х г., изменившего многие институты гражданского права, тем не менее почти не затронуло  содержания норм об охране прав и интересов  недееспособных или не полностью  дееспособных лиц.

В настоящее время проблемы института опеки и попечительства заслуживают внимания еще и потому, что данный институт вообще довольно долго не исследовался. Среди ученых несправедливо традиционным стало  отношение к нему как к малозначительному. По сей день справедливо утверждение  Н.М. Ершовой: «Специалисты по семейному  праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты  же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы  семейного права».

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что тема данной работы действительно является актуальной, так как, несмотря на различные бурные социальные, политические и экономические  изменения происходящие в нашем  государстве, забота о гражданах, которым  требуется особая забота и уход является одной из наиболее важных и значимых общественных составляющих.

Также видно, что не только теоретическое, но и практическое значение опеки и попечительства не просто велико, а огромно, так как без  преувеличения можно сказать, что  будущее государства - это будущее  его граждан и если гражданам  из числа социально незащищенных слоев, таким как психически нездоровые люди, дети и другие не будет вовремя оказана необходимая помощь и поддержка, то и будущее у такого государства, скорее всего, будет не столь завидно.

Отдельные стороны проблемы применения норм гражданского законодательства об опеке и попечительстве неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты опеки  и попечительства разрабатывали  такие ученые, как Ершова Н.М., Шершеневич Г.Ф., Пчелинцева Л.М., Михеева Л.Ю. и другие, что показывает нам, что тема опеки и попечительства научно разрабатывалась на протяжении довольно длительного времени. Но, несмотря на это, существует ряд нерешенных проблем, требующих законодательного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Опека и попечительство  в российском гражданском праве

1.1. Понятие и задачи опеки и попечительства. Источники правового регулирования

 

Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния  здоровья способен иметь права и  обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности  в силу недостатка дееспособности или  ее полного отсутствия. Для восполнения  недостающей или отсутствующей  у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов  используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления  государственной защиты личности.

До принятия Федерального закона «Об опеке и попечительстве»  определение сущности самой опеки  и попечительства представляло значительную сложность. М.В. Владимирский-Буданов определял опеку как «искусственную власть над семьей», Г.Ф. Шершеневич - как «искусственную семью», В.И. Синайский - как «суррогат родительского попечения о детях, их личности и имущества». То есть четкого понятия о том, что же такое опека и попечительство раньше не существовало и это нередко вызывало разногласия и противоречия не только в цивилистической науке, но даже иногда и на практике.

На сегодняшний день нет  никаких проблем с определением понятия опеки и попечительства, ведь оно законодательно закреплено и гласит, что «опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными  граждан, при которой назначенные  органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными  представителями подопечных и совершают  от их имени и в их интересах  все юридически значимые действия», а «попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет  и граждан, ограниченных судом в  дееспособности, при которой назначенные  органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать  несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны  третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации».1

Исходя из этих двух определений  можно сделать вывод о том, что к основным задачам института  опеки и попечительства относятся  защита прав и законных интересов подопечных, а также обеспечение достойного уровня жизни для них.

Семейный кодекс устанавливает, что опека и попечительство имеет  главной целью «содержание, воспитание и образование, а также защиту прав и интересов подопечных».2

Переходя к вопросу  правового регулирования опеки  и попечительства, надо заметить, что  проблемы данного института решаются не только на федеральном и региональном уровне, но и на международном. Так, в частности, Конвенция о правах ребенка закрепляет в пунктах 1 и 2 ст. 20, что «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного  окружения или который в его  собственных наилучших интересах  не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и  помощь, предоставляемые государством. Государства - участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком». Это лишний раз доказывает, опека  действительно является очень серьезным  вопросом и в противоречие мнению некоторых авторов, которых я  уже упоминала выше, никак не может  быть малозначительным институтом гражданского права.3

Наиболее подробно и полно  опека и попечительство в РФ регулируется нормами семейного и гражданского законодательства, Федеральным законом  «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РФ «Об отдельных  вопросах осуществления опеки и  попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Постановлением Правительства  РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в  целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» и другими нормативно - правовыми актами.

Патронаж - специальная форма  обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и  исполнять обязанности. Все сделки (бытовые и иные, направленные на удовлетворение бытовых потребностей подопечного, совершаются с его  согласия. На отношения патронажа  распространяется действие многих положений  об опеке и попечительстве, в частности  ст. 34, 35, 39 ГК РФ.

 

1.2. Полномочия и ответственность органов опеки и попечительства

 

В соответствии с ФЗ «Об  опеке и попечительстве», органами опеки и попечительства являются «органы исполнительной власти субъекта           Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов».

Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно  назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и  попечителей, в необходимых случаях  оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает  соответствующие меры в случае обнаружения  обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного и т.д. Таким образом, через органы опеки и попечительства «осуществляется забота государства  о гражданах, не обладающих дееспособностью  либо обладающих частичной, неполной дееспособностью».

В законе «Об опеке и  попечительстве» указывается также, что «полномочия органов опеки  и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над  ними опеки или попечительства, а  также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать  опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения  родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством  формах, могут осуществлять образовательные  организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том  числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые  установлены Правительством Российской Федерации». 4

Органы опеки и попечительства от имени государства осуществляет основные задачи данного института, которые выражаются в защите прав и законных интересов граждан, нуждающихся  в установлении над ними опеки  или попечительства и граждан, над  которыми опека или попечительство уже установлены. А также, органы опеки и попечительства имеют  своей задачей осуществлять надзор за опекунами и попечителями и  организациями, в которых содержаться  недееспособные или не полностью  дееспособные граждане и осуществлять контроль за сохранностью имущества  таких граждан.

Данный перечень не является исчерпывающим, так как дополнительные задачи органов опеки и попечительства могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Что же касается полномочий данных органов, то их перечень довольно обширен и разнообразен. Он закреплен  в ст. 8 закона «Об опеке и попечительстве»  и включает следующие положения:

  • выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
  • обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
  • установление опеки или попечительства;
  • осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  • освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
  • выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
  • заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
  • выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
  • оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

Информация о работе Опека и попечительство в российском гражданском праве