Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблем теории и практики ликвидации юридических лиц.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение понятия «ликвидация юридических лиц».
2. Рассмотрение порядка добровольной и принудительной ликвидации
юридических лиц.
ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………..7
§1. Понятие ликвидации юридических лиц ………………………………...7
§2. Виды ликвидации юридических лиц……………………………………11
§3. Соотношение понятия «ликвидация» со смежными понятия-ми……..16
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………………………24
§1. Принятие решения о ликвидации и его последст-вия…………………..24
§2. Удовлетворение требований кредиторов. Завершение процедуры
ликвидации. ………………………………………………………………29
§3. Государственная регистрация юридических лиц при ликвида-ции.......37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………….44
На сегодняшний день суды придерживаются
того подхода, что исключение юридического
лица из ЕГРЮЛ со ссылкой на ст. 21.1 Закона
о государственной регистрации не означает
его прекращения в связи с ликвидацией.
В то же время ни ГК РФ, ни иные специальные
федеральные законы, регулирующие деятельность
юридических лиц, не квалифицируют фактическое
прекращение деятельности юридического
лица как основание для утраты им правоспособности.
Следовательно, исключение юридического
лица из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего
деятельность на основании ст. 21.1 Закона
о государственной регистрации, казалось
бы, не может прекращать его правоспособность.
Но это, во-первых, противоречит п. 3 ст.
49 ГК РФ23. А во-вторых, практически
невозможно, поскольку единственным доказательством
наличия у лица правоспособности служит
соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Судебная практика исходит из того, что
только в случае исключения из ЕГРЮЛ на
основании специального решения об этом
регистрирующего органа юридическое лицо
может утратить свою правоспособность.
Так, в приведенном ниже примере суды пришли
к выводу, что признание создания юридического
лица незаконным и его регистрации в качестве
юридического лица недействительной не
влечет автоматического исключения юридического
лица из ЕГРЮЛ и утраты им правоспособности.
При рассмотрении дела № А56-11268/2007 о признании
недействительным решения регистрирующего
органа о государственной регистрации
ОАО, Тринадцатый арбитражный апелляционный
суд в постановлении от 23.01.2009 указал следующее.
Признание судом недействительным решения
о государственной регистрации лица вследствие
допущенных при его создании грубых нарушений
закона само по себе не является основанием
для исключения созданного юридического
лица из ЕГРЮЛ. В данном случае законом
предусмотрена возможность добровольной
ликвидации организации либо ликвидации
по решению суда24.
Для того чтобы юридическое лицо было признано недействующим (прекратившим свою деятельность) необходимо одновременное наличие следующих признаков:
Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляет отдел камеральных проверок той налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо.
Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы:
Эти документы служат основанием для направления информации о наличии признаков прекращения деятельности юридического лица в регистрирующий орган – налоговую инспекцию (ее подразделение), ответственное за регистрацию юридических лиц.
В течение 5 рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра. Это решение публикуется в средствах массовой информации в точно таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица.
После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ отводится трехмесячный срок на то, чтобы заинтересованные лица, если таковые имеются, известили налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц)25.
Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из единого государственного реестра юридических лиц и перестанет существовать не только де-факто, но и де-юре26.
Интересно отметить, что точки зрения Арбитражного суда и Федеральной налоговой службы на критерии отнесения налогоплательщиков к категории «прекративших деятельность» не совпадают. Как разъясняет Высший Арбитражный суд Российской Федерации, исключение юридического лица из единого государственного реестра допускается даже в тех случаях, когда имеется задолженность по налогам и сборам, а также неуплаченным штрафным санкциям, которые обязательно возникнут вследствие непредставления отчетности27. Однако эта позиция не разделяется налоговыми органами, которые руководствуются Письмом ФНС РФ от 9 августа 2005 г. № ЧД-6-09/668@, в соответствии с которым из ЕГРЮЛ исключаются только те юридические лица, которые не имеют задолженностей перед бюджетом по обязательным платежам28.
Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо не исключении недействующих юридических лиц из реестра не используют процедуру исключения из ЕГРЮЛ, а обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд же, установив, что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам.
Разночтение вызвано в первую очередь тем, что налоговым органам выделяются достаточно большие денежные средства на проведении процедур банкротства, в то время как суды заинтересованы в снижении количества «банкротных» дел в отношении отсутствующих должников.
Необходимо так же урегулировать вопрос о последствиях такого способа прекращения юридического лица как исключение его из единого государственного реестра, поскольку в настоящий момент формально обязательства юридического лица в связи с его исключением из реестра не прекращаются и на этом основании, в частности, налоговые органы отказываются признавать безнадежной задолженность прекратившего деятельность юридического лица, не ликвидированного, но исключенного из реестра.
Глава 2. ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
§1.
Принятие решения
о ликвидации и
его последствия
Очевидным представляется
Такое решение может быть принято по любым основаниям – в связи с тем, что юридическое лицо достигло цели, ради которой было создано, либо истек срок действия юридического лица, указный в учредительных документах, а также без объяснения таких причин – для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров).
Решение о ликвидации юридического лица принимается на общем собрании учредителей (участников). В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 62 ГК29 принятие решения о ликвидации влечет возникновение обязанностей у участников или органа юридического лица, принявших решение о ликвидации:
Исходя из толкования законодательства о ликвидации следует, что под незамедлительным следует понимать трехдневный срок30.
С момента назначения
Если участником ликвидируемой
организации является
Очень важно, чтобы все выше перечисленные условия были выполнены вовремя и в соответствии с требованиями, так как от выполнения указанных обязанностей зависит дальнейшее движение процесса ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, или государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Отсюда в практике не так редки ситуации, когда принятое решение о ликвидации юридического лица, не находит своего дальнейшего развития. Юридическое лицо как бы зависает «между небом и землей», поскольку, несмотря на принятое решение о ликвидации, так как соответствующая запись не внесена в государственный реестр. Высший Арбитражный Суд пришел к выводу, что невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов31.
Учредители (участники) юридического
лица или орган, принявшие
Перед началом ликвидации
Ликвидационная комиссия
сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами; анализ и характеристика кредиторской задолженности; подготовка сведений о размерах и составе активов организации и другие. К уведомлению следует приложить документ о формировании и ликвидационной комиссии, документ о назначении ликвидатора или документ о назначении конкурсного управляющего.
Получив уведомление,
Еще одной проблемой
Как утверждает Нюда Е. В.: «Возникает довольно парадоксальная ситуация, когда при ликвидации юридического лица в государственный реестр вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, только в тех случаях, когда имеет место добровольная ликвидация. При ликвидации же принудительной внесение такой записи не предусмотрено… Очевидно, разработчики ГК исходили из того, что решение суда о ликвидации юридического лица обладает такой же степенью публичной достоверности как и сам государственный реестр35». Отсюда можно со всей уверенностью утверждать об имеющем место пробеле в правовом регулировании. Высший Арбитражный Суд некоторое время пытался восполнить его, указав на то, что хотя пункт 1 статьи 62 ГК, которым предусмотрена обязанность участников (учредителей) или органа юридического лица, принявших решение о ликвидации, уведомить об этом регистрирующий орган, не может распространяться на судебные органы, но «с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию36». Однако данный пробел не может быть восполнен лишь только с помощью судебного толкования, хотя бы потому, что уведомление суда не дает права регистрирующему органу внести в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, поскольку такая запись может быть сделана только на основании уведомления учредителя или органа самого юридического лица.