Облигация как ценная бумага

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:58, сочинение

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение понятия облигации как ценной бумаги, а также рассмотрение российского рынка облигаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность облигации как ценной бумаги, раскрыть ее роль на рынке ценных бумаг.
2. Рассмотреть классификацию облигаций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОБЛИГАЦИИ КАК ЦЕННОЙ БУМАГИ
1.1. Понятие и основные характеристики облигаций, их классификация
1.2. Государственные и корпоративные облигации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ
2.1. Анализ ситуации на российском рынке облигаций в период кризиса
2.2. Дефолты на рынке облигаций и реструктуризация задолженности
2.3. Направления совершенствования по развитию рынка корпоративных облигаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Правовому регулированию ценных бумаг.docx

— 254.61 Кб (Скачать)

Приобретая корпоративные облигации, инвестор должен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность по этим ценным бумагам.

К факторам риска, которые должны приниматься инвестором во внимание при решении и приобретении облигаций эмитента можно отнести:

1.Экономические факторы.

- Изменение законодательства (таможенного, налогового, рынка ценных  бумаг и др.)

- Изменение финансово-хозяйственной  деятельности эмитента

- Нестабильность экономической  ситуации в народном хозяйстве, уровень инфляции

- Размер конкуренции в  целом по основной деятельности, на рынке ценных бумаг и  перспективы развития эмитента

- Развитие инфраструктуры  рынка ценных бумаг.

2. Политические факторы  – изменение законодательства  РФ. [17,34]

Оценка инвестиционных качеств облигаций производится по следующим направлениям:

Во-первых, определяется надежность компании по осуществлению процентных выплат. С этой целью производится сопоставление дохода, получаемого компанией в течение года, с суммой процентных платежей по всем видам займов. Величина дохода в 2—3 раза должна превышать размер процентных выплат, что свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии корпорации. Анализ целесообразно производить в динамике за ряд лет. Если тренд возрастающий, то фирма наращивает свои возможности для покрытия процентных платежей. Если же тренд понижающийся, то это свидетельствует о нестабильности деятельности компании и с течением времени она не сможет в полном объеме обеспечить процентные выплаты.

Во-вторых, оценивается способность компании погасить имеющуюся задолженность по всем основаниям. Инвестор должен учитывать, что, кроме облигационного долга, у фирмы могут быть и другие долговые обязательства. Поэтому в процессе анализа производится сопоставление потока поступлений денежных средств в компанию с общей суммой задолженности. Приемлемым уровнем считается, если сумма дохода по отношению к величине долга составляет не менее 30%.

В-третьих, оценивается финансовая независимость компании. С этой целью общая сумма долга сопоставляется с собственным капиталом фирмы. Обычно считается, что предприятие находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешних источников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственного капитала. Кроме перечисленных показателей, производится оценка платежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабельности функционирования и других качественных параметров деятельности компании. Рядовому инвестору провести качественный анализ облигаций практически невозможно. Крупные инвестиционные компании имеют в своем штате службы анализа, рекомендации которых обеспечивают принятие обоснованных решений.

Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы:

1) среднесрочные валютно-индексированные  облигации (срок обращения 2-5 лет);

2) краткосрочные (3-9- месяцев);

3) небольшие займы региональных  компаний, предусматривающие плавающую  ставку процента, обычно привязанную  к ставке рефинансирования Центрального  Банка России или ставкам по  депозитным счетам Сбербанка  РФ.

Доходность корпоративных облигаций колеблется от 8 до 18% в зависимости от надежности эмитента облигаций. На рынке обращается большое разнообразие выпусков облигаций, из которых инвестор может выбрать наилучшее для себя сочетание доходности и риска. Есть облигации надежных, крупных компаний с небольшими купонными выплатами, есть также "бросовые" облигации некрупных предприятий с высокими процентными платежами. Особенно высока доходность по облигациям новых небольших эмитентов, которые впервые выводят на рынок свои ценные бумаги.

Государственные облигации РФ (ОФЗ) не представляют интереса для массового инвестора ввиду их низкой доходности (около 8% годовых).

В 2006 году более 80 компаний и банков выпустили свои облигации. Среди них были как высококлассные, так и менее надежные эмитенты.

Облигации можно продать в любой день или дождаться срока погашения облигации эмитентом (срок облигации 3-5 лет). Накопленный доход по купону и номинальная стоимость облигаций перечисляются на счет инвестора, открытый у брокера. 
Основные торги облигациями ведутся в Секции фондового рынка ММВБ.

Таким образом, облигация – долговая ценная бумага. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Эмитент обязуется выплатить держателю облигации по окончании срока ее обращения номинальную стоимость облигации и заранее известный или легко прогнозируемый стабильный доход в виде процентов от номинальной стоимости. Существует обширная классификации облигаций по видам. Наиболее распространенной является деление облигаций по виду эмитента: государственные и корпоративные. Государственные облигации выпускаются государством, муниципалитетами. Корпоративные облигации выпускают банки, а также компании самых разных отраслей.

Облигации, как правило, считаются более безопасным инвестиционным инструментом, чем акции, поскольку их владельцы имеют приоритет в требовании доли активов компании в случае ее ликвидации или реструктуризации. Для эмитентов облигации являются надежной альтернативой банкам и другим кредиторам, которые могут предлагать менее привлекательные финансовые условия, чем рынки капитала: например, более высокие процентные ставки по займам.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ

2.1. Анализ ситуации на  российском рынке облигаций в  период кризиса

Быстрый рост российской экономики, выплата Россией долга Парижскому клубу кредиторов, положительная динамика золотовалютных резервов способствовали в 2006 году повышению мировыми рейтинговыми агентствами инвестиционного рейтинга России. Это явилось сильным толчком к уверенному росту российского долгового рынка в 2006 году, который продолжил свою положительную динамику и в первой половине 2007 года. В результате большое число иностранных инвесторов обратили свое внимание на этот сегмент. Приток иностранного капитала в Россию (в первой половине 2007 года прирост золотовалютных резервов составил 34%) способствовал развитию рынка корпоративных заимствований, который в результате стал зависим от ситуации на внешних мировых площадках.

Необходимо отметить тот факт, что Россия относится к странам с развивающейся экономикой. Поэтому инвесторы с особым вниманием оценивают инвестиционный риск, который характеризует российские рынки. Так, в первой половине 2007 года динамика значений индекса EMBI + Russia spread имела боковую направленность. Индексы EMBI+ рассчитываются инвестиционным банком и отражают усредненный спрэд облигаций страны к безрисковым облигациям (ценным бумагам Федеральной резервной системы США). Эти индексы являются важнейшим индикатором состояния суверенного долга стран формирующихся рынков. Динамика индексов отслеживается всеми крупными инвесторами в процессе принятия решений о размещении части своих активов в облигации указанных стран. Сохранение тенденции к снижению значения EMBI+ Russia spread свидетельствует об уменьшении премии за риск для участников рынка при покупке российских облигаций, что означает повышение инвестиционной привлекательности России в глазах иностранных инвесторов. Это говорит о том, что премия за риск для участников рынка при покупке российских облигаций в этот период практически имела стабильное значение.[33]

Итоги уходящего 2007 года однозначно необходимо оценивать с учетом кризиса, охватившего мировые финансовые рынки. Ситуация, сложившаяся на рынке недвижимости в США в начале года, когда высокий уровень доходов и низкие ипотечные ставки увеличили покупательную активность на рынке жилья, заставляла задуматься. В середине августа 2007 года после публикации данных о рынке ипотечного кредитования в США стало ясно, что сбылись самые пессимистичные прогнозы. В Соединенных Штатах разразился кризис на ипотечном рынке, который усугубила и без того двойственная ситуация в экономике.

Российский долговой рынок ощутил на себе воздействие мирового кризиса. Недостаток ликвидности на внешних рынках способствовал оттоку средств с рублевого рынка. Российский долговой рынок, начиная с середины августа 2007, находился в глубоком кризисе, основными чертами которого были снижение уровня рублевой ликвидности в банковском секторе, уменьшение объемов совершаемых сделок и размещений и рост доходности по долговым инструментам.

За период с июня по ноябрь 2007 года остатки денежных средств кредитных организаций на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России снизились с 1706 млрд. руб. до 568 млрд. руб. (изменение составило 1138 млрд. руб.). (рис.2.1)

Рис.2.1. Ликвидность денежного рынка

Как видно из рисунка, к концу 2007 года средства на корреспондентских счетах и депозитных счетах ЦБ РФ стали уменьшаться – вкладчики забирали свои средства. Если в середине июня средства на депозитных счетах составляли около 1200 млрд. руб., то в ноябре 2007 составили меньше 200 млрд. руб. Значение уменьшилось на 83,3 % в относительном выражении. В целом наблюдалось снижение средств на 66,7 %.

На российском долговом рынке в результате кризиса ликвидности произошло снижение котировок и повышение доходности практически всех выпусков облигаций (изменение составило от 150-300 б.п. среди бумаг первого эшелона до 500-600 б.п. по менее ликвидным облигациям третьего эшелона). Снижение цены наглядно отражает динамика индекса RCBI (индекс корпоративных облигаций ММВБ) на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Динамика индекса корпоративных облигаций ММВБ

Как видно из графика, в с августа 2007 года сократилось число первичных размещений корпоративных облигаций, фактически отсутствовали рыночные размещения (в сентябре состоялось лишь два размещения облигаций корпоративных эмитентов). Большинство инвесторов настороженно стали относиться к бумагам низкого кредитного качества, а эмитенты соответственно стали откладывать первичные размещения облигаций на более поздний период.

Таким образом, это сказалось на объемах размещений. В период с июня по ноябрь 2007 года номинальный объем облигационных выпусков на первичном рынке сократился на 16,0% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и составил 232,2 млрд. руб.

В результате отсутствия свободных денежных средств у инвесторов и возросших ставок на рынке межбанковского кредитования активность вторичного рынка (особенно в бумагах третьего эшелона) была сведена к минимуму. Большинство участников долгового рынка исключали данные бумаги из своего инвестиционного портфеля, в том числе предъявляя их к оферте. Среди компаний, у которых даты оферт по облигациям пришлись на период кризиса, оказались «Макси-Групп» (предъявлено к оферте 83% объема выпуска), «Талосто» (70%), «ЛОМО» (43%).

Эмитенты, чьи облигации в момент кризиса находились в обращении, также ощутили всю его глубину. Для поддержания интереса инвесторов к их бумагам и предотвращения риска их предъявления к оферте, т.е. к предложению заключить договор с изложением его существенных условий, им пришлось повышать процентные ставки по очередным купонам.

В 2007г. в структуре размещений преобладали облигации государственного сектора (73,6%). На долю корпоративного сектора бумаг пришлось 23,7% всех первичных размещений, остальной процент (2,7%) составляли муниципальные бумаги (рис. 2.3.)

Рис.2.3. Размещения облигаций

В структуре размещений облигаций наибольшую долю в 2007 году составляли государственные ценные бумаги – 73,6 %. По сравнению с 2006 годом больше на 78 %. В то время как доля корпоративных облигаций в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизилась на 50 млрд. руб. В целом в 2007 году объем выпусков облигаций в государственном секторе достигнет 1399,0 млрд. рублей, что в 6,3 раза превысит объем соответствующих размещений в 2006 году. Такой рост обеспечен, в первую очередь, выпусками бескупонных облигаций Центральным Банком РФ (2 эмиссии по 250 млрд. руб., 1 эмиссия — 350 млрд. руб.). В декабре 2007 года Банком России был произведен выпуск облигаций в размере 400 млрд. руб. Средний размер купонной ставки по государственным облигациям составил 6,3%.

На рынке муниципальных облигаций в 2007 году было привлечено 50,9 млрд. рублей. Количество эмитентов муниципального сектора в 2007 году составило 23 единицы. Наибольший по объему эмиссии в 2007 году стал выпуск бумаг Московской области (16 млрд. руб.), доля которого составила 31% всего объема размещений в данном секторе. Наиболее активно в 2007 году (также как и в 2006 году) привлекали средства те субъекты РФ, которые уже имеют в обращении облигационные выпуски. Средний объем выпуска среди муниципальных облигаций составил 2,1 млрд. руб. в 2007г.

Уровень цен муниципальных облигаций в течение первых 7 месяцев 2007 года колебался вокруг отметки 105% (по индексу Cbonds-Muni ценовой). В результате наступившего кризиса, начиная с августа, динамика данного показателя приобрела отрицательную направленность движения (минимальное значение в 102,4% было достигнуто 21.09.07 г.). В следствие постепенного улучшения ситуации на долговом рынке ценовой индекс муниципальных облигаций изменил свое движение в положительную область.[36]

По данным информационного агентства Cbonds, объем первичных размещений облигаций в корпоративном секторе в 2007 году составил 450,8 млрд. руб. (с учетом первичных размещений в декабре 2007 г.). Незначительное снижение данного показателя по сравнению с итогами 2006 года объясняется кризисом на мировых финансовых рынках.[36]

Средний объем эмиссии облигаций в корпоративном секторе в 2007 году по данным на конец ноября составил 2,3 млрд. руб. При этом средневзвешенная по объему эмиссии купонная ставка имела значение 8,66%.

Рассматривая отраслевую структуру облигационных выпусков среди бумаг корпоративного сектора, необходимо отметить, что подавляющую долю (41,6%) занимали бумаги банков и финансовых институтов. Вслед за ними 13,1% корпоративных первичных размещений пришлось на отрасль «Торговля», также с небольшим отставанием лидировали компании энергетической отрасли (10,4%).

В условиях постепенной стабилизации ситуации в мировой и российской экономике заметно увеличился объем размещений на первичном рынке Конец весны — начало лета 2009 года характеризовались ростом деловой активности на российском рынке корпоративных облигаций.. Так, если в марте, апреле и мае объем размещений корпоративных облигаций на внутреннем рынке составлял 1—1,5 млрд долл. в месяц, то в июне он достиг 6,6 млрд долл. — это максимальное значение за все время существования рынка.

Информация о работе Облигация как ценная бумага