Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 08:07, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение, содержания, понятия и предмета Конституционного права Российской Федерации. На основе и анализе данных, накопленных по этой теме, отечественной наукой. Реализация данной цели, предусматривает решение следующих задач: изучение и обобщение имеющихся по данной теме научных материалов; изучение понятие конституционного права; рассмотрение системы конституционного права; рассмотрение норм конституционного права; изучение конституционно – правовых отношений; изучение источников, санкций конституционного права.
Введение…………………………………………………..3
Понятие Конституционного права России……………..7
1.1Система Конституционного права в Российской Федерации…………………………………………………8
Нормы Конституционного права……………………….11
2.1Конституционно – правовые отношения, их субъекты и объекты………………………………………………….9
2.2Конституционно – правовые нормы и институты, их виды и особенности……………………………………..27
2.3Санкции как форма выражения конституционно – правовой ответственности………………………………36
Источники Конституционного права…………………..42
Заключение……………………………………………...44
Библиографический список………………………….46
Классификация норм конституционного права России: 1. По содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений):
Нормы закрепляющие:
1)основы конституционного строя Российской Федерации;
2)основы правового статуса личности в Российской Федерации;
3)федеративное устройство России;
4)систему органов
2. По характеру имеющихся в нормах предписаний (по способу воздействия на субъекты права):9
1) управомочивающие, пример: ч.1 ст.22 Конституции РФ:"Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность"; ч.1 ст.36 Конституции РФ: "Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю";
2)обязывающие, например: ст.57 Конституции РФ: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы"; ст.58 Конституции РФ: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду...";
3)запрещающие, например: ч. 4 ст.3 Конституции РФ: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации"; ч.2 ст.30 Конституции РФ: "Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём";
3. По территории действия:
1)действующие на территории всей Российской Федерации; например: нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, в Указах Президента РФ и так далее;
2)действующие на территории
конкретных субъектов
3)действующие в пределах
4. По юридической силе: Нормы, закреплённые в:
1)Конституции РФ, федеральных
конституционных законов,
2)Указах Президента РФ, постановлениях
Совета Федерации и
3) Конституции республик в составе Российской Федерации, Уставах краёв, областей, городов федерального значения, и т.д.; законах субъектов РФ и другие;
4) отдельных актов органов местного самоуправления.
5. По степени определённости содержащихся в них предписаний.
1) императивные, то есть такие, которые не допускают никаких отступлений от сформулированного в них правил. Например: ч. 3 ст.49 Конституции РФ: "Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого"; ч.1 ст.50 Конституции РФ: "Никто не может быть повторно осуждён за одно и то же преступление " и другие;10
2) диспозитивные, то есть такие, которые допускают возможность выбора соответствующего варианта поведения в зависимости от конкретных условий. Например, ст.33 Конституции РФ: "Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления".
В юридической литературе указываются и иные основания классификации конституционных норм. Например, по функциональной направленности: нормы регулятивные и охранительные; по характеру регулируемых общественных отношений: нормы материальные и процессуальные; по действию во времени: нормы постоянные, временные и исключительные.
Нормы российского конституционного права группируются по институтам.
Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Для конституционного института характерны два признака:
- наличие в нём обособленной,
устойчивой группы
- внутренняя взаимосвязанность
норм единством предмета
В конституционном праве выделяются три разновидности конституционных институтов: головные, сложные и одноэлементные (простые).
Головные конституционные институты.
Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и другие. Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксироваться как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, федеральных законах и так далее). Например, не все институты и нормы, объединённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ. Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.
Сложные конституционные институты.
Сложные конституционные институты могут входить в состав головных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институтов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и другие.
Одноэлементные (простые) конституционные институты. Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президента, институт Конституционного Суда. Эти правовые институты могут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от социально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и другие.
Отдельные конституционно-правовые институты объединяют в себе правовые нормы, относящиеся к другим отраслям права. Например, институт избирательного права включает в себя нормы конституционного, административного, уголовного права. Место и роль конституционного института определяются не количеством объединяемых им подразделений и норм, а его значимостью в составе Конституции, характером регулируемых им общественных отношений и его положением среди других институтов.
Проникновение в систему связи между конституционными институтами и нормами, их изучение и глубокий анализ, работа с ними законодателя - всё это позволяет обнаружить и устранить недостатки во внутренней форме Конституции (отсутствие нужных норм, необходимость их передвижения из одного конституционного института в другой, редакционные неточности) и перестроить порядок взаимосвязи.
2.3 Санкции
как форма выражения
Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций.
Санкция — обязательный атрибут юридической ответственности в конституционном праве. «Юридическая ответственность — это реализация санкции, указанной в юридической норме». Именно санкция указывает на неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы11.
В настоящее время государством также используется широкий круг мер конституционно - правовой ответственности. В их число входят, прежде всего, отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений.
1. Лишение общего или
специального конституционно-
Расформирование. Например, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (как и окружная, территориальная, участковая) может быть расформирована судом в случае нарушения ею избирательных прав граждан (ст.25 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").12
Запрещение деятельности. Отстранение от должности, лишение мандата. Событием, вызывающим большой общественный интерес, является отстранение от должности президентов. Данная процедура имеет конституционно - правовой характер и служит защите конституции.
В отношении, например, кандидатов в депутаты может применяться исключение из избирательного списка кандидатов за существенную недостоверность представленных им сведений (ст.47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Отзыв. Например, отзыв депутата избирателями. В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации предусмотрен отзыв депутатов представительных органов государственной власти, должностных лиц местного самоуправления (Закон Псковской области "О порядке отзыва депутата Псковского областного Собрания депутатов", Закон Алтайского края "О порядке отзыва депутата, члена выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае").
Лишение гражданства. Лишение государственных наград и почетных званий. Пункт 17 Положения о государственных наградах Российской Федерации предусматривает, что Президент вправе отменить указ о награждении.13
Отмена регистрации. Согласно ст.64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (аннулирована), в частности, в случае нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании.
Ограничение,
лишение субъективного
Отказ. Например, в предоставлении гражданства. Статья 19 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает в качестве одного из оснований для отказа в приеме (восстановлении, приобретении в порядке регистрации) в гражданство выступление лица за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. В государственной регистрации (например, в ст.12 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" указаны основания отказа в государственной регистрации религиозной организации).14
Российское избирательное
законодательство устанавливает несколько
видов отказа как меры юридической
ответственности (в таком качестве
это рассматривает и Конституци
- отказ заверить списки,
принять уведомление о
- отказ в приеме
подписных листов и других
документов на регистрацию
- отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов, уполномоченных представителей (ст.32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").15
Возложение дополнительной конституционной обязанности.
Переход конституционного полномочия. Содержание этой конституционно-правовой санкции заключается в том, что если субъект конституционно-правовых отношений не выполняет (выполняет недолжным образом) возложенные на него обязанности, то к другому субъекту переходят полномочия в сфере невыполненной (выполненной недолжным образом) обязанности первого субъекта.
Оценочные санкции. Любая санкция содержит итоговую оценку поведения субъекта. Но именно в имеющей юридическое значение оценке поведения субъекта состоит основное содержание данных санкций. В этом заключается способ, каким они служат охране конституционно-правовых отношений.
Выражение недоверия, признание деятельности неудовлетворительной. Эти санкции бывают двух видов. Применение санкций первой группы, наряду с важным "оценочным" результатом, означает окончательное решение о лишении должности. В мерах ответственности второй группы доминирует "оценочная" составляющая, т.е. их применение не означает автоматического лишения мандата. Решение по этому поводу может быть принято другой инстанцией.
Признание неконституционным, незаконным. Согласно ст.7 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", суд вправе признать действие государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, а также должностных лиц незаконным.16
Заявление возражения. Представление о пресечении недолжного поведения, предупреждение.
Как гласит ст.91 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в случае нарушения требований данного акта кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком соответствующая избирательная комиссия вправе вынести им предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.
Отмена (признание не действительным) юридически значимого результата. Согласно ст.64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии (комиссии референдума) об итогах голосования, о результатах выборов (референдума). Статья 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" указывает, за какие нарушения избирательного законодательства избрание кандидата, федерального списка кандидатов может быть признано недействительным.17