ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ
ОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА
2.1. Понятие основания
ограничения прав и свобод
Реализация своих прав тесно
связана с ответственностью человека,
поэтому возникает необходимость в установлении
законных пределов ограничения этих прав,
которые будут определены мерой и границами
свободы индивида, с принципами гуманности,
солидарности и нравственности. Этот постулат
сформулирован в статье 29 Всеобщей декларации
прав человека: «При осуществлении своих
прав и свобод каждый человек должен подвергаться
только таким ограничениям, какие установлены
законом исключительно с целью обеспечения
должного признания и уважения прав и
свобод других и удовлетворения справедливых
требовании морали, общественного порядка
и общего благосостояния в демократическом
обществе» 11.
Основания ограничения прав и свобод
человека и гражданина - это обусловленные
политико-правовой концепцией свободы
личности причины, которые предопределяют закрепление
в Конституции России и иных правовых актах пределов реализации
человеком и гражданином прав и
свобод и обеспечивают соблюдение необходимого
баланса между интересами личности, общества
и государства.
Пределы и основания ограничения прав
должно быть закреплено на законодательном
уровне и отвечать принципам не только
нормативно-правовых актов, но и установившимся
в обществе общенравственных и моральных
границ. Российский правовед Александр
Васильевич Малько в своей работе «Стимулы
и ограничения праве», предлагает рассматривать
правовое ограничение прав через общие
признаки, которым должны отвечать действия
такого характера.
Признаки заключаются в том, что они:
- связаны с неблагоприятными
условиями (угроза или лишение определенных
ценностей) для осуществления собственных
интересов субъекта, ибо направлены на
их сдерживание и одновременно на удовлетворение
интересов противостоящей стороны в правоотношении
и общественных интересов в охране и защите;
- сообщают об уменьшении объема
возможностей, свободы, а значит, и прав
личности, что осуществляется с помощью
обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений
и т.п., сводящих разнообразие в поведении
субъектов до определенного "предельного"
состояния;
- выражают собой отрицательную
правовую мотивацию;
- направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию;
- предполагают снижение негативной активности 12.
Цели, которые преследует данное
правовое явление, может быть направленно
на разные сферы общественной жизни и
непосредственно быть связанным с теми
действия, которые сопряжены с выполняемыми
функциями индивида в обществе. Достижение
компромисса между интересами человека
и интересами общества, государства и
других лиц, есть идеальное последствие
ограничения прав. Примером может служить
следующее:
- Пресикание противозаконного деянияв целях защиты общественных отношений;
- Исключение злоупотребления
своих прав и свобод;
- Защита общества от произвола
третьих лиц;
- Необходимость уважения прав
других лиц;
- Поддержание правопорядка, обеспечение
личной безопасности, обеспечение внутренней
и внешней безопасности общества и государства,
создание благоприятных условий для экономической
деятельности и охрана всех форм собственности,
учет государственных минимальных стандартов
по основным показателям уровня жизни,
культурное развитие граждан .
Формы ограничения
прав и свобод могут быть двух видов:
- Законное ограничение
прав, когда государство влияет на реализацию
человеком своих прав, в целях сохранения
государственного и общественного порядка;
- Незаконное ограничение
прав, данное явление присуще неправовым государствам и перетекает в такое понятие как умаление прав и свобод человека и гражданина.
В современном российском
праве действует правило - ограничения
прав и свобод могут быть обоснованы только
самой Конституцией. Всякое конституционное
ограничение применительно к индивидуальной
свободе предполагает, что оно обусловлено
возможностью столкновения ценностей,
подлежащих защите, а потому такое ограничение
признается правом. Этот принцип универсален.
Ограничение направлено на достижение
рационального, т.е. адекватного, баланса
сталкивающихся конституционно-правовых
ценностей.
Таким образом, ограничение
права человека и гражданина - это установленные
законодательством пределы реализации
прав, выражающиеся в запретах, обязанностях,
ответственности, существование которых
обусловлено необходимостью защиты конституционно
признаваемых ценностей и задачей которых
выступает обеспечение необходимого соотношения
между интересами личности, общества и
государства.
2.2. Чрезвычайное
и военное положение как законное
основание ограничения прав и
свобод
В Российской Федерации в качестве
основной обязанности закреплено признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина. В соответствии с этим человек
и гражданин государства может реализовывать
свои права без каких-либо ограничений,
естественно в рамках личных прав и прав
других лиц. Тем не менее, в государственной
жизни есть возможность возникновения
разного вида экстремальных ситуаций,
как природного происхождения (техногенные
катастрофы, эпидемии, стихийные бедствия
и так далее) так и появление угрозы государственной
целостности и конституционного порядка,
вследствие внешней или внутренней вооруженной
угрозы. Говоря иными словами, на территории
государства вводятся особые правовые
режимы, которые на законном уровне ограничивают
права и свободы человека и гражданина,
с целью сохранения не только государственного
строя, но и жизни людей. Конституцией
Российской Федерации предусматривается
возможность введения на всей территории
нашего государства и в ее отдельных местностях
военного либо чрезвычайного положений.
Рассмотрим чрезвычайное положение,
как особый правовой режим, законно ограничивающий
права и свободы человека и гражданина
в период своего действия на территории
России.
Статья 56 Конституции России
гласит: «В условиях чрезвычайного
положения для обеспечения безопасности
граждан и защиты конституционного строя
в соответствии с федеральным конституционным
законом могут устанавливаться отдельные
ограничения прав и свобод с указанием
пределов и срока их действия» 13.
Согласно статье 1 Федеральному
конституционному закону №3-ФКЗ, чрезвычайное
положение – это вводимый в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
и настоящим Федеральным конституционным
законом на всей территории Российской
Федерации или в ее отдельных местностях
особый правовой режим деятельности органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций независимо
от организационно-правовых форм и форм
собственности, их должностных лиц, общественных
объединений, допускающий установленные
настоящим Федеральным конституционным
законом отдельные ограничения прав и
свобод граждан Российской Федерации,
иностранных граждан, лиц без гражданства,
прав организаций и общественных объединений,
а также возложение на них дополнительных
обязанностей 14.
Данный правовой режим вводится
временно, исключительно на период преодоления
возникших обстоятельств, послуживших
для основания введения. Условия введения
указаны в статье 3 этого же закона:
- попытки насильственного изменения
конституционного строя Российской Федерации
- чрезвычайные ситуации природного
и техногенного характера, чрезвычайные
экологические ситуации, в том числе эпидемии
и эпизоотии, возникшие в результате аварий,
опасных природных явлений 15.
Чрезвычайное положение на всей территории
Российской Федерации или в ее отдельных
местностях вводится Указом Президента
Российской Федерации, который обязан
немедленно сообщить об этом палатам Федерального
Собрания России.
Временные ограничения личных,
политических и социальных прав указанны
в главе 3 Федерального конституционного
закона «О чрезвычайном положении», перечислим
лишь некоторые из них:
- установление ограничений на
свободу передвижения по территории, на
которой введено чрезвычайное положение,
а также введение особого режима въезда
на указанную территорию и выезда с нее,
включая установление ограничений на
въезд на указанную территорию и пребывание
на ней иностранных граждан и лиц без гражданства
(п. б ст. 11);
- запрещение или ограничение
проведения собраний, митингов и демонстраций,
шествий и пикетирования, а также иных
массовых мероприятий (п.е ст. 11);
- Ограничение права на участие
в выборах и референдуме граждан Российской
Федерации (ст. 14)16.
Указ должен
содержать «исчерпывающий перечень временных
прав и свобод граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц
без гражданства, прав организаций и общественных
объединений».
После вступления в силу Указа
Президента России, о прекращении действия
правового режима на территории или отельной
местности Российской Федерации, ограничение
прав и свобод автоматически прекращают
свое действие, так как цели были достигнуты.
Другой правовой
режим, ограничивающий права, есть
военное положение. Данный режим
регулируется нормами Конституции
России и Федеральным конституционным
законом №1 – ФКЗ «О военном
положении».
Согласно п.1 статье 1 данного
закона, военное положение – это особый
правовой режим, вводимый на территории
Российской Федерации или в отдельных
ее местностях в соответствии с Конституцией
Российской Федерации Президентом Российской
Федерации в случае агрессии против Российской
Федерации или непосредственной угрозы
агрессии17.
В период действия военного
положения в той мере, в какой это необходимо
для обеспечения обороны страны и безопасности
государства, может быть такое правовое
явление, как ограничение прав и свобод
граждан Российской Федерации, иностранных
граждан, лиц без гражданства, деятельность
организаций независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности, права их должностных
лиц. На граждан, организации и их должностных
лиц могут возлагаться дополнительные
обязанности, в соответствии и в рамках
закона.
Основания для введения этого
правового режима указаны в статье 3 настоящего
закона:
- вторжение или нападение вооруженных
сил иностранного государства (группы
государств) на территорию Российской
Федерации (пп. 1 п.2 ст.3);
- бомбардировка вооруженными
силами иностранного государства (группы
государств) территории Российской Федерации
или применение любого оружия иностранным
государством (группой государств) против
Российской Федерации (пп. 2 п.2 ст.3);
- нападение вооруженных сил
иностранного государства (пп. 4 п.2 ст. 3) 18.
Таким образом, ограничения
прав и свобод в период чрезвычайного
или военного положения: не распространяются
на основные права граждан (жизнь, здоровье
и так далее); носят временный характер
действия; применяются только на основании
положений Конституции Российской Федерации
и соответствующего законодательного
акта.
При введении чрезвычайного
или военного положения основные неотъемлемые
права человека (на жизнь, достоинство
личности, равноправие и отсутствие дискриминации,
неприкосновенность частной жизни, личную
и семейную тайну, защиту своей чести и
доброго имени, свободу совести, свободу
вероисповедания, свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности, право на жилище, право на
судебную защиту прав и свобод и др.) должны
непременно соблюдаться.
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПРАВОВОЙ
ЗАЩИТЫ ОТ УМАЛЕНИЯ ПРАВ
3.1. Конституционная
защита прав и свобод человека
и гражданина
Процесс развития прав и свобод
человека и гражданина, показывает, что
расширяя свои личные права, индивиды
чаще начинают сталкиваться на границе
своих интересов, а так же государственных.
Следовательно, возникает острая необходимость
в создании институтов, которые будут
охранять, восстанавливать и отстаивать
нарушенные права, так как основная функция
демократического правового государства
есть защита и обеспечение прав своих
граждан. Выполнение данной функции влечет
за собой создание системы защиты прав
и свобод, а так же установление законодательно
закрепленных процедур этой защиты.
Конституционная обязанность
государства соблюдать и защищать права
и свободы человека и гражданина обеспечивается
в рамках процесса создания условий для
их реализации и механизма для их защиты.
Обеспечение таких условий и защита прав
и свобод человека и гражданина входят
в функции всех органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Особую роль в защите прав и свобод от
нарушения органами государственной власти
и органами местного самоуправления, а
так же другими лицами играют органы судебной
власти, так как именно этот государственный
орган, призван, в первую очередь, защищать
права и свободы человека и гражданина.