Ликвидация юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение проблем теории и практики ликвидации юридических лиц.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение понятия «ликвидация юридических лиц».
2. Рассмотрение порядка добровольной и принудительной ликвидации
юридических лиц.

Оглавление

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………..7
§1. Понятие ликвидации юридических лиц ………………………………...7
§2. Виды ликвидации юридических лиц……………………………………11
§3. Соотношение понятия «ликвидация» со смежными понятия-ми……..16
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………………………24
§1. Принятие решения о ликвидации и его последст-вия…………………..24
§2. Удовлетворение требований кредиторов. Завершение процедуры
ликвидации. ………………………………………………………………29
§3. Государственная регистрация юридических лиц при ликвида-ции.......37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………….44

Файлы: 1 файл

РПП Курсовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

 

§2. Удовлетворение требований кредиторов.

Завершение  процедуры ликвидации 

     После утверждения промежуточного ликвидационного баланса и согласования его с регистрирующим органом можно приступить к погашению долгов. Ликвидационная комиссия организации выявляет кредиторов и письменно уведомляет каждого из них о ликвидации организации.

     Начиная с момента публикации сведений о ликвидации юридического лица, в течение двух месяцев кредиторы вправе предъявить свои требования. Два месяца со дня опубликования – это минимальный срок предъявления требований, установленный законом.

    Уведомление контрагентов может дополнительно к публикации происходить и любым другим способом и не имеет прямого отношения к работе бухгалтерии. По сути, происходит выверка взаимных расчетов со всем сторонними организациями. На этом этапе ликвидируемая организация имеет право выявить неточности своего учета и изменить сумму задолженности перед кредиторами и дебиторами. После составления промежуточного ликвидационного баланса изменение суммы кредиторской задолженности может происходить только на основании судебного решения37. Необходимо понимать, что закон не обязывает предпринимать какие-либо обязательные меры по получению дебиторской задолженности (например, нет требования об обязательном истребовании ее через суд) и в данном вопросе ликвидатор или ликвидационная комиссия руководствуются исключительно собственной добросовестностью.

     По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ38, промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

  1. сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  2. перечень предъявленных кредиторами требований;
  3. результаты их рассмотрения.

     Ликвидационная комиссия определяет  порядок погашения задолженности перед кредиторами.

     После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий (налоговый) орган направляет промежуточный ликвидационный баланс для проведения контрольных мероприятий в следующие отделы:

  1. взыскания задолженности;
  2. выездных проверок;
  3. камеральных проверок;
  4. юридический отдел.

    Так же на этом этапе может быть назначена камеральная или выездная налоговая проверка за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как правило, налоговые инспекции стараются назначать проверку ликвидируемого юридического лица, поскольку после ликвидации будет невозможно взыскать налоги и штрафные санкции.

     После проведения проверки либо контрольных мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги.

Утвердив  промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия приступает к расчетам с кредиторами в очередности, установленной законом.

     Законодательство предусматривает следующую очередность удовлетворения требований:

I очередь: удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда.

II очередь: удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

III очередь: удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды

IV очередь: требования прочих кредиторов.

     Расчеты производятся в порядке очередности и, только удовлетворив все требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имуществ окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально39.

Расчеты с кредиторами первой и второй очереди должны быть осуществлены в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

     Расчеты с кредиторами четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае, если при осуществлении расчетов с кредиторами имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

      Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.

     В соответствии с п. 4 ст. 64 ГК  РФ40 в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

     По общему правилу требования  кредиторов должны удовлетворяться  денежными средствами организации.

     В соответствии с п. 3 ст. 63 ГК  РФ41, если у организации недостаточно денежных средств для удовлетворения требования кредиторов, то ликвидационная комиссия должна продать ее имущество с публичных торгов.

     Перед продажей имущества ликвидационная  комиссия оценивает его по  рыночной стоимости или привлекает  независимого оценщика, затем оно  реализуется специализированной организации. Недвижимое имущество продают на торгах, которые подготавливают и проводят организации, имеющие право совершать сделки с недвижимостью42.

     Если в состав имущества ликвидируемой  строительной организации входят объекты, незавершенные строительством, то необходимо определить, кто имеет право собственности на них – заказчик или подрядчик.

     Если строительство ведется из  материалов подрядчика, то он  считается собственником этих  материалов, даже если они уже  использованы в работе, т.е. приняли  форму объекта строительства. Право собственности на такой объект сохраняется за подрядчиком до тех пор, пока объект не будет передан заказчику. В этом случае объект, не завершенный строительством, включается в состав имущества подрядчика и регистрируется в качестве объекта недвижимости, реализуется на торгах, а заказчик получат право требования уплаченных подрядчику сумм43.

     Если заказчик предоставлял для  строительства собственные материалы,  привлекал других подрядчиков  и принимал отдельные этапы  выполненных работ, то в этом случае у него больше оснований считаться собственником объекта, незавершенного строительством. Поэтому, ликвидируя организацию, недостроенный объект комиссия передает заказчику, а подрядчик либо не предъявляет никаких требований к заказчику, либо требует погашения дебиторской задолженности.

   После окончания расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица. Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

     Окончательный ликвидационный баланс, платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица, а также заявление по форме предоставляются в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. Подпись заявителя удостоверяется в нотариальном порядке.

Необходимо  отметить, что в заявлении по форме  подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.

     Этих документов достаточно для регистрации ликвидации юридического лица, никаких дополнительных документов регистрирующий орган требовать не вправе, в том числе и каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

     На основании представленного заявления регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме Р1500144 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.

     Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица только в следующих случаях:

  1. Представлены не все документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;
  2. Документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, представлены до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;
  3. В налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);
  4. При обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

     Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» говорит о том, что «ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати … публикации о ликвидации юридического лица45» и в случае, если документы о завершении процедуры ликвидации будут представлены ранее этого срока, то в регистрации будет отказано.

     Необходимо так же рассмотреть такой вопрос – что делать в случае, если решение о ликвидации уже принято, налоговый орган извещен, но учредители (участники) по каким-либо причинам изменили свое решение и больше не имеют намерения ликвидировать юридическое лицо. Действующее законодательство не предусматривает подобную ситуацию, но и не запрещает ее.

     Если было принято только решение, но о нем еще не уведомлены ни регистрирующий орган, ни контрагенты юридического лица, то ответ очевиден – просто не уведомлять об этом заинтересованных лиц и принять решение, отменяющее решение о ликвидации.

     Но что делать, если уже уведомлена налоговая инспекция и контрагенты, назначена ликвидационная комиссия и составлен промежуточный ликвидационный баланс? Согласно разъяснениям налоговых органов в такой ситуации в регистрирующий орган предоставляется заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица и заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы46.

     После предоставления этих документов в ЕГРЮЛ будет внесена запись об отмене записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а заявителю будет выдано на руки или направлено на почту Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме. С этого момента юридическое лицо может вести свою деятельность в обычном режиме, без каких-либо ограничений.

     Если же в ЕГРЮЛ уже внесена запись о том, что юридическое лицо ликвидировано, то отмена решения о его ликвидации возможна только судом.

После внесения в единый государственный  реестр юридических лиц записи о  ликвидации юридического лица ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность47. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ликвидация юридических лиц