Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:07, контрольная работа
Отдельные стороны проблемы применения норм гражданского законодательства об опеке и попечительстве неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты опеки и попечительства разрабатывали такие ученые, как Ершова Н.М., Шершеневич Г.Ф., Пчелинцева Л.М., Михеева Л.Ю. и другие, что показывает нам, что тема опеки и попечительства научно разрабатывалась на протяжении довольно длительного времени. Но, несмотря на это, существует ряд нерешенных проблем, требующих законодательного регулирования.
Введение 3
1. Опека и попечительство в российском гражданском праве 5
1.1. Понятие и задачи опеки и попечительства. Источники правового регулирования 5
1.2. Полномочия и ответственность органов опеки и попечительства 7
2. Правовое закрепление и регулирование отношений опекунов и попечителей и их подопечных 10
2.1. Правовой статус опекунов и попечителей 10
2.2. Правовой режим имущества подопечных 12
2.3. Прекращение опеки и попечительства 14
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Содержание
Введение 3
1. Опека и попечительство в российском гражданском праве 5
1.1. Понятие
и задачи опеки и
1.2. Полномочия
и ответственность органов
2. Правовое
закрепление и регулирование
отношений опекунов и
2.1. Правовой
статус опекунов и попечителей
2.2. Правовой режим имущества подопечных 12
2.3. Прекращение опеки и попечительства 14
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Произошедшее к концу
XX века резкое изменение социально-
Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. «Так, в 2008 году в России 44,8% детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы под опеку (попечительство)». Как мы видим, в этой форме устройства заложен огромный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, наиболее приближенным к проживанию семье, а с другой стороны, обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.
Законодательство об опеке и попечительстве в течение многих десятилетий практически не менялось. Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х г., изменившего многие институты гражданского права, тем не менее почти не затронуло содержания норм об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
В настоящее время проблемы
института опеки и
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема данной работы действительно является актуальной, так как, несмотря на различные бурные социальные, политические и экономические изменения происходящие в нашем государстве, забота о гражданах, которым требуется особая забота и уход является одной из наиболее важных и значимых общественных составляющих.
Также видно, что не только теоретическое, но и практическое значение опеки и попечительства не просто велико, а огромно, так как без преувеличения можно сказать, что будущее государства - это будущее его граждан и если гражданам из числа социально незащищенных слоев, таким как психически нездоровые люди, дети и другие не будет вовремя оказана необходимая помощь и поддержка, то и будущее у такого государства, скорее всего, будет не столь завидно.
Отдельные стороны проблемы
применения норм гражданского законодательства
об опеке и попечительстве неоднократно
рассматривались в правовой науке.
Общетеоретические аспекты
Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
До принятия Федерального закона «Об опеке и попечительстве» определение сущности самой опеки и попечительства представляло значительную сложность. М.В. Владимирский-Буданов определял опеку как «искусственную власть над семьей», Г.Ф. Шершеневич - как «искусственную семью», В.И. Синайский - как «суррогат родительского попечения о детях, их личности и имущества». То есть четкого понятия о том, что же такое опека и попечительство раньше не существовало и это нередко вызывало разногласия и противоречия не только в цивилистической науке, но даже иногда и на практике.
На сегодняшний день нет
никаких проблем с определением
понятия опеки и
Исходя из этих двух определений можно сделать вывод о том, что к основным задачам института опеки и попечительства относятся защита прав и законных интересов подопечных, а также обеспечение достойного уровня жизни для них.
Семейный кодекс устанавливает, что опека и попечительство имеет главной целью «содержание, воспитание и образование, а также защиту прав и интересов подопечных».2
Переходя к вопросу
правового регулирования опеки
и попечительства, надо заметить, что
проблемы данного института решаются
не только на федеральном и региональном
уровне, но и на международном. Так,
в частности, Конвенция о правах
ребенка закрепляет в пунктах 1 и
2 ст. 20, что «Ребенок, который временно
или постоянно лишен своего семейного
окружения или который в его
собственных наилучших
Наиболее подробно и полно
опека и попечительство в РФ регулируется
нормами семейного и
Патронаж - специальная форма
обеспечения интересов
В соответствии с ФЗ «Об опеке и попечительстве», органами опеки и попечительства являются «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов».
Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного и т.д. Таким образом, через органы опеки и попечительства «осуществляется забота государства о гражданах, не обладающих дееспособностью либо обладающих частичной, неполной дееспособностью».
В законе «Об опеке и
попечительстве» указывается
Органы опеки и попечительства от имени государства осуществляет основные задачи данного института, которые выражаются в защите прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства и граждан, над которыми опека или попечительство уже установлены. А также, органы опеки и попечительства имеют своей задачей осуществлять надзор за опекунами и попечителями и организациями, в которых содержаться недееспособные или не полностью дееспособные граждане и осуществлять контроль за сохранностью имущества таких граждан.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как дополнительные задачи органов опеки и попечительства могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.
Что же касается полномочий данных органов, то их перечень довольно обширен и разнообразен. Он закреплен в ст. 8 закона «Об опеке и попечительстве» и включает следующие положения:
Информация о работе Опека и попечительство в российском гражданском праве