Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 08:07, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение, содержания, понятия и предмета Конституционного права Российской Федерации. На основе и анализе данных, накопленных по этой теме, отечественной наукой. Реализация данной цели, предусматривает решение следующих задач: изучение и обобщение имеющихся по данной теме научных материалов; изучение понятие конституционного права; рассмотрение системы конституционного права; рассмотрение норм конституционного права; изучение конституционно – правовых отношений; изучение источников, санкций конституционного права.
Введение…………………………………………………..3
Понятие Конституционного права России……………..7
1.1Система Конституционного права в Российской Федерации…………………………………………………8
Нормы Конституционного права……………………….11
2.1Конституционно – правовые отношения, их субъекты и объекты………………………………………………….9
2.2Конституционно – правовые нормы и институты, их виды и особенности……………………………………..27
2.3Санкции как форма выражения конституционно – правовой ответственности………………………………36
Источники Конституционного права…………………..42
Заключение……………………………………………...44
Библиографический список………………………….46
Возможно и признание собранных подписей избирателей в поддержку кандидата, списка кандидатов недействительными в случае грубого или неоднократного нарушения установленных запретов (ст.44 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ст.36, 38 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").
Отмена (приостановление) правовых актов. Возможно, осуществление этих мер как в судебном порядке, так и вышестоящей инстанцией. Так, в соответствии со ст.115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены главой государства.
Принуждение к исполнению конституционных обязанностей. Ярким примером этого вида санкций является федеральное вмешательство (принуждение, интервенция) - комплексная мера, заключающаяся во вмешательстве федеральной власти с использованием средств государственного принуждения в случаях, когда ситуация в одном или нескольких субъектах федерации выходит за рамки конституционного правопорядка. Даже если не применять на практике этот институт, само его конституционное закрепление может оказать положительное влияние на упорядочение отношений федерации, ее субъектов. Федеральное принуждение признается и международным правом.
В Конституции России нет норм, предусматривающих институт федерального принуждения. Вместе с тем есть общие положения (ч.4 ст.78, ч.2 ст.80), которые с оговорками можно рассматривать как открывающие возможность такого принуждения.18
Конституционно-правовые санкции процедурного характера. Например, санкции, применяемые в отношении членов парламента. Они могут иметь форму предупреждения, выговора, временного отстранения от участия в работе парламента и другие.
Конституционно-правовые санкции, имеющие финансовый (имущественный) характер. Примером является невозвращение избирательного залога и перечисление его в доход бюджета (ст.64 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").19
Статья 42 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" устанавливает, что субъекты Российской Федерации, не подписавшие Федеративный договор или не выполняющие его, могут быть лишены перечислений из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Таковы основные меры конституционно-правовой ответственности, которые применяются к субъектам конституционно-правовых отношений в случае их недолжного поведения и в целях их принуждения к должному поведению.
3.Источники Конституционного права
Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.
Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются: по юридической силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятия; по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом Российской Федерации. Например: "О референдуме Российской Федерации" от 10.10.1995 г.; 20
Следующий источник конституционного права образуют три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации. 21
Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.22
К числу прочих источников конституционного права Российской Федерации относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных вспомогательных организациях, образуемых органами законодательной и исполнительной власти (Положения о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской Федерации и так далее.)
Особое место среди источников Конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете РСФСР о 12 июня 1990 г. ; Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г. ; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными (представительными) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.23
Источниками конституционного права являются также международно-правовые нормы, которые содержатся в международных договорах, имеющих обязательную силу для Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, Российской Федерации, представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России.
К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:
- нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать ,в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;
- в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;
- Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;
- Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);
- в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
- значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;
- Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Следующим источником конституционного права России являются федеральные конституционные законы.24 Идея таких законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции Российской Федерации. По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам"). 25
В результате вышеизложенного можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики.
В данной работе, в соответствии с ее целями и задачами были рассмотрены: понятие и предмет конституционного права России; системы конституционного права; нормы, источники и конституционно – правовые отношения.
В результате проведенного исследования в данной работе, можно сделать вывод о том, что изучение конституционного права России позволяет получить знания о базовых, основополагающих отношениях в политической, социальной, экономической и иных сферах жизни общества, понять ту сложную систему социальных связей, подлежащих правовому воздействию, которые определяют структуру всего нашего социального организма.
Конституционное право традиционно занимает ведущее место, в системе отраслей национального права предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами: предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства; основной источник конституционного права - Конституция РФ - акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер; конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства ориентиры для строительства системы правовых норм в рамках, которых существует правовое конституционное государство. Человек как высшая ценность суверенитет народа демократизм федерализм разделение властей собственность и другие принципы, представляющие собой основы конституционного строя, лежат в основе функционирования любой отрасли права; конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений устанавливаемых на основе норм других отраслей права.
Библиографический список:
- "Конституция Российской Федера
ции" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) - Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237. – 25 декабря.
- Положение о государственных наградах Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (в редакции Указа Президента РФ от 6 января 1999 г. N 19) (с изм. от 27 июня 2000 г.)
Литература:
- Авакьян С.А. Санкции в советском государственном праве // Советское государство и право. 1973. N 11, 380с.
- Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. 325с.
- Кутафин О.Е.Предмет конституционного права.-М. Юристъ, 2001-444с.
- Козлова Е.И., Кутафин О.В. “ Конституционное право России
- Учебник М.: Юристъ, 1999, с.247
- Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, значение и структура // Правоведение. 1998. №1, с.201
- Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации.- М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 1998.176с.
- Коваленко А.И.Основы конституционного права РФ М.1994
- Маклаков В.В.Конституционное право.Словарь.-М. Юристъ,2001-560с.
- Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов. 1067. С.16-33.; Советское государственное право. Под ред. Проф. И.Е. Фарбера. Саратов. 1979. С.33-38.
- Федеральное конституционное право России. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. Сост. Б.А. Страшун. - М. Норма, 1996, с.301
- Шон Д.Т. Конституционная ответственность // государство и право.1995.№7