Ограничение и умаление прав: соотношение понятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление определяющих моментов, относящихся к понятию ограничение прав и свобод человека и гражданина, анализ оснований конституционно-правовых ограничений прав и пути защиты от умаления, в условиях современной России.
Задачи курсовой работы:
Дать описательную характеристику понятию ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина;
Рассмотреть условия, при которых возможно законное ограничение прав;
Определить способы правовой защиты от умаления прав.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и юридическая природа конституционных прав человека и гражданина 6
1.1. Категория прав человека и гражданина в правовых теориях 6
1.2. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина согласна Конституции Российской Федерации 8
Глава 2. Юридические основания ограничения прав и свобод человека и гражданина 11
2.1. Понятие основания ограничения прав и свобод 11
2.2. Чрезвычайное и военное положение как законное основание ограничения прав и свобод 14
Глава 3. Способы правовой защиты от умаления прав 19
3.1. Конституционная защита прав и свобод человека и гражданина 19
3.2. Уполномоченный по правам человека и гражданина в Российской Федерации 21
Заключение 24
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

Колесник П.С. Ю-123б.docx

— 69.95 Кб (Скачать)

 

 

ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

2.1. Понятие основания  ограничения прав и свобод

Реализация своих прав тесно связана с ответственностью человека, поэтому возникает необходимость в установлении законных пределов ограничения этих прав, которые будут определены мерой и границами свободы индивида, с принципами гуманности, солидарности и нравственности. Этот постулат сформулирован в статье 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требовании морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» 11.

Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина - это обусловленные политико-правовой концепцией свободы личности причины, которые предопределяют закрепление в Конституции России и иных правовых актах пределов реализации человеком  и гражданином прав  и свобод и обеспечивают соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

Пределы и основания ограничения прав должно быть закреплено на законодательном уровне и отвечать принципам не только нормативно-правовых актов, но и установившимся в обществе общенравственных и моральных границ. Российский правовед Александр Васильевич Малько в своей работе «Стимулы и ограничения праве», предлагает рассматривать правовое ограничение прав через общие признаки, которым должны отвечать действия такого характера.

Признаки заключаются в том, что они:

    • связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны в правоотношении и общественных интересов в охране и защите; 
    • сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъектов до определенного "предельного" состояния; 
    • выражают собой отрицательную правовую мотивацию; 
    • направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию; 
    • предполагают снижение негативной активности 12. 

Цели, которые преследует данное правовое явление, может быть направленно на разные сферы общественной жизни и непосредственно быть связанным с теми действия, которые сопряжены с выполняемыми функциями индивида в обществе. Достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц, есть идеальное последствие ограничения прав. Примером может служить следующее:

    • Пресикание противозаконного деянияв целях защиты общественных отношений;
    • Исключение злоупотребления своих прав и свобод;
    • Защита общества от произвола третьих лиц;
    • Необходимость уважения прав других лиц;
    • Поддержание правопорядка, обеспечение личной безопасности, обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства, создание благоприятных условий для экономической деятельности и охрана всех форм собственности, учет государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан .

Формы ограничения прав и свобод могут быть двух видов:

    • Законное ограничение прав, когда государство влияет на реализацию человеком своих прав, в целях сохранения государственного и общественного порядка;
    • Незаконное ограничение прав, данное явление присуще неправовым государствам и перетекает в такое понятие как умаление прав и свобод человека и гражданина.

В современном российском праве действует правило - ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией. Всякое конституционное ограничение применительно к индивидуальной свободе предполагает, что оно обусловлено возможностью столкновения ценностей, подлежащих защите, а потому такое ограничение признается правом. Этот принцип универсален. Ограничение направлено на достижение рационального, т.е. адекватного, баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценностей. 

Таким образом, ограничение права человека и гражданина - это установленные законодательством пределы реализации прав, выражающиеся в запретах, обязанностях, ответственности, существование которых обусловлено необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и задачей которых выступает обеспечение необходимого соотношения между интересами личности, общества и государства.

 

2.2. Чрезвычайное  и военное положение как законное  основание ограничения прав и  свобод

В Российской Федерации в качестве основной обязанности закреплено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с этим человек и гражданин государства может реализовывать свои права без каких-либо ограничений, естественно в рамках личных прав и прав других лиц. Тем не менее, в государственной жизни есть возможность возникновения разного вида экстремальных ситуаций, как природного происхождения (техногенные катастрофы, эпидемии, стихийные бедствия и так далее) так и появление угрозы государственной целостности и конституционного порядка, вследствие внешней или внутренней вооруженной угрозы. Говоря иными словами, на территории государства вводятся особые правовые режимы, которые на законном уровне ограничивают права и свободы человека и гражданина, с целью сохранения не только государственного строя, но и жизни людей. Конституцией Российской Федерации предусматривается возможность введения на всей территории нашего государства и в ее отдельных местностях военного либо чрезвычайного положений.

Рассмотрим чрезвычайное положение, как особый правовой режим, законно ограничивающий права и свободы человека и гражданина в период своего действия на территории России.

Статья 56 Конституции России гласит: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия» 13.

Согласно статье 1 Федеральному конституционному закону №3-ФКЗ, чрезвычайное положение – это вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей 14.

Данный правовой режим вводится временно, исключительно на период преодоления возникших обстоятельств, послуживших для основания введения. Условия введения указаны в статье 3 этого же закона:

    • попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации
    • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений 15.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится Указом Президента Российской Федерации, который обязан немедленно сообщить об этом палатам Федерального Собрания России.

Временные ограничения личных, политических и социальных прав указанны в главе 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», перечислим лишь некоторые из них:

    • установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства (п. б ст. 11);
    • запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий (п.е ст. 11);
    • Ограничение права на участие в выборах и референдуме граждан Российской Федерации (ст. 14)16.

Указ должен содержать «исчерпывающий перечень временных прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений».

После вступления в силу Указа Президента России, о прекращении действия правового режима на территории или отельной местности Российской Федерации, ограничение прав и свобод автоматически прекращают свое действие, так как цели были достигнуты.

   Другой правовой  режим, ограничивающий права, есть  военное положение. Данный режим  регулируется нормами Конституции  России и Федеральным конституционным  законом №1 – ФКЗ «О военном  положении».

Согласно п.1 статье 1 данного закона, военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии17.

В период действия военного положения в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, может быть такое правовое явление, как ограничение прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности, в соответствии и в рамках закона.

Основания для введения этого правового режима указаны в статье 3 настоящего закона:

    • вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации (пп. 1 п.2  ст.3);
    • бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации (пп. 2 п.2  ст.3);
    • нападение вооруженных сил иностранного государства (пп. 4 п.2  ст. 3) 18.

Таким образом, ограничения прав и свобод в период чрезвычайного или военного положения: не распространяются на основные права граждан (жизнь, здоровье и так далее); носят временный характер действия; применяются только на основании положений Конституции Российской Федерации и соответствующего законодательного акта.

 При введении чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ОТ УМАЛЕНИЯ ПРАВ

 

 

3.1. Конституционная  защита прав и свобод человека  и гражданина

 

Процесс развития прав и свобод человека и гражданина, показывает, что  расширяя свои личные права, индивиды чаще начинают сталкиваться на границе своих интересов, а так же государственных. Следовательно, возникает острая необходимость в создании институтов, которые будут охранять, восстанавливать и отстаивать нарушенные права, так как основная функция демократического правового государства есть защита и обеспечение прав своих граждан. Выполнение данной функции влечет за собой создание системы защиты прав и свобод, а так же установление законодательно закрепленных процедур этой защиты. 

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина обеспечивается в рамках процесса создания условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти, так как именно этот государственный орган, призван, в первую очередь, защищать права и свободы человека и гражданина.

Информация о работе Ограничение и умаление прав: соотношение понятий