Суд является гарантом прав
личности. Каждому гарантируется судебная
защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1 Конституция
России)19. Право на судебную защиту каждого
означает, что им обладает любое лицо независимо
от пола, расы, национальности, гражданства
и так далее. Гарантия судебной защиты
означает, с одной стороны, право любого
подать заявление в соответствующий суд
и, с другой стороны обязанность последнего
рассмотреть эту жалобу и принять по ней
законное, справедливое и обоснованное
решение.
Конституционный Суд России
выступает как основной инстанцией по
защите прав человека и гражданина. В соответствии
со статьей 3 Федерального конституционного
закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации», данный орган действует в
целях защиты основ конституционного
строя, основных прав и свобод человека
и гражданина, обеспечения верховенства
и прямого действия Конституции Российской
Федерации на всей территории Российской
Федерации, а так же по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод граждан
проверяет конституционность закона,
примененного в конкретном деле 20.
В статье 45 части 1 Конституции
РФ говорится: «Государственная защита
прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации гарантируется»21. Под государственной защитой
прав и свобод понимается целенаправленная
деятельность всех ветвей государственной
власти – законодательной, исполнительной,
судебной. Каждая, действуя самостоятельно,
должна координировать свои усилия на
то, чтобы предоставленные гражданам права
и свободы не оставались только словами
на бумаге, а были защищены на деле.
Особая роль в защите прав и
свобод принадлежит Президенту РФ, как
гаранту прав и свобод человека и гражданина
(ст. 80 Конституции РФ)22. Как глава государства Президент
обладает широкими полномочиями и имеет
большие возможности для выполнения этой
обязанности. В его непосредственном подчинении
имеется аппарат, структурные специальные
подразделения, которые способствуют
ему в исполнении этой государственной
задачи. Реализуя полномочия по защите
прав и свобод, глава государства взаимодействует
с Правительством, федеральными судами,
прокуратурой, правоохранительными органами,
общественными объединениями 23.
Таким образом, нарушенное право
нужно защищать и восстанавливать всеми
способами, которые предоставляет Конституция
России и законы.
3.2. Уполномоченный
по правам человека и гражданина
в Российской Федерации
Конституцией России предусмотрен
и орган, который занимается исключительно
проблемными вопросами связанными с незаконным
ограничением и умалением прав – Уполномоченный
по правам человека.
В соответствии с Федеральным
конституционным законом, должность Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
учреждается в соответствии с Конституцией
Российской Федерации в целях обеспечения
гарантий государственной защиты прав
и свобод граждан, их соблюдения и уважения
государственными органами, органами
местного самоуправления и должностными
лицами 24.
Каждый субъект России имеет
право учреждать должность Уполномоченного.
Уполномоченный по правам человека в РФ
назначается на должность и освобождается
от должности Государственной Думой Федерального
Собрания РФ.
Деятельность Уполномоченного независима,
он неподотчетен каким-либо государственным
органам власти России, и выполняет свои
обязанности исключительно в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
и непосредственно федеральным конституционным
законом, который и регулирует основные
положения данной должности.
Введение законного основания ограничения
прав и свобод, режима чрезвычайного или
военного положения, на всей территории
России либо на ее части не прекращает,
не приостанавливает деятельности и не
влечет ограничения компетенции Уполномоченного
по правам человека.
Глава 3 федерального конституционного
закона, раскрывает компетенцию Уполномоченного:
1) рассмотрение жалоб граждан
России и находящихся на территории иностранных
граждан и лиц без гражданства;
2) рассмотрение жалоб на решения или
действия государственных органов, органов
местного самоуправления, должностных
лиц, если заявитель опротестовывает решения
суда либо административного органа, в
котором он ранее обжаловал эти решения
или действия;
3) не рассматривает жалобы на
решения палат Федерального Собрания
РФ и законодательных (представительных)
органов государственной власти
субъектов РФ;
4) принимает необходимые меры
по защите прав человека по
собственной инициативе в случае,
если ему поступила информация
о массовых или грубых нарушениях
прав и свобод граждан, либо
в случаях, имеющих особое общественное
значение или связанных с необходимостью
защиты интересов лиц, не способных
самостоятельно использовать правовые
средства защиты25.
Подводя итог данной главе,
следует сказать о том, что при всем многообразии
форм защиты прав все же основным способом
является именно судебная защита. Конституционное
право граждан на судебную защиту включает
в себя два вида правомочий. Во-первых,
материальное содержание этого права
(право потерпевшего на возмещение ущерба
или вреда, причиненного преступлением
либо незаконными действиями органов
государственной власти или их должностных
лиц). Во-вторых, его процессуальное содержание
(право на судебный иск, на индивидуальную
или коллективную жалобу).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной работе
были даны понятие конституционных ограничений
прав и свобод человека, рассмотрены признаки
и цели ограничений прав и свобод человека,
а также основные законные способы ограничений
прав и свобод человека.
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие выводы.
Ограничение основных
прав и свобод человека и гражданина возможны
лишь в порядке и по основаниям, которые
предусмотрены законом. Федеральным конституционным
законом и федеральным законом могут быть
установлены пределы пользования основными
правами и свободами в соответствии с
принципом правового равенства.
Объем прав и свобод
не может быть ущемлен без введения чрезвычайного
и военного положения в тех случаях, когда
они не нарушают принцип правового равенства
и когда пользование ими не связано со
злоупотреблениями со стороны субъектов
этих прав и свобод.
Таким образом, ограничение
права человека и гражданина - это установленные
законодательством пределы реализации
человеком его прав, выражающиеся в запретах,
обязанностях, ответственности, существование
которых обусловлено необходимостью защиты
конституционно признаваемых ценностей
и назначением которых является обеспечение
необходимого баланса между интересами
личности, общества и государства
Так же следует сделать вывод
о том, что государственная власть всячески
способствует развитию системы защиты
прав и свобод человека и гражданина, так
как именно это есть высшая ценность нашего
государства, провозглашенная Конституцией
Российской Федерации.
Таким образом, в данной курсовой
работе были рассмотрены понятия связанные
с выбранной темой, а так же проанализированы
нормативно-правовые акты, содержащие
важные аспекты данной темы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ
ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации
от 12.12.1993//Собрании законодательства РФ",
14.04.2014, N 15, ст. 1691.
- Всеобщая декларация прав человека
(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//
Российская газета, 10.12.1998.
- Федеральный конституционный
закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О
военном положении"// Российская газета, N 21, 02.02.2002.
- Федеральный конституционный
закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О
Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета", N 138 - 139, 23.07.1994.
- Федеральный конституционный
закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об
Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации"// Российская газета", N 43-44, 04.03.1997.
- Федеральный конституционный
закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О
чрезвычайном положении" // Российская
газета", N 105, 02.06.2001.
- Комментарий к Конституции
Российской Федерации /под общ. ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. – М.: Изд-во «Эксмо», 2010. –786 с.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. – М.: Юристъ, 2008. – 352 с.
- Малько А.В. Стимулы и ограничения
в праве. – М.: Изд-во "Юристъ", 2004. – 250 с.
- Ниринг С. Свобода: обещание
и угроза / под ред. Ф.В.Константинова. – М.: Изд-во Прогресс, 1966. - 190 с.
- Трубецкой, Е. Н. Лекции по энциклопедии
права. 2-е изд. - М.: Изд-во Книжный дом
"Либроком", 2012. – 232 с.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для ВУЗов / под редакцией Стрекозова В.Г. – М.: Изд. «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. – 384 с.
- Президент России [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://state.kremlin.ru, дата
обращения 03.05.2014
- Энциклопедия экономистов [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru, дата
обращения 03.05.2014.
1 Ниринг С. Свобода: обещание и угроза /
под ред. Ф.В.Константинова. – М.: Изд-во Прогресс,
1966. – С. 120-121.
2 Трубецкой, Е. Н. Лекции по энциклопедии
права. 2-е изд. - М.: Изд-во Книжный дом «Либроком»,
2012. – С. 11.
3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права.
Учебное пособие для ВУЗов /Под редакцией
Стрекозова В.Г. – М.: Изд. «Интерстиль»,
«Омега-Л», 2008. – С. 174.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений
в 39 томах. Т. 4. – М.: Изд. «Государственное
издательство политической литературы»,
1954. – С. 443.
5 Конституция Российской Федерации от
12.12.1993//Собрание законодательства РФ,
14.04.2014, N 15, ст. 1691.
6 Конституция Российской Федерации
от 12.12.1993//Собрание законодательства РФ,
14.04.2014, N 15, ст. 1691.
7 Комментарий к Конституции
Российской Федерации /под общ. ред. В.
Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. – М.: Изд-во
«Эксмо», 2010. – С. 159.
8 Конституция Российской Федерации от
12.12.1993.
9 Энциклопедия экономистов [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/prava-cheloveka.html
10 Конституция Российской Федерации от
12.12.1993.
11 Всеобщая декларация прав человека (принята
Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская
газета, 10.12.1998.
12 Малько А.В. Стимулы и ограничения
в праве. – М.: Изд-во "Юристъ", 2004.
– С. 59.
13 Конституция Российской Федерации от
12.12.1993
14 Федеральный конституционный закон
от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном
положении" // Российская газета",
N 105, 02.06.2001.
15 Федеральный конституционный закон
от 30.05.2001 "О чрезвычайном положении".
16
Там же.
17 Федеральный конституционный
закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О
военном положении"// Российская газета,
N 21, 02.02.2002.
18 Федеральный конституционный закон
"О военном положении".
19 Конституция Российской Федерации от
12.12.1993
20 Федеральный конституционный
закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О
Конституционном Суде Российской Федерации"//
Российская газета", N 138 - 139, 23.07.1994.
21 Конституция Российской Федерации от
12.12.1993
22 Там же.
23
Президент России [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://state.kremlin.ru/president/human_rights
24 Федеральный конституционный
закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об
Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации"// Российская газета",
N 43-44, 04.03.1997
25 Федеральный конституционный закон от
26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном
по правам человека в Российской Федерации.