Муниципальные выборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:51, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей муниципального избирательного процесса.

Оглавление

Введение
Понятие и виды муниципальных выборов
Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов
Правовое регулирование муниципальных выборов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Муниципальные выборы.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Содержание

введение

3

Понятие и виды муниципальных выборов

4

Основные принципы организации  и проведения муниципальных выборов

6

Правовое регулирование  муниципальных выборов

10

заключение

14

список литературы

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Местное самоуправление — самостоятельный уровень публичной власти, в котором наиболее рельефно проявляется идея приближения власти к своему источнику, т.е. народу. Местное самоуправление является также одной из главных основ любого демократического строя. Именно на муниципальном уровне наиболее непосредственно реализуется право каждого участвовать в управлении делами — в данном случае, местными делами, местной жизни.

Задача местного самоуправления —  обеспечивать одновременно эффективное  и приближенное к населению управление местными делами. Муниципальные выборы, посредством которых формируются подотчетные и подконтрольные населению выборные органы местного самоуправления, являются необходимым элементом системы организации и функционирования местного самоуправления.

За счет своей приближенности к  населению муниципальных образований, муниципальные выборы отличаются значительным своеобразием по сравнению с выборами в органы государственной власти. Можно отметить, что каждый элемент  муниципального избирательного процесса, начиная с правового статуса муниципальных избирателей и кандидатов на выборные местные должности и заканчивая процедурами голосования, обладает своей спецификой, иногда достаточно ярко выраженной. Поэтому исследование общественных отношений, являющихся предметом муниципального избирательного права, и норм, их регулирующих, является, несомненно, актуальным и значимым.

Целью работы является изучение особенностей муниципального избирательного процесса.

 

 

 

понятие и виды муниципальных выборов

 

Муниципальные выборы — это акт самоуправления, который основывается на социальной активности населения, осознании им своей ответственности за управление местными делами. Я считаю, что муниципальные выборы должны не только обеспечивать подбор лучших представителей населения в органы местного самоуправления, но и давать возможность населению в процессе избирательной кампании оценивать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, определять пути и способы улучшения их работы. И задачи эти вполне реальны, ибо выборы проводятся обычно в относительно небольших поселениях, где кандидатами являются граждане, как правило, хорошо известные населению; проблемы, о которых они говорят на встречах с избирателями, им близки и понятны, затрагивают интересы каждого жителя муниципального образования.

Муниципальные выборы проводятся:

- во-первых, в целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов (контрольного и др.);

- во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Таким образом, можно  дать более полное определение: муниципальные выборы — это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.

Рассматривая вопрос о видах муниципальных выборов, необходимо, прежде всего, выделить основные выборы, которые можно подразделить на очередные и досрочные выборы.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочий органа или должностного лица местного самоуправления.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования  и не может быть менее двух и  более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Досрочные муниципальные  выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. [4,с.30]

Муниципальные выборы могут  быть также повторными и дополнительными.

Повторные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными, либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в других установленных законом случаях (при проведении выборов по многомандатным избирательным округам, когда не все мандаты оказались замещенными, и др.).

Дополнительные выборы назначаются в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу. Они могут быть назначены также и в многомандатном округе в случае и порядке, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ » от 12 июня 2002г.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат  не может быть избран на срок более  одного года.

Таким образом, муниципальные  выборы, являясь наряду с местным  референдумом высшим непосредственным выражением воли населения муниципальных образований, занимают особое место в системе местного самоуправления. Посредством муниципальных выборов граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций местного самоуправления в качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления.

 

Основные принципы организации  и проведения муниципальных выборов

 

Местное самоуправление как форма осуществления народом  своей власти необходимо предполагает право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. Законодательное регулирование этого права должно обеспечивать всем гражданам равные избирательные права, равные возможности для их реализации независимо от пола, расы, национальности, языка, религии или вероисповедания, политических и иных убеждений, социального происхождения и иных подобных обстоятельств.

Муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии с международными избирательными стандартами всеобщее избирательное право применительно к муниципальным выборам означает в принципе, что каждый человек имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

Вместе с тем это  право может быть ограничено требованиями, предъявляемыми к реализации активного  и пассивного избирательного права. Федеральное законодательство устанавливает, что активным избирательным правом граждане обладают, во-первых, по достижении 18 лет. Во-вторых, их место жительства должно быть расположено в пределах соответствующего избирательного округа. На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, правом участвовать в муниципальных выборах обладают иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования.

Принцип равного избирательного права призван обеспечить участие граждан в муниципальных выборах на равных основаниях: каждый избиратель имеет один голос; в тех же случаях, когда избирательная система предусматривает наличие у избирателей более одного голоса, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. Поэтому, если на выборах в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет либо число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Гарантией равного избирательного права является также законодательное требование к образованию избирательных округов: они образуются примерно с равным числом избирателей с установленными законом допустимыми отклонениями от средней нормы представительства избирателей. Принцип равного избирательного права предполагает также: равенство возможностей всех избирательных объединений, кандидатов, участвующих в муниципальных выборах.

Принцип прямого голосования на муниципальных выборах означает, что избиратели голосуют за кандидатов, списки кандидатов, а в случаях, предусмотренных законом, — и против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) непосредственно.

Принцип тайного голосования, закрепляемый избирательным законодательством, призван исключить возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на муниципальных выборах.

Участие гражданина в муниципальных  выборах является свободным и  добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Открытость и гласность муниципальных  выборов предполагает, что назначение, подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно. Информация о муниципальных выборах, включая сведения о кандидатах, участвующих в выборах политических партий, нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации и проведения муниципальных выборов, решениях избирательных комиссий, должна своевременно и в полном объеме доводиться до сведения избирателей, других участников избирательного процесса в муниципальных образованиях.

Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении муниципальных  выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов  выборов осуществляется также открыто и гласно.

Обеспечение гласности и открытости муниципальных выборов предполагает также создание необходимых условий  для объективного освещения избирательной  кампании средствами массовой информации, для осуществления общественного  контроля и международного наблюдения за муниципальными выборами.

Обеспечение честных, справедливых и  подлинных муниципальных выборов предполагает создание равных правовых условий участия в выборах для всех кандидатов, избирательных объединений, для их состязательности и конкуренции на выборах, для исключения возможностей фальсификации их результатов, для своевременного и в полном объеме информирования о финансировании избирательных кампаний кандидатов, политических партий.

Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается

Муниципальные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты (члены) указанных органов, выборные должностные лица местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Судебная защита избирательных  прав и свобод участников муниципальных  выборов, гарантируемая Конституцией РФ, федеральными законами, призвана обеспечить легитимный, публичный и демократический характер муниципальных выборов. Участникам муниципальных выборов обеспечивается реальная возможность обжаловать официальные итоги голосования, результаты выборов, нарушения избирательных прав и свобод граждан в судебные и иные органы в порядке и сроки, предусмотренные законом, международными обязательствами Российской Федерации.

Таким образом, муниципальные  выборы, как и выборы государственных органов власти, только в том случае выполняют свое социальное предназначение, играют роль действенного демократического инструмента выявления воли граждан, когда они являются подлинно демократическими, свободными, справедливыми, проводятся регулярно в установленные сроки. Для этого Федеральное избирательное законодательство, основываясь на международных избирательных стандартах, закрепляет фундаментальные принципы организации и проведения выборов, призванные обеспечить их демократический, свободный и периодический характер в Российской Федерации.

 

Правовое регулирование  муниципальных выборов

 

Правовое регулирование  муниципальных выборов осуществляется на всех уровнях публичной власти в государстве: федеральном, субъектов  Федерации и муниципальном. Кроме  того, нельзя забывать, что правовую основу местного самоуправления, принципов его организации и деятельности, формирования органов местного самоуправления составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права, определяющие международные избирательные стандарты, важнейшие условия обеспечения демократического избирательного процесса, учитываемые в практике правого регулирования муниципальных выборов.

Информация о работе Муниципальные выборы